Условия развития культуры. После страшного разорения русских земель в результате нашествия Батыя и последующих походов ордынских отрядов культура пришла в упадок. Положение усугублялось тем, что в Орду угонялись прежде всего ремесленники, что вело к запустению городов, которые являлись главными центрами развития культуры. Последствием нашествия стало исчезновение многих видов искусства и ремесла. Лишь в конце XIII в. в Твери и Новгороде построили первые каменные церкви. Из них до наших дней сохранилась только церковь Николы на Липне под Новгородом. Сравнение ее с великолепными храмами домонгольской Руси показывает, насколько упало мастерство строителей.
Однако именно сохранение и возрождение культуры стало одним из главных факторов духовного выживания русских людей в условиях ордынского ига.
Литература. Первым памятником художественной литературы после нашествия можно считать «Слово о погибели Русской земли». До нас дошло лишь начало этого произведения. Призыв к самопожертвованию, казалось бы, в безнадежной борьбе со страшным врагом содержится в таких произведениях, как «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Меркурии Смоленском» и др. Как наказание за грехи оценивал нашествие татар видный писатель XIII в. владимирский епископ Серапион. В его посланиях выражалась вера: если русские люди сумеют преодолеть свои грехи, то неминуемо и освобождение от ига.
Лишь после победы на Куликовом поле в литературе появились иные настроения. Первым откликом на битву стала поэма «Задонщина», написанная под явным влиянием «Слова о полку Игореве». Это говорит о преемственности в развитии литературы и сохранении традиций древнерусской культуры. Скорбя о погибших, автор «Задонщины» Софоний Рязанец воспевает их подвиг во имя Руси.
В начале XV в. было создано «Сказание о Мамаевом побоище». Оно стало наиболее популярным произведением о Куликовской битве. Восхищаясь подвигом воинов, «Сказание» преподносит победу в битве как торжество православия над его врагами.
В XV в. были созданы многие известные жития русских святых — Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Одним из наиболее ярких произведений XV в. стало «Хождение за
три моря» Афанасия Никитина.
Тверской купец совершил путешествие в Индию в 1466—1472 гг. В записках
он подробно рассказал о своих злоключениях, об увиденном и пережитом. Глубокой
симпатией наполнены его описания жизни простых индийцев. Различие веры не мешало А. Никитину объективно
воспринимать чужие нравы и обычаи. Однако мысли купца постоянно возвраща-120
лись к положению на родине. «А Русскую землю Бог да сохранит. На этом свете нет страны, подобной ей, почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Пусть устроится Русская земля, а то мало в ней справедливости», — такие слова записаны в конце «Хождения за три моря».
Создание единого государства способствовало появлению обширной публицистической литературы, главной темой которой стали пути развития страны. Многие публицисты конца XV — начала XVI в. были сторонниками ересей, распространившихся в этот период в России. Они выступали против учения православной церкви по многим вопросам. Один из еретиков, дьяк Ивана III, видный дипломат Федор Курицын в стихотворении «Лаодокийское послание» высказал идею о свободе воли человека: «Душа самовластна, ограда ей вера».
Церковные публицисты выступали против учений еретиков. Один из таких публицистов, монах Ермолай Еразм, в своих трудах выступил как выразитель настроений русского крестьянства. «Больше всего полезны пахари, их трудами создаются главнейшие богатства», — писал Ермолай Еразм. Он призывал ограничить власть бояр и дворян над крестьянами.
Архитектура и искусство. В XIV в. во всех столицах княжеств и других городах развернулось каменное строительство. Большим своеобразием отличалась архитектура Новгорода Великого. В XV в. новгородцы, предчувствуя скорое падение независимости своей республики, обращали взоры к старине, возводя храмы по образцу древнерусских построек. Этим как бы подчеркивалась особая роль Новгорода, его право на самостоятельность, которое обосновывалось древними традициями.
Одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. Именно здесь при Иване Калите появились большие каменные храмы, а при Дмитрии Донском были возведены первые в Северо-Восточной Руси каменные стены вокруг Кремля. В конце XV в. Москва стала столицей всей Русской земли, и Иван III решил построить необычный Кремль. Под руководством итальянских мастеров была создана современная кремлевская стена с башнями. Для своего времени это было выдающееся фортификационное сооружение, рассчитанное на длительную осаду.
Итальянских мастеров привлек Иван III и для строительства новых соборов внутри Кремля. Главный храм Руси — Успенский собор итальянец Аристотель Фиораванти создавал по образцу Успенского собора во Владимире.
«Золотым веком» русской иконописи стал
конец XIV — начало XV в., когда творили Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан
Грек приехал на Русь из Византии. Он был
мастером фресковой живописи. Его сюжеты характеризуются проникновением
во внутренний мир образов.
Выдающийся художник монах Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи. Однако наиболее прославленным его творением стала икона «Троица». В образе трех ангелов, символизирующих единство трех лиц Бога — Отца, Сына и Святого Духа, выражен идеал мира, гармонии и божественной красоты. В творчестве АРублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой. В конце XV в. прославленным мастером иконописи был Дионисий. Для его творений характерны тонкий рисунок, мягкий цвет и праздничное настроение.