КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Жахов Н.В. Кривошлыков В.С. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПЛАНОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

 

Аннотация: в статье посредством анализа целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области» представлены основные недостатки плановых мероприятий стимулирования роста производства в аграрном секторе региона.

Ключевые слова: сельское хозяйство, региональное развитие, государственное регулирование, продовольственная безопасность, целевые индикаторы.

 

CRITICAL ANALYSIS OF PLANNED ACTIONS DEVELOPMENT

OF AGRARIAN PRODUCTION AT THE REGIONAL LEVEL

Abstract: The main shortcomings of planned actions of stimulation of increase in production of agrarian sector of the region are presented in article by means of the analysis of the target program «Development of Agriculture and Regulation of the Markets of Agricultural Production, Raw Materials and Food in Kursk Region».

Keywords: agriculture, regional development, state regulation, food security, target indicators.

 

Качественное, целенаправленное спрогнозированное развитие той или иной отрасли осуществляет концентрацию факторов производства на обеспечении стратегического расширенного воспроизводства и безопасности финансово-хозяйственной деятельности в условиях экономической нестабильности. Роль государства в развитии аграрного сектора сложно переоценить [1-7], ведь вмешательство со стороны государства в данную отрасль носит характерные особенности. В качестве основного направления государственного регулирования агропромышленного комплекса региона является управление, которое сочетает в себе региональное и государственное регулирование в виде планирования целевых показателей с целью достижения продовольственной безопасности.

Региональное программно-целевое планирование сельского хозяйства на территории Курской области на современном этапе осуществляется на базе Государственной программы Курской Области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области на 2014-2020гг.», представляющая собой региональную детализацию глобального перспективного плана инновационного развития региона, ключевые тезисы и индикативные показатели которого изложены в постановлении Администрации Курской области от 18 октября 2013г. №744-па «Об утверждении государственной программы Курской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Курской области» [8].

Государственная программа Курской области включает в себя реализацию более 6 подпрограмм, направленных на потенциальные возможности фактического достижения перспективных показателей, заложенных в рассматриваемой государственной программе. Отметим, что Курская область является примером традиционно аграрного региона, в котором эффективное расширение аграрного сектора экономики необходимо осуществлять через улучшение сформировавшегося финансового, производственного, социального состояния сельского хозяйства в ходе системной реализации критериального комплекса целей экономико-инновационного развития экономики области в целом.

Целевая направленность рассматриваемой программы выражается через побуждение к росту объемов переработки и выращивания продукции растениеводства; обеспечении увеличения объемов производства и переработки продукции в сфере животноводства; рост поголовья мясных пород животных, полученных путем скрещивания.

Выделим основные недостатки плановых мероприятий стимулирования роста производства продукции растениеводства. Проведение мониторинга пахотных угодий по материалам картирования плодородия почв на основе ГИС-технологий на 2020 г. согласно соответствующим индикативным показателям программы составит 245 тыс. га, что не превышает 12,8% регионального массива пашни. Очевидно, этого далеко недостаточно для восстановления плодородия пашни в оценке по балансу гумуса, поскольку агрохимический контроль за агропочвенным плодородием не планируется на 87,2% регионального фонда пашни. При этом малосущественное вовлечение в аграрный оборот сельскохозяйственных пашней, площадью 20 тыс. га, проведение мероприятий, направленных на защиту угодий от водной эрозии на площади 400 га не произведут необходимого влияния на ситуацию в сфере растениеводства (при этом программа не предусматривает мероприятия по защите и сохранению сельхоз угодий от ветровой эрозии).

Важнейшие целевые индикаторы и результативные показатели в сфере растениеводства являются довольно весомыми: составители подпрограммы полагают, что в 2020г. объем производства и переработки зерновых и зернобобовых культур должен составить 400 тыс. тонн (что составляет 127 процентных пунктов от объема 2013г.), объем производства и переработки сахарной свеклы планируется увеличить до 4450,0 тыс. тонн (что составляет 113% от уровня 2013г.), объем производства и переработки масличных культур, овощей и картофеля на окончание планируемого периода должен превысить соответствующие значения 2013г. на 20, 33, 26 процентных пунктов.

Стоит подчеркнуть, что представленные в рассматриваемой подпрограмме результирующие показатели не подкреплены конкретными плановыми и прогнозными экономическими расчетами уровней урожайности сельхоз культур, также не представлены структуры использования пашни, материальные, стоимостные и иные балансы необходимых для данных целей ресурсов, что приобретает особую актуальность по итогам вступления Российской Федерации в ВТО.

Ниже представим ключевые целевые индикаторы перспективной региональной подпрограммы в части стимулирования роста производства продукции животноводства.

Основываясь на данных предшествующей программы развития сельского хозяйства Курской области на 2008-2012г., удел племенного молодняка в совокупном поголовье скота на 2012г. не превышает 8 процентных пунктов. Несомненно, данное племенное поголовье не способно обеспечить принципиальное улучшение в породном составе крупного рогатого скота, а также обеспечить заметное повышение продуктивности пород крупного рогатого скота, учитывая отсутствие племенной работы в скотоводстве на протяжении последних десятилетий, по причине чего произошла практически полная утеря породного стада молочно-мясного крупного рогатого скота.

По всей видимости, данный фактор следует рассматривать как одну ключевых причин невыполнения регионального плана развития молочно-мясного скотоводства, утвержденного на 2008-2012гг. Действующая в настоящее время подпрограмма «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» предусматривает улучшение поголовья молочного племенного стада, но при этом не входит в состав целевых индикаторов, а планируется увеличение количества поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород и поместных животных, полученных от скрещивания с мясными породами за период 2014-2020 гг. до 16,5 тыс. голов(против 3,9 тыс. голов в 2013г.), что не превысит 5-7% стада крупного рогатого скота на территории Курской области(без учета коров).

В качестве экономически необходимого мероприятия также следует использовать проектирование определенных параметров обеспечения материальными и финансовыми ресурсами инновационного расширения активной части основных производственных фондов, сопутствовать которому должна интенсификация т расширение эффективного сельскохозяйственного производства. Рассматриваемая подпрограмма декларирует соответствующее мероприятия, но при этом они не включены в перечень соответствующих целевых индикаторов.

Отметим, что за период программы субсидирования растениеводства сельскохозяйственным организациям отводится 445,2 руб. в расчете на 1 га пашни, на 2020 г. –54,6 руб. Данных финансовых средств недостаточно даже для погашения процентов по кредитам в растениеводстве.

Рассматриваемая подпрограмма декларирует, но не обосновывает существенный рост объемов производства молока и мяса, что по мнению разработчиков подпрограммы будет способствовать значительному снижению уровня себестоимости мясо — молочной продукции и в значительной степени увеличит импортозамещение.

Результирующим разделом рассматриваемой региональной программы является динамика и прогноз инновационного развития регионального аграрного производства на 2013-2020 годы. Здесь предлагается руководствоваться в качестве контрольных цифр индексами ежегодного производства продукции сельскохозяйственной продукции, исчисленными в % к предыдущему году. Эти индексы должны быть рассматриваемой программы не меньше 105-109%, что, к сожалению, не обосновывается никакими прогнозными или проектными планово-экономическими расчетами, точно также как приведенные в программе индексы ежегодного прироста животноводческой продукции, которые должны составлять, соответственно, 103-104% и 103-122%.

В отличие от программы инновационного развития сельского хозяйства региона на предшествующий пятилетний период 2008-2012 г.г., предусматривающей использование 1609,5 млн. руб. на развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, современный вариант программы на 2013-2020 гг. не включает этого направления бюджетного финансирования.

Основным недостатком региональной системы управления сельским хозяйством, нашедшим яркое выражение в рассматриваемой программе «Развитие отраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Курской области на 2013-2020 годы» является игнорирование главной проблемы аграрной экономики –«… буквально за 7-8 лет выйти на уровень конкурентоспособности, позволяющей потеснить импортеров продовольствия в Россию, или погибнуть»,- как утверждает академик Э. Крылатых, которая видит единственную возможность снять эту угрозу национальной продовольственной безопасности в масштабных инвестициях и мерах господдержки [9,10].

Согласному проведенному теоретическому анализу можно сделать вывод, что современная действующая подпрограмма инновационного развития аграрного производства в Курской области является по большей части декларативной; индикаторы роста и повышения эффективности сельского хозяйства, проектируемые в рассматриваемой подпрограмме, не имеют экономического обоснования, не подтверждены проведением каких-либо прогнозных или расчетно-конструктивных планово-экономических расчетов; текст программы, подпрограмм и приложений к ним не содержит обоснованного согласования ресурсного потенциала, распределения сельскохозяйственной продукции и балансов производства, схем и описаний размещения сельскохозяйственного производства на территории области. С целью достижения высокого уровня как региональной, так и национальной продовольственной безопасности необходимо наличие всестороннего научного обоснования параметров секторов аграрного производства, основу которого составляет широкомасштабное применение технических и технологических инноваций с соблюдением требований зональных систем земледелия, животноводства и растениеводства.

 

Список литературы:

  1. Буньковский Д.В. Легальные и нелегальные способы налоговой оптимизации предпринимательского проекта / Д.В. Буньковский // Вестник Восточно Сибирского государственного университета технологий и управления – 2016. –№ 1. – С. 61-67.
  2. Санакоева Д.К., Баликоев В.Т. Некоторые проблемы неплатежеспособности сельскохозяйственных предприятий Рсоалания // Известия Горского государственного аграрного университета. Т. 49. – 2012. – № 4-4. – С. 271-275
  3. Смирнов Н.А., Суслов С.А., Игошин А.Н. Экономика отрасли: учебно-методическое пособие. Княгинино, 2016. 104 с. Генералов И.Г., Суслов С.А. Производство зерна в России и в мире // Вестник НГИЭИ. – 2014. – № 9 (40). – С. 3-11.
  4. Ростова А.С., Ростова О.В., Проценко Д.С., Гарькушев А.Ю. Инвестиционный анализ инновационных проектов в области развития вооружения и военной техники // Вопросы оборонной техники. – 2016. – № 7-8 (97-98). – С. 28-32.
  5. Губанова Е.В. Меры государственной политики по решению задачи импортозамещения продукции продовольствия. В сборнике: Финансово-кредитный механизм регулирования экономики: от теории к практике сборник материалов I Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, аспирантов и специалистов-практиков, 2016. – С. 171-176.
  6. Губанова Е.В., Полищук А.П. Эффективность аграрных инвестиционных проектов и возможности ее повышения//Аграрный вестник Верхневолжья. –2016. – № 1. – С. 72-79.
  7. Официальный сайт Администрации Курской области [Электронный ресурс] URL: http://xn--80aalqabyj2ajl4с8g.xn--80aac8aaitnjglc1к9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 23.05.2017 г.)
  8. Болаев К.К., Манджиева Д.В., Хулхачиева Г.Д. Анализ современного состояния инвестиционной деятельности региона. // Вестник НГИЭИ. – 2016. – № 9 (64). – С. 73-84.
  9. Крылатых, Э.Н. Продовольственная безопасность и присоединение России к ВТО / Э.Н. Крылатых //Современная Европа. – 2012. – №4.
  10. Хулхачиева Г.Д. Стандартизация процесса проведения внутреннего аудита в сельскохозяйственных организациях // Бухгалтерский учет. – 2009. – № 17. – С. 75-79.
  11. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-32-00030

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *