Кризис русской национальной идентичности

🙂

Скачать текст в WORD

Параметры современной русской национальной идентичности можно обозначить следующим образом:

православная этика;

дух солидарности (соц. справедливость).

Динамический вектор русской идентичности определяется поиском и построением в дальнейшем «царства правды», где каждый человек важен и нужен, где никто не лишний, никто не строит счастья на несчастье другого человека, все объединены общими целями, историей и духовными узами. Образ «Святой Руси», «сосуда истинной веры» — и образ государства социальной справедливости, «общества равенства и братства» — всё это разные проекции одной идеи, части одного целого. Идея общественного строительства (советский социализм) и коллективного спасения (соборность) — далеко расходящиеся вариации на одну и ту же тему.

Такая идентичность очень сильна и основана на традициях, которую тяжело сломить даже при помощи революции или войны. Поскольку причина народной трагедии — не исторические катаклизмы сами по себе, а разрывы традиций, которые их вызывают. Русская история насыщена примерами таких разрывов, основными из них принято считать:

церковный раскол;

революции 1917 года;

события 1990-х годов.

Особенно хочется поговорить о последнем разрыве, который привел к утверждению в России экономической модели. Такая модель имеет постпротестанские корни и находится в реальном противоречии с историческим прошлым народа.

В 1990-е годы советская модель развития была вытеснена социал-дарвинизмом и принципами социальной евгеники. Этот социальный формат остаётся чуждым как духу социального государства и справедливого общества, так и духу апостольского христианства. К этому времени у русских имперское самосознание заменило этническое, большинство идентифицировало себя как «советский». С распадом Советского союза данная идентичность, естественным образом распалась. Воссоздать же русскую идентичность не удалось из-за слабости национальной политики нового государства.

Отсутствовала инициатива по созданию и развитию новой национальной идентичности у нового государства, частично провальная миграционная политика, военные конфликты на Северном Кавказе. Все это привело к формированию «негативного» национализма. Идентичность стала строиться на ненависти к «другому» и «чужому». В этой роли («другого») выступили и жители Северного Кавказа, и мигранты из Средней Азии. Национализм приобрел негативный оттенок и даже практически стал синонимом ксенофобии.

Данная ситуация не привела к формированию национальной идентичности, а наоборот ввела разрозненность в общественное устройство государства. В политическом дискурсе сейчас можно наблюдать жесткое противопоставление «националистов» и «левых» и «либералов». Фактически, в обществе существует антагонизм относительно понимания национальной идентичности, что усугубляет имеющийся социальный раскол.

Происходит дезориентация русского общества, в итоге национальная идентичность не только не развивается, но и слабеет, стирается, вытесняется множеством других интеграций (групповых, региональных). Такому обществу легко навязывать любые идеи и мифы, что очень страшно в условиях современности (к примеру, инфовойны, которые ведутся сейчас практически везде). Сказанное выше свидетельствует о том, что наше общество переживает кризис национальной идентичности, что провоцирует рост русофобии, ведет к распаду общих ценностей. Сегодня активно ведутся разговоры о создании государственной идеологии, я считаю, что она нужна, это будет один из шагов к складыванию устойчивой национальной идентичности в России.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *