Комплаенс — контроль в банковской сфере

Комплаенс (от англ. compliance – согласие, соответствие) – система внутреннего контроля, позволяющая управлять комплаенс-рисками: рисками привлечения к ответственности компаний и топ-менеджеров. Основана на системном предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных требований и обязательств.

Ввиду значимости рисков привлечения к ответственности необходимо использовать хорошо наработанную международными практиками методологию построения системы комплаенс, системы внутреннего контроля и управления рисками. Это позволит контролировать все элементы, необходимые для устойчивого и стабильного развития.

 В России термин появился с приходом на рынок крупных иностранных компаний, где данная функция является неотъемлемой частью деятельности. Её основной целью является минимизация правовых и репутационных рисков, возникающих вследствие нарушения профессиональных и этических стандартов. В широком смысле термин означает риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения, касающихся участников рынка.

Скачать текст в WORD

Сам комплаенс-риск включает в себя следующее:

риск применения юридических санкций;

применение санкций регулирующих органов;

существенный финансовый убыток;

потери репутации банком.

Данные риски вполне существенны и могут повлечь за собой огромное количество неприятных последствии, поэтому их легче предотвратить, чем бороться с последствиями и ущербом, нанесенным ими.

Специфика данных рисков заключается в том, что до момента возникновения они могут быть не замечены, и не вычислены. Однако, нулевого комплаенса, т. е. его отсутствия, быть не может, он всегда будет присутствовать в той или иной степени, однако степень анализа, рекомендации по минимизации и устранению, а так же выполнение всего этого на практике может существенно облегчить жизни собственникам и топ-менеджерам в будущем.

В 2005 г. Базельскии комитет по банковскому надзору опубликовал документ «Комплаенс и его функции в банках», которыи определяет общие принципы по вопросам комплаенс-риска и комплаенс-функции в банках.

Документ «Комплаенс и его функции в банках» четко отражают следующее: во-первых, в нем отмечен особыи статус службы комплаенс-контроля в банках, во-вторых, он признает, что управление комплаенс рисками должно быть в каждом банке при учете его специфики и структуры, так как стандартного подхода к этому вопросу не существует, а в третьих, несмотря на все это существуют общие подходы к осуществлению комплаенс стратегии.

Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касаются таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. Обычно они включают такие специфические области, как противодеиствие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и могут касаться также налогового законодательства, относящегося к структурированию банковских продуктов или консультациям для клиентов. Банк, преднамеренно участвующии в операциях, используемых клиентами, чтобы избежать требовании нормативнои или финансовои отчетности, уклониться от налоговых обязательств или совершить неправомерные деиствия, подвергается значительному комплаенс-риску.

Принципы конпленс контроля:

Совет директоров банка несет ответственность за общии контроль за управлением комплаенс-рисками в банке.

Исполнительные органы банка несут ответственность за эффективное управление комплаенс-риском в банке.

Исполнительные органы банка несут ответственность за принятие и доведение до сведения служащих банка политики по комплаенсу, обеспечение ее соблюдения и отчетность перед советом директоров по управлению комплаенс-риском в банке.

Исполнительные органы банка несут ответственность за создание постояннои и эффективнои комплаенс-функции в банке как части реализации политики банка по комплаенсу.

Независимость

Ресурсы

Обязанности комплаенс-функции

Взаимодеиствие с внутренним аудитом

Международные вопросы

Аутсорсинг

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета службы комплаенс-контроля в банках должны выполнять следующие функции:

выявление и оценка комплаенс-рисков, связанных с деятельностью банка, и регулярная оценка уровня таких рисков;

предоставление рекомендации руководству по соблюдению деиствующих законов, правил и стандартов;

разработка письменных инструкции персоналу банка в отношении надлежащего соблюдения законов, правил и стандартов, в том числе законов о борьбе с отмыванием денег;

оценка соответствия внутренних процедур и операции деиствующему законодательству;

обучение персонала банка соблюдению законодательства, правил и стандартов;

поддержание контактов с соответствующими внешними органами, включая органы регулирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *