Рекламные и PR-технологии в современной индустрии маркетинга тесно переплетены со средствами продвижения товара. К новым креативным технологиям относят инструменты, задействованные в следующих направлениях маркетинговых коммуникаций: Entertainment-маркетинг, Productplacement, Провокационный маркетинг, Флешмоб, Агрессивный маркетинг, Life-placement, Партизанский маркетинг, Event-marketing, Buzz-маркетинг (WOM-коммуникации (wordofmouth)), Блог-маркетинг, Мобильный маркетинг, Viral-маркетинг, Блог-маркетинг, Ambientmedia, Тизер, Арома-маркетинг (Sense-маркетинг), Арт-маркетинг.
К функциям новых технологий в PR можно отнести:
усиление воздействия на аудиторию;
повышение уровня узнаваемости из-за эффекта нового продукта;
повышение уровня лояльности к бренду;
информирование о товарах и услугах;
наращение объема продаже и увеличение прибыли;
позиционирование нового продукта;
формирование комплексной стратегии воздействия на клиента;
минимизация издержек при высокой результативности PR-акции;
формирование бесплатных коммуникаций;
снижение степени отторжения маркетинговых коммуникаций потребителями как фактор повышения их эффективности;
повышение эффективности за счет интерактивности;
построение системы личностных коммуникаций.
Стандартные средства распространения маркетинговой информации давно и хорошо известны: это т левидение, радио, газеты, журналы и другая печатно-полиграфическая продукция, Интернет, носители наружной и транспортной рекламы, сувениры, экстерьер и интерьер мест продажи. Для каждого из этих стандартных средств распространения характерен набор стандартных носителей (например, проспекты, буклеты, флаеры для печатно-полиграфической рекламы, брандмауэры, пиларсы, сити-формат для наружной рекламы и т.п. — в наши задачи не входит характеристика стандартных видов и жанров рекламы, здесь просто приводятся примеры некоторых из них). Каждый из перечисленных носителей имеет свои стандартные расценки — весьма высокие и постоянно повышающиеся и комплекс негативных эмоций со стороны потребителя. На этом фоне весьма привлекательно применение нестандартных средств распространения информации. Выделяют четыре главные причины, которые делают их привлекательными — как правило, за редким исключением, значительно меньшая стоимость, положительное отношение потребителей, более высокие показатели коммуникативной эффективности (степень привлечения, внимания запоминаемость, узнаваемость), способность «запускать» buzz и viral коммуникации, что приводит к многократному усилению эффективности мероприятий по продвижению.
Для нужд данного исследования мы используем следующую таблицу, отражающую типологию креативных методов распространения маркетинговой информации.
Название метода
Содержание
Product placement
Приём скрытой рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои любой экранной продукции, а также книг или картин, имеет реальный рекламируемый аналог
Life-placement
Создание реалистичной ситуации, в которой промоутеры разыгрывают положительные эмоции от использования того или иного продукта, в процессе игры вовлекая потенциальных потребителей в бурную беседу, восхищаясь достоинствами приобретённой продукции.
Buzz-маркетинг
Разновидность скрытого маркетинга – донесение информации посредством искусственно созданных и распространенных слухов.
Мобильный маркетинг
Комплекс акций, мероприятий и кампаний, осуществляемый с помощью мобильных устройств посредством сотовой связи SMS
Viral (вирусный)-маркетинг
Группа методов распространения рекламной информации, при которых распространителями являются сами потенциальные потребители, которые передают знакомым заинтересовавших их рекламный материал
Блог-маркетинг
Маркетинг в режиме онлайн через средства блогосферы
Ambient media
Относящиеся к наружной рекламе средства использования окружающей среды, в которой пребывает целевая аудитория.
Тизер
Рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется.
Entertainment-маркетинг
Реклама, основанная на эмоциональной встряске, новом ощущении, запоминающемся и ассоциирующемся с предметом рекламы на подсознательном уровне
Провокационный маркетинг
Инновационный инструмент рекламы, основан на эмоциональной игре и стимулировании творческого воображения адресата
Флешмоб
Заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет).
Агрессивный маркетинг
Технология, при которой при которой предприятие ведёт активное «наступление» на покупателей, рынок и отдельные его структуры, и даже на своих сотрудников.
Партизанский маркетинг
Экономические эффективные способы рекламы и маркетинга, позволяющие рекламировать продукт и наращивать прибыль с минимальными вложением денежных средств
Событийный маркетинг (в этом контексте он сам выступает креативной технологией)
Комплекс мероприятий, направленных на продвижение торговых марок с помощью ярких и запоминающихся событий: концертов, фестивалей, вечеринок, презентаций и т.п
Арт-маркетинг
Технология при которой, с одной стороны, бренд интегрируют в арт проект, с другой, арт проект формируется под бренд.
Sense-маркетинг.
Группа инструментов продвижения с использованием влияния ароматов
В свою очередь, креативные методы можно разделить на те, которые используют непосредственно личное общение между потенциальными потребителями (Buzz-маркетинг и Блог-маркетинг), и те, применение которых задействует посредника, некий материальный носитель. Для Рroduct Рlacement это фильм, книга, песня, в котором размещается продвигаемый продукт; для Life-Placement и его разновидности Ambientmedia это некий бытовой предмет окружающей нас действительности — зеркало, крыша, клумба и т.п; для тизера — это щит, растяжка или журнальная полоса; для мобильного маркетинга — планшеты, смартфоны, мобильные телефоны, коммуникаторы; для Viral-маркетинга это ссылки на картинки, мемы, открытки, ролики, анекдоты, которые пересылаются в Интернет-среде от одного потребителя к другому.