Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

Колыбелью классицизма является Франция. Она же источник теории и практики возникновения классицизма. Н.Л. Лейдерман в своем труде «Теория жанра» также говорит о том, что этот «метод зародился и достиг наивысшего расцвета (XVII-XVIIIвв.) во Франции». Эпоха классицизма пришла к системности только тогда, когда началась интенсивная борьба против феодальной раздробленности и рождения наций. «Классицистическое искусство сложилось в оформленную систему творчества в период дальнейшего развития социально-экономических процессов, начавшихся в эпоху Возрождения, — возникновения капиталистических отношений, усиления борьбы с феодальной раздробленностью, зарождения буржуазии, образования наций и национальных государств» [Федоров, 1982: 45].

Скачать текст в WORD

Вполне логично, что доминирующим философским направлением всех областей и наук является рационализм. Исследователь В.И. Федоров: «Естественно также, что рационализм (картезианство) явился важнейшим звеном философской базы эстетики классицизма. Но так как картезианством далеко не исчерпываются философские направления той эпохи, то и классицизм не может быть ограничен в своих основах лишь рационализмом. <…> Классицизм не опирался на передовые движения философии своего времени. Следовательно, нельзя сводить классицизм XVII века ни к голому рационализму, ни к единственно метафизическому способу мышления в любой его разновидности» [Федоров, 1982: 46]. О сближении рационализма и классицизма говорила и В.Г. Москвичева в своей работе «Русский классицизм». Опираясь на Сумарокова и Тредиаковского, исследовательница говорит о том, что «В эстетике русского классицизма отражена связь с метафизикой и рационализмом. Категории добра и зла русскими писателями соотносились с наличием или отсутствием разумного начала в человеке. Назначение разума – познавать истину и познавать ее от ложного; воли же свободно клониться к добру, предпочитать полезное и разделять оное от вредного. Ибо как истина сеть конец всего нашего познания, так добро – цель всех наших есть деяний» [Москвичева, 1986:12]. Какие особенности включает в себя русская литература эпохи классицизма? Традиционно считается, что строгое разделение героев на положительных и отрицательных является неотъемлемой частью классицизма. Необходимо было создать «вечные» собирательные образы благотворных полезных героев и героев «плохих», носителей «скверности». И эта односторонность в характера должна присутствовать до конца произведения, не изменяясь в художественном мире. Эти образы всегда будут как бы «приподняты» над действительностью. Хороши в этом плане герои положительного характера: они будут выступать как образец для подражания, к таким образам будут «тянутся» люди внехудожественной действительности. Об этом писал В.И. Федоров: «…создавались образы-схемы, воплощавшие преимущественно одну какую-либо черту характера, появилось строгое разделение действующих лиц на положительных, добродетельных героев и на носителей порока. Однолинейность в раскрытии характера сопровождалась требованием сохранить его неизменность при любых обстоятельствах» [Федоров, 1982: 48]. Также Федоров отмечал «внеисторичность» и «абстрактность» художественных образов. Г.В. Москвичева говорит о «высокой гражданственности и пафосе» классицизма. «В современной литературной науке справедливо признано, что социально-историческая природа классицизма носила двойственный характер. Действительно, с одной стороны, его отличал гражданский пафос, утверждение высокого общественного и нравственного идеала. <…> С просвещенным абсолютизмом и в России связано становление национальной государственности и культуры, формирование национального самосознания и развитие просвещения. Идеал, на который был ориентирован классицизм, в Европе и у нас отражал представления лучших умов эпохи о том, какой должна быть личность в новом, просвещенно-абсолютистском государстве. В качестве истинного героя эпохи провозглашается человек, для которого интересы государства и нации выше личных интересов» [Москвичева, 1986: 14]. Литература заявила о вечном противостоянии добра и зла, она не готова мириться с нравственным злом. Исследователи и критики эпохи классицизма не сомневались и в социальных константах общества. «Телу потребна голова, здравие всех членов и душа; обществу потребна верховная власть; все должности и науки земледелец питает, солдат защищает, ученый просвещает»,- писал Сумароков в одной из своих статей. Следующая особенность – единство содержания и формы, а также точный и четкий слог художественных произведений, свободных от галлицизмов и заимствованных слов. Несмотря на то, что сдержанность и строгость языка хоть и несколько обедняли слог классицистов, художественная и структурная ткань произведения оставалась верной изящности и стройности. В.И. Федоров отмечает: «Ограниченно-нормативная направленность поэтики классицистов, ее строгая регламентация жанров с точным указанием их героев и соответствующего им языка; признание высшим критерием истинного и прекрасного разума; требование правдоподобия, порой узко понимаемого (теория трех единств); статичность, связанная с метафизическим восприятием окружающего мира, и абстрактность образной системы с выделением в человеческом характере на первый план какой-либо одной черты; строгий отбор жизненного материала для художественного воплощения – все это не мешало проявлению в лучших творческих достижениях писателей-классицистов глубокого психологизма, не мешало им «проникнуть во внутренний мир человека… раскрыть тайники его сердца» [Федоров,1982: 50]. Поэтому при всем рационализме и строгости классицизма будет ошибочным говорить об отсутствии глубокого чувства переживания героев. Е.Н. Куприянова говорит о специфике изображения человека в классицизме следующее: «Характер – основная категория, которая лежит в основе классицизма. Освободив человека от авторитарно-церковной морали, эпоха возрождения оказалась бессильной создать свои положительные нормы поведения освобожденного земного человека. Но, к сожалению, человек не был счастлив из-за некоторых обстоятельств того времени: анархия, деспотизм. Существовал вопрос: в чем заключается истинное благо для человека? Предложили ограничить личность во имя ее же блага. Выводили из общего блага в частное. Мораль XVI – XVIIв. – это и утилитарная и эгоистическая. Принцип альтруизма заменяет принцип разумное «себялюбие». <…> «Разумное себялюбие» — принцип в основе этического сознания классицизма. «Себялюбие» — пружина всех человеческих чувств и поступков. <…> В основе классицизма лежит разум и чувства, но разум не противопоставляется чувству, как это традиционно считать. Необходимо учитывать сознание того времени. С точки зрения людей XVII в. Все страсти (чувства) одинаково разумны. И именно разумные страсти, — это способ удовлетворить свои потребности. Поэтому в героя классицизма борются не разум и чувства, а разные чувства и страсти, которые осуществляет разум. <…> Приверженность долгу – этот принцип не так разумен, как кажется на первый взгляд. Долг нужен в первую очередь перед самим собой. В героях трагедии нет никакой борьбы между чувством и долгом. Происходит жестокая борьба между доблестным чувством чести и менее доблестными, но более человечными чувствами любви и дружбы» [Куприянова, 1959: 56]. Н.Л. Лейдерман, ссылаясь в своей работе «Теория жанра» на философа Гегеля, пишет: «Характеризуя «принцип драматической поэзии», Гегель отмечал, что она «представляет собой внутренний мир и его же внешнюю реализацию. В результате происходящее является проистекающим не из внешних обстоятельств, а из внутренней воли и характера, получая драматическое значение только в соотнесенности с субъективными целями и страстями». «Принцип драматической поэзии» оказывается созвучным познавательному принципу метода классицизма, согласно которому рациональная идея, осознанная воля человека выступают в качестве руководящей и организующей силы объективного мира. Классицизм обратил «принцип драматической поэзии» и ее «конкретные законы» в руководящие принципы жанрообразования. Диалогичность драматического произведения он превращает в форму столкновения позиций, представлений субъектов о должном. Классицизм использовал драматическое построение сюжета как действия, в котором осуществляется «воление» героя, старающегося создать и пересоздать мир согласно своей идее. Но это действие происходит у классицистов строго и ясно означенных пределах рационалистической модели мира. А благодаря присущим драматическому произведению единство действия, сосредоточенности и завершенности драматической коллизии, «чувственной наглядности», авторская логика получает в этой рационалистической модели вид несомненной истины, некой надличной абсолютной нормы, исключающей самую возможность существования вне согласия с нею. Такая структура вполне соответствует морализаторскому пафосу классицизма» [Лейдерман, 2010: 574 — 576]. Надо сказать, что появляется новый тип героя – «гражданина и патриота», который убежден в том, что необходимо радоваться собственной пользе другим людям и обществу. «Этот герой должен проникнуть в тайны мироздания, стать активной, творческой натурой, повести решительную борьбу с общественными пороками, со всеми проявлениями тирании и «злонравия» на троне и в помещичьей усадьбе. Для осуществления этой программы ему необходимо отказаться от стремления к личному благополучию, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства «должности» [Федоров, 1982: 54]. Мы обобщили все отличительные черты, сказанные выше, и попытались самостоятельно классифицировать принципы типизации характеров героев в русском классицизме: 1 Действия и поступки героев совершаются с точки зрения разума, т.е. человек познает мир рационально; 2 Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров); 3 одноплановость – преобладание в характере героя одной генеральной черты; 4 положительные герои идеализируются; 5 Характеры героев отличаются статичностью; 6 Диалогичность превращается в форму столкновения позиций; 7 Прием «говорящих фамилий» как средство раскрытия характеров; 8 Наличие героя-резонера; 9 Объективное повествование. Авторская логика получила вид несомненной истины, с которой мы не можем не согласиться; 10 Новый тип героя – гражданина и патриота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *