КРАУДФАНДИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В.В. Волкова,
студент 3 курса напр. «Торговое дело»,
e-mail: volkova_valera@inbox.ru,
Н.Р. Чекашкина,
преподаватель,
Кубанский Государственный Университет,
г. Краснодар
КРАУДФАНДИНГ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация: данная статья посвящена проблемам малого предпринимательства в Российской Федерации по привлечению инвестиций. Авторами рассмотрена альтернативная банковскому сектору форма привлечения финансов посредством «краудфандинга», отражены преимущества и недостатки, а также выявлены проблемы, тормозящие развитие.

Ключевые слова: краудфандинг, фандрайзинг, источники финансирования, экономический кризис.

Современная экономическая ситуация сокращает шансы на успешное прогрессивное развитие малого бизнеса: снижение уровня жизни потребителей, сокращение реально располагаемых доходов населения, повышение кредитных ставок, ужесточение контроля со стороны государства и пр. факторы не способствуют укреплению позиций малого предпринимательства. Дальнейшее развитие ситуации без активного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим сокращением рабочих мест и доходной части бюджетов [1]. На рынке, особенно в условиях экономического кризиса, сложилась тенденция минимизации рисков. В российских реалиях кредитование является наихудшим способом привлечения инвестиций с финансовой точки зрения: ставки процента высоки, политика нестабильна, а условия займа больших сумм тяжелы для заемщика, и в случае провала проекта его автор может оказаться в ситуации необходимости выплаты крупного долга, быстро растущего из-за штрафов за просрочку. [2]
В этой новой среде, привлечение капитала стало большой проблемой для малого и среднего бизнеса, которые стали нуждаться в альтернативных источниках финансирования. Выходом из сложившейся ситуации является появившийся в последнее десятилетие такой вид инвестирования как краудфандинг. Краудфандинг – это коллективный вклад людей, которые используют свои ресурсы для поддержания проектов, инициированных другими людьми и организациями. В современном мире этот процесс происходит с использованием интернета [3]. Наиболее общими примерами краудфандинга могут служить благотворительные сборы, группы, собирающие деньги на международное турне.
Существует четыре базовых типа краудфандинга:
1) пожертвование: спонсор финансирует средства без намерения получить награду;
2) в поиске выгоды: спонсор инвестирует средства, заключает контракт, гарантирующий преимущества в доступности после реализации продукта или услуги;
3) долговое финансирование: выдача средств под некоторый процент;
4) акции: спонсор становится владельцем части средств компании, получая долю прибыли бизнеса [4].
История развития краудфандинга восходит к появлению фандрайзинга – направления сбора средств на некие цели с помощью общественных пожертвований напрямую, через почту, соискание финансовой помощи от компаний, получение грантов. Краудфандинг позволяет организовать сбор средств на какой-либо проект любому желающему, причем не имеет целью максимизировать общественное благосостояние, а направлен на сбор средств для индивида [5].
Альтернативами для привлечения средств в такие проекты являются получение кредита в банках, поиск крупных инвесторов, привлечение финансов из венчурных фондов. Как известно, венчурные фонды, хоть и имеют право инвестировать средства в крайне рискованные проекты, но происходит это уже на этапе функционирования фирмы – деньги привлекаются в случае, если деятельность уже налажена и требует дальнейшие инвестиции [6]. Следовательно, первые вложения уже были
сделаны автором проекта. Краудфандинг же предполагает получение средств с самого начала или даже до старта функционирования фирмы.
Если рассматривать краудфандинг в различных категориях, то его доли на различных площадках существенно отличаются. 
На основе данного рисунка мы можем сделать вывод, что большая доля краудфандинга приходится на такие категории, как фильм и музыка [7]. Это происходит за счет того, что известные личности запускают краудфандинговые кампании, вовлекая в них свою аудиторию. Наиболее популярными платформами, на которых осуществляется краудфандинг, являются Planeta.ru и Boomstarter.ru.
Вложения россиян в данные проекты в 2016 году выросли на 70%. Согласно Planeta.ru и Boomstarter.ru, российские пользователи стали активнее делать взносы через краудфандинговые платформы. За год рост объема таких вложений составил от 27 до 70%. В целом, россияне с начала года перевели на благотворительность и краудфандинговые проекты около 665 млн. руб. − это на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года [8].
Конечно, краудфандинг – это отличное решение для тех, у кого нет возможности реализовать свой проект, однако существуют не только преимущества, но и недостатки, которые должны быть приняты во внимание и нуждаются в устранении:
1. Мошенничество − самая популярная проблема в критике краудфандинга: инвестирование средств спонсорами происходит через интернет-платформы, причем не существует личного контакта между владельцем средств и владельцем идеи, доступна лишь та информация, которая представлена на сайте бизнес-проекта.
2. Выбор объема инвестирования – существуют трудности с расчетом объемов инвестирования в бизнес-проект и невозможность предугадать прибыль от реализации продукта.
3. Высокие издержки управления – в случаях успешного развития проектов, многие спонсоры будут вовлечены в бизнес на том или ином уровне, они могут предложить свои идеи по продвижению продукта: его формы, рынках для распространения и цене. Принятие решений о дальнейшем развитии проекта является общим процессом, но многие из владельцев акций могут быть вне географической досягаемости, что делает невозможным проведение собраний.
4. Конфликт интересов – после того как в управлении проектом участвует не только предприниматель, но и инвесторы, могут возникнуть конфликты интересов относительно путей развития бизнеса [10].
Несмотря на недостатки, безусловно, есть преимущества краудфандинга:
1. Краудфандинг способен предоставить уникальную поддержку для существования предпринимателей на нескольких уровнях. Никакой другой способ финансирования не может предоставить преимущества исследований рынка, рекламу через связи спонсоров без дополнительных издержек;
2. Асимметрия информации и недостаток публично доступной информации в традиционном смысле, риски инвестиций в проекты очень высоки. Однако при краудфандинге через общение со спонсорами и получение обзоров рынка от них открываются неизвестные ранее пути снижения этих рисков;
3. Из-за участия спонсоров в развитии проекта краудфандинг – это одновременно источник финансирования до становления бизнеса и в процессе его функционирования. Это тот механизм, который дает большую гибкость там, где другие способы бессильны [4].
Проанализировав развитие такого нового процесса, как краудфандинг, сделаем некоторые выводы.
Во-первых, как уже было сказано, россияне пока только привыкают к такому источнику финансирования, как краудфандинг, так как эта отрасль в России достаточно молодая. В то же время экономический кризис в стране подвиг предпринимателей искать альтернативные источники финансирования, что и способствует развитию краудфандинга.
Во-вторых, меняется отношение пользователей к благотворительным тратам, и в целом растет репутация отрасли.
В-третьих, однако, следует отметить, что существенные недостатки все же тормозят развитие этой отрасли. Несмотря на вышеперечисленное, данное направление повысит безопасность сетевых платформ, что будет способствовать развитию отрасли в целом.
Литература и примечания:
[1] Малое предпринимательство в условиях кризиса. − URL: http://www.strategplann. ru/estatiw/maloe-predprinimatelstvo-v-uslovijah-krizisa.html.
[2] Климин С.А. Краудфандинг как перспективный способ финансирования стартап-компаний // Молодой ученый. − 2016.
− № 2 (106).
[3] Сайбель Н.Ю., Сайбель Я.В. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 18. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2015. С. 75-83.
[4] Гусева Д.Е., Малыхин Н. Краудфандинг: сущность, преимущества и риски // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. − 2014. − № 9-10.
[5] Сайбель Н.Ю., Сайбель Я.В. Финансово-кредитная поддержка малых предприятий в России // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 14. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 64-74.
[6] Черкасов Д.О., Сайбель Н.Ю. Стартап: характеристика понятия и этапы развития // Современное состояние и перспективы развития научной мысли: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 141-143.
[7] Краудфандинг − общественное финансирование. − URL: https://yandex.ru/images/search?img.
[8] Вложения россиян в краудфандинговые проекты в 2016 году. − URL: http:// www. rbc.ru/business/29/11/2016/583c4b 289a79475b477fa6e6.
[9] Динамика краудплатформ в России. − URL: https://yandex.ru/images/search?img.
[10] Сайбель Н.Ю. Особенности государственной поддержки инновационного предпринимательства за рубежом // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов / под ред. В.А. Сидорова. Выпуск 15. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2013. С. 16-27.
© В.В. Волкова, Н.Р. Чекашкина, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *