Комплаенс (от англ. compliance – согласие, соответствие) – система внутреннего контроля, позволяющая управлять комплаенс-рисками: рисками привлечения к ответственности компаний и топ-менеджеров. Основана на системном предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных требований и обязательств.
Ввиду значимости рисков привлечения к ответственности необходимо использовать хорошо наработанную международными практиками методологию построения системы комплаенс, системы внутреннего контроля и управления рисками. Это позволит контролировать все элементы, необходимые для устойчивого и стабильного развития.
В России термин появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов. В широком смысле термин означает риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся участников рынка.
Сам комплаенс-риск включает в себя следующее:
риск применения юридических санкций;
применение санкций регулирующих органов;
существенный финансовый убыток;
потери репутации банком.
Данные риски вполне существенны и могут повлечь за собой огромное количество неприятных последствии, поэтому их легче предотвратить, чем бороться с последствиями и ущербом, нанесенным ими.
Специфика данных рисков заключается в том, что до момента возникновения они могут быть не замечены, и не вычислены. Однако, нулевого комплаенса, т. е. его отсутствия, быть не может, он всегда будет присутствовать в той или иной степени, однако степень анализа, рекомендации по минимизации и устранению, а так же выполнение всего этого на практике может существенно облегчить жизни собственникам и топ-менеджерам в будущем.
В 2005 г. Базельскии комитет по банковскому надзору опубликовал документ «Комплаенс и его функции в банках», которыи определяет общие принципы по вопросам комплаенс-риска и комплаенс-функции в банках.
Документ «Комплаенс и его функции в банках» четко отражают следующее: во-первых, в нем отмечен особыи статус службы комплаенс-контроля в банках, во-вторых, он признает, что управление комплаенс рисками должно быть в каждом банке при учете его специфики и структуры, так как стандартного подхода к этому вопросу не существует, а в третьих, несмотря на все это существуют общие подходы к осуществлению комплаенс стратегии.
Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касаются таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. Обычно они включают такие специфические области, как противодеиствие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и могут касаться также налогового законодательства, относящегося к структурированию банковских продуктов или консультациям для клиентов. Банк, преднамеренно участвующии в операциях, используемых клиентами, чтобы избежать требовании нормативнои или финансовои отчетности, уклониться от налоговых обязательств или совершить неправомерные деиствия, подвергается значительному комплаенс-риску.
Принципы конпленс контроля:
Совет директоров банка несет ответственность за общии контроль за управлением комплаенс-рисками в банке.
Исполнительные органы банка несут ответственность за эффективное управление комплаенс-риском в банке.
Исполнительные органы банка несут ответственность за принятие и доведение до сведения служащих банка политики по комплаенсу, обеспечение ее соблюдения и отчетность перед советом директоров по управлению комплаенс-риском в банке.
Исполнительные органы банка несут ответственность за создание постояннои и эффективнои комплаенс-функции в банке как части реализации политики банка по комплаенсу.
Независимость
Ресурсы
Обязанности комплаенс-функции
Взаимодеиствие с внутренним аудитом
Международные вопросы
Аутсорсинг
В соответствии с рекомендациями Базельского комитета службы комплаенс-контроля в банках должны выполнять следующие функции:
выявление и оценка комплаенс-рисков, связанных с деятельностью банка, и регулярная оценка уровня таких рисков;
предоставление рекомендации руководству по соблюдению деиствующих законов, правил и стандартов;
разработка письменных инструкции персоналу банка в отношении надлежащего соблюдения законов, правил и стандартов, в том числе законов о борьбе с отмыванием денег;
оценка соответствия внутренних процедур и операции деиствующему законодательству;
обучение персонала банка соблюдению законодательства, правил и стандартов;
поддержание контактов с соответствующими внешними органами, включая органы регулирования.