Личность Гумилева Л.Н. и причины становления концепции

Лев Николаевич Гумилев – выдающийся русский историк и этнолог. Сын знаменитых поэтов Серебряного века – Анны Ахматовой и Николая Гумилева в годы советской власти испытал все горести и лишения как сын расстрелянного заговорщика. Гумилеву пришлось всю жизнь противостоять ударам судьбы: трижды он был арестован и в общей сложности отсидел в лагерях 14 лет.

Сам историк отмечал, что его с детства интересовала причина рождения и исчезновения народов. Отец рано познакомил сына с историей нардов степи и востока, предлагая ему для дополнительного чтения научную литературу по этой теме.

Будучи студентом исторического факультета Ленинградского университета, Гумилев отличался активным увлечением изучения причинно-следственных связей по основным гуманитарным дисциплинам. 

Его главной увлечённостью считался поиск ответов на вопросы: по какой причине народы рождаются, объединяются, делятся и умирают, что заставляет маленькие и непримечательные народы становится грозной силой и угрозой для развитых государств. 

Еще студеном историк, заявлял, что для исследования этнологии необходима соответствующая методология. Гумилев никогда не исключал ни традиционной методологии гуманитарных наук, ни естественнонаучной методологии. Хотя и осознавал их слабости и недостатки при изучении различного рода этнических проблем. Впервые он с этим столкнулся на первых курсах университета, когда пытался выяснить причины длительности сохранения самобытности этнос[1]

Нестандартное мышление историка, энциклопедические знания по истории, культуре, географии, геологии, психологии, позволили вскрыть этнокультурный срез причин, содержания, сущности сложнейших современных культурно-цивилизационных процессов.

Попробовав себя в роли преподавателя, археолога, географа, хранителя музея, работника «Эрмитажа», он написал и опубликовано более ста научных работ, которые не потеряли своей ценности и актуальности, и сегодня.

Несмотря на все невзгоды и несчастья, Гумилев Л.Н. сумел сохранить крепость духа и в итоге одержать нравственную победу в борьбе с обстоятельствами, политическим режимом, научными гонениями.

Его главное произведение – книга «Этногенез и биосфера Земли» – создавалась около десяти лет. Она посвящена выявлению закономерностей и взаимодействия этносов и ландшафтов в истории.

Стоит отметить, что главный труд историка написан чрезвычайно ярко и информативно, содержащая множество интересных сведений, а, следовательно, и богатый материал для полемики, она служит предметом пристального внимания как профессиональных ученых, географов и историков, так и широкого круга читателей.

Сам же историк говорил о себе редко, он мало общался с журналистами и практически не давал интервью о себе и своей семье. На вопросы о том, считает ли себя исследователь интеллигентом, ученый отвечал: «Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия». Именно так, детское увлекательное чтение книг по культуре степи и Востока, стало не просто увлечением, а делом всей жизни, что несло в себе создание концепции.


1 Пушкин Л. Н. Проблемы методологии этнологического исследования в творчестве Л. Н. Гумилёва. – 2004. С. 276

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *