В условиях интенсивной конкуренции, роль конкурентоспособности компании трудно переоценить. Как и было отмечено ранее, конкуренция находится на глобальном уровне. И это касается не только компаний, занимающихся экспортно-импортными операциями, в этот процесс вовлекаются предприятия и фирмы с внутренних рынков стран. Это обусловлено возможностью расширения масштабов производства, доступа к новым ресурсам, возможность использования географической диверсификации и это лишь ряд причин.
Следует отметить, что единого определения термина «конкурентоспособность» до сих пор не выработано. Этим обусловлена актуальность данного вопроса. Однако, приведем наиболее точную, по нашему мнению, формулировку данной категории. Чаще всего под конкурентоспособностью продукции понимают «такое сочетание ее потребительной стоимости и стоимости потребления, которое обеспечивает продукции успех на рынке по сравнению с такой же продукцией других поставщиков».
В рамках исследований конкурентоспособности на международном уровне экономисты сосредоточивают свое внимание на анализе макроэкономических условий деятельности предприятий на уровне национальной экономики. При этом делается вывод, что указанные макроэкономические условия и определяют степень конкурентоспособности предприятий в ходе международной торговли.
Международная конкурентоспособность формируется из стратегических преимуществ, которые выявляются на мировом рынке в результате проведения сравнительного анализа с зарубежными конкурентами[1].
Конкурентоспособность рассматривается на нескольких уровнях: товара, фирмы, отрасли и страны.
Конкурентоспособность товара представляет собой комплекс потребительских, качественных и ценовых характеристик товара, определяющих успех его реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Компании в своей деятельности используют различные методы конкуренции: на основе повышения качества, снижения цены товара, улучшения, сервиса, снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара. Акценты в конкурентной борьбе зависят от специфики продукции и предпочтений потребителей.
Следует отметить, что каждая из составляющих конкурентоспособности компании находится в тесной взаимосвязи с прочими детерминантами, которые вместе составляют динамическую систему, гораздо более сложную по своему влиянию на конкурентоспособность предприятия, чем простая сумма составных частей.
Слабая позиция в любой из составляющих конкурентоспособности ограничивает конкурентоспособность предприятия в целом, и наоборот, владея преимуществом в одной из составляющих, будет усиливаться положительная динамика остальных.
Иными словами, достижение устойчивой конкурентоспособности предприятия обеспечивается не за счет преимущества в одной из детерминант, а в результате приоритета в нескольких факторах конкурентоспособности. С одной стороны, это нивелирует недостатки прочих детерминант конкурентоспособности, с другой — снижает зависимость от конъюнктурных колебаний факторов конкурентоспособности.
Кроме того, все исследователи сходятся в том, что повышение конкурентоспособности предприятия не может быть достигнуто единовременно, краткосрочно. Таким образом, устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминант конкурентоспособности.
Вновь обратим внимание на то обстоятельство, что
конкурентоспособность предприятия на отраслевом уровне остается вне поля зрения
исследователей. Указанное, очевидным образом взаимосвязано с отмеченным выше
отсутствием общепринятого определения конкурентоспособности предприятия и еще
раз свидетельствует о том, что рассматриваемая экономическая категория до
настоящего времени не нашла должной научной проработки.
[1] Бауэрсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 2008, с.43