Культура Руси конца XIII — начала XVI в.

Условия развития культуры. После страшного разорения рус­ских земель в результате нашествия Батыя и последующих похо­дов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усу­гублялось тем, что в Орду угонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными цен­трами развития культуры. Последствием нашествия стало исчез­новение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конце XIII в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонголь­ской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.

Однако именно сохранение и возрождение культуры стало од­ним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.

Литература. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопо­жертвованию, казалось бы, в безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разоре­нии Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выража­лась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.

Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появи­лись иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погиб­ших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.

В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.

В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.

Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Тверской купец совершил пу­тешествие в Индию в 1466—1472 гг. В записках он подробно рас­сказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубо­кой симпатией наполнены его описания жизни простых индийцев. Различие веры не мешало А. Никитину объективно воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвраща-120

лись к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Рус­ская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова запи­саны в конце «Хождения за три моря».

Создание единого государства способствовало появлению об­ширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — на­чала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа само­властна, ограда ей вера».

Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолай Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Боль­ше всего полезны пахари, их трудами создаются главнейшие бо­гатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.

Архитектура и искусство. В XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образ­цу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обо­сновывалось древними традициями.

Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились боль­шие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конце XV в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальян­ских мастеров была создана современная кремлевская стена с баш­нями. Для своего времени это было выдающееся фортификацион­ное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.

Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.

«Золотым веком» русской иконописи стал конец XIV — нача­ло XV в., когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек приехал на Русь из Византии. Он был мастером фресковой живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением во внут­ренний мир образов.

Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославлен­ным его творением стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Свя­того Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной кра­соты. В творчестве АРублева отразилась эпоха национального подъе­ма, вызванного Куликовской битвой. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Диони­сий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *