Китайско-канадские торговые отношения в XXI веке

Отношения стран Азии и Северной Америки – сложны процесс, обусловленный влиянием многочисленных политических и конкурентных факторов. Такие крупные и развитые страны как Канада и Китай выступают ключевыми участниками мировой торговли. Их отношения непосредственно влияют на формирование всей мировой конъюнктуры торговых связей и конкурентную среду в различных отраслях торговли.

Высокие темпы роста производства Китая, его активность в торговле, играет для Канады большую роль. Для каждого из государств в данном случае приоритетом выступает достижение реализации собственных интересов во внешней торговле. Сложным фактором является достижение баланса, который учитывал бы интересы обеих сторон торговых взаимоотношений и не нарушал условий конкурентного рынка.

Последовательная политика Китая по ослаблению курса валюты служит значимым фактором его усиления на внешних рынках. Для Канады требуется с одной стороны, защищать интересы собственных производителей, но при этом развивать отношения с КНР как со значимым партнером. Все эти предпосылки опередили большую значимость темы дипломной работы ив условиях ускорения темпов динамики мирового товарооборота и наличия противоречий между рассматриваемыми государствами в части реализации внешнеэкономических интересов.

Ключевым понятием в международной торговле являются ее методы.

Методы международной торговли — это различные варианты торговых взаимоотношений между субъектами, представителями различных государств. Наиболее известные методы международной торговли – экспортно-импортные операции, но на этом перечень методов не заканчивается. Их значительно больше, и у каждого метода международных торговых отношений есть свои преимущественные особенности и недостатки [19, с.72].

Рассмотрим этапы международной торговли.

Этап 1. Начальный (18 век и период до 50-х годов 19 века). В этот период наиболее значимым фактором, влияющим на международную торговлю, была промышленная революция. Характерной особенностью международной торговли того времени была лидирующая позиция Великобритании, рост вывоза продукции и более высокий темп роста товарооборота сравнительно с развитием промышленности. Среди регуляторных методов наиболее популярной была политика протекционизма, но уже наблюдались первые ростки фритрейдерства.

Этап 2. Вторая половина 19 века до начала Первой мировой войны. Этот этап развития международной торговли отличается внедрением научно-технического прогресса в производственные процессы, формированием монополий и транспортных систем. Непосредственно в торговых отношениях преимущественно наблюдался вывоз капиталов и интенсивное увеличение объемов оборота товаров. На международном рынке торговли постепенно снижалась роль Англии и Франции и происходила концентрация взаимоотношений между другими развитыми государствами. Протекционизм все более широко использовался для регулирования международной торговли.

Этап 3. Период между двумя мировыми войнами. Наиболее существенное влияние на торговлю на третьем этапе оказали международные кризисы, связанные с последствиями первой мировой войны. Именно в это время появились две наиболее значимые хозяйственные системы. Резкие перепады в размерах международного товарооборота, а также рост сырьевой составляющей в методах торговли являются характерными признаками периода между двумя войнами. Регуляторная политика в сфере торговли проводилась в направлении таможенного протекционизма на фоне кризиса мировой валютной системы.

Этап 4. Послевоенный период (до 60-х годов). Особенностью этого периода формирования международных методов торговли является распад колониальной системы, а также еще более существенное разделение и параллельное усиление двух видов хозяйственных систем. Изменение структуры международной торговли, а также ослабление развивающихся государств способствовало упрочнению позиций Германии, Италии, Канады, Японии. В то же время удельная доля Соединенных Штатов, Франции и Англии в объеме международной торговли немного снизилась. В плане регулирования международной торговой системы наметилась тенденция к либерализации мировой торговли. Кроме того, ГАТТ поспособствовала внедрению согласованной системы таможенных мер.

Этап 5. Современный период (с начала 70-х годов). Современные методы международной торговли кратко перечислить достаточно сложно, так как они постоянно совершенствуются и появляются новые формы торговых операций. В регулировании международной торговли существует тенденция к замещению тарифного метода нетарифными формами. В то же время для развития экспортно-ориентированного производства создаются замкнутые экономические системы.

При внимательном изучении каждого этапа развития методов международной торговли можно отметить, все они имеют определенные особенности, отражающие уровень интернационализации производственных систем и, находящиеся под влиянием используемых методов для регулирования международной торговли. Для более точного исследования методов международной торговли на современном этапе были выработаны следующие показатели:

  1. Объемные показатели, которые используются для характеристики:
  • Экспортных сделок;
  • Импортных операций;
  • Внешнеторговых объемов;
  • «Генеральной» торговли;
  • «Специальных» торговых сделок.
  1. Результирующие показатели, которые включают:
  • Сальдо: баланса торговой деятельности, услуг или текущих операций;
  • Индекс состояния платежного баланса;
  • Индекс «условий торговли»;
  • Индекс «концентрации экспорта»;
  • Коэффициент зависимости государства.
  1. Структурные показатели:
  • Товарная структура;
  • Национальная структура (экспорт, импорт);
  • Индекс диверсификации экспортных операций.
  1. Показатели интенсивности:
  • Квоты (на экспорт или импорт);
  • Объемы экспортного, импортного или внешнеторгового оборота на единицу населения.
  1. Показатели эффективности торговли:
  • Экспортная эффективность;
  • Эффект экспорта;
  • Эффект импорта;
  • Эффективность импорта.
  1. Динамические показатели.
  2. Показатели сопоставления [17].

Весь цикл сделки купли-продажи состоит из материально-вещественных отношений между продавцом и покупателем, по условиям которых продавец обязан передать в собственность покупателю оплаченный им товар на выгодных для обеих сторон условиях.

Формы и методы международной торговли зависят от характера отношений между сторонами и основным источником сбыта, что разделяет их на:

1.Прямой метод – сделка между сторонами осуществляется напрямую без посредников. Он входит в основные методы международные торговли и наиболее целесообразен для компаний и организаций, способных совершать оптовые сделки.

Сравнивая различные методы международной торговли, прямой метод можно отметить благодаря следующим преимуществам:

Материальная выгода или высокая рентабельность сделки, которая подразумевает при опте небольшую выплату комиссионных посреднику.

Низкие риски и отсутствие зависимости от дополнительных участников сделки, что позволяет контролировать весь процесс купли-продажи самостоятельно.

  1. Косвенный метод – сделка купли-продажи осуществляется с помощью посредников. Схема метода выглядит таким образом: изготовитель – посредник — покупатель. Данный метод способствует устранению конкурентов, работающих с теми же посредниками, но на лучших условиях.

— Для узкого круга покупателей и непостоянных заказчиков;

— При поиске новых рынков сбыта, отсутствии собственных путей сбыта и сильной конкуренции.

Современные методы международной торговли предполагают осуществление сделок с помощью специальных договоров: агентских, поручительских, комиссионных, а также на основании посреднических или дистрибьюторских соглашений.

Посредническое соглашение представляет собой договор между принципалом и посредником, где в качестве принципала может быть покупатель, продавец, заказчик, поставщик и арендодатель.

Поручительский договор позволяет доверенному лицу совершать сделки купли-продажи от своего имени за счет доверителя. В качестве вознаграждения доверитель получает определенный процент от совершенной сделки. Посреднические операции по сбыту совершаются дистрибьюторами, агентами, консигнаторами, а ведение переговоров совершает поверенный, посредник или комиссионер.

Комиссионная форма – услуги международных организаций, выполняющих поручения юридических лиц по импорту и экспорту товаров зарубежного и отечественного производства за определенную комиссию. В их задачу входит изучение рынка, обеспечение рекламой, создание точек сбыта и сервисного обслуживания. Все сделки совершаются от имени международной организации, но за счет покупателя или продавца.

  1. Торговля готовой продукцией включает методы международной торговли прямые и косвенные, повышающие уровень конкурентоспособности товара на рынке.

Предпродажный сервис – полностью сохраняет все технические характеристики продукции, осуществляет разгерметизацию товара после транспортировки, восстанавливает товарный вид и подготавливает изделия к продаже или применению.

Предпродажная доработка – проводится с учетом индивидуальных потребностей покупателя.

  1. Торговля продукцией в разобранном виде. Повышает конкурентоспособность продукции на рынке внешней торговли и позволяет поставщикам получать дополнительную выгоду по сравнению с продажей готовых изделий. Чаще всего в разобранном виде экспортируются строительные конструкции, машины, мебель, оборудование и другие изделия. В развивающихся странах данная форма торговли используется с целью защиты национальной экономики от конкуренции зарубежных поставщиков. Для этого вводятся различные квоты, запреты, увеличиваются таможенные пошлины на импортную продукцию в готовом виде, а на изделия в разобранном виде предоставляется снижение таможенной пошлины.

Изделия необходимо разделять на составляющие или отдельные детали, которые при последующей сборке обеспечат ему соответствующие технические характеристики и высокое качество, гарантируемое производителем.

Обеспечить высокую точность производства отдельных деталей, облегчающую дальнейшую сборку изделий.

При разделении изделий на отдельные узлы необходимо учитывать материальные затраты на транспортировку.

Своевременно осуществлять поставку отдельных узлов для ритмичного и бесперебойного сборочного процесса.

Обеспечение складских помещений оптимальным запасом деталей и узлов

  1. Аренда машин и оборудования в США широко используется еще с средине прошлого столетия и разделяется на три вида:

Лизинг – аренда по долгосрочному договору (от полугода до нескольких лет) спецтехники, машин, различного оборудования, автомобильных транспортных средств, конструкций производственного назначения, с возможностью последующего выкупа товара арендатором;

Хайринг – одна из моделей лизинга, предоставляющая в аренду машины или оборудование на средний срок без права на собственность арендатором;

Рентинг – кратковременная аренда транспортных средств или оборудования без права выкупа арендатором. Отличается высокой стоимостью аренды.

  1. Встречная торговля – внешнеторговые отношения, в договорах или контрактах которых фиксируются определенные торговые обязательства между импортерами и экспортерами по оптимальному обмену продукцией. Это способствует экономии валютных фондов и дает возможность внедрения продукции на внутренний рынок при затруднительных условиях экспорта стандартными методами.

Бартер — безвалютный, но равноценный обмен продукцией. Оценка товаров при осуществлении бартерных операций, позволяющая обеспечить эквивалентный обмен. В качестве эквивалентности используются мировые цены.

Встречные закупки – закупки, которые проводятся экспортерами в качестве частичной оплаты проданной продукции. Они осуществляются на условиях контракта, принятых экспортерами на реализацию основной продукции. В некоторых случаях экспортеры вынуждены брать на себя дополнительные обязательства на закупку товаров по принуждению импортеров.

Выкуп устаревшей продукции. В основном применяется в промышленности и актуальна для покупки пассажирских авиалайнеров, металлообрабатывающего оборудования, морских судов и другого оборудования. Во время приобретения клиентом новой машины или оборудования из стоимости высчитывают цену старого. Для этого имеется специально разработанная система уценки с учетом года выпуска, технического состояния и пробега.

Операции с давальческим сырьем – данный договор или контракт обязует одну из сторон экспортировать исходное сырье с последующим импортом готовой продукции или продуктов переработки. Другая сторона берет на себя обязательства перерабатывать полученное сырье, используя свои возможности. Оплата за переработку сырья для организации, предоставляющей свои услуги, осуществляется количеством дополнительных поставок давальческого сырья.

Компенсационные операции — обязательства зарубежных партнеров приобрести товары в качестве оплаты кредитов и финансовых долгов.

  1. Строительство объектов «под ключ» – самый сложный метод международной торговли, включающий такие подрядные работы, как:

— Подготовка документации по экономическому и техническому обоснованию объекта;

— Проектная разработка задания на основании рабочего и технического проектов;

— Обеспечение строительными материалами;

— Строительство административных и промышленных конструкций и объектов социальной инфраструктуры;

— Обеспечение объекта инструментами, оборудованием и запчастями;

— Установка, наладка и запуск оборудования;

— Подготовка персонала.

Основные требования заказчика от поставщика — это получение банковских гарантий по выполнению условий контракта на протяжении всего сотрудничества на случай предъявления претензий по качеству или убытков.

  1. Торговля сырьевыми товарами. Ситуация с экспортом сырья для поставщиков с одной стороны ухудшается в связи с изготовлением новых синтетических заменителей и внедрением их в производственные технологии, а с другой стороны с развитием производства в отдельных странах значительно улучшается. К сырьевой продукции относится:

— Органическое сырье и продукты его переработки;

— Сельскохозяйственное сырье;

— Продукты химической промышленности.

Потребительский спрос и предложения на поставку сельскохозяйственного, органического и минерального сырья зависит от погодных условий.

  1. Биржевая торговля. Товарная биржа — постоянно действующий товарный рынок. Этот метод торговли на международном рынке применим для продукции, отличающейся однородностью и взаимным замещением. Для таких товаров торговля на международном рынке может вестись по образцам или существующим стандартам без непосредственного предъявления. Как правило, такие методы международной торговли используются для сырьевого и продовольственного рынков. Основные товарные биржи находятся в Амстердаме, Антверпене, Виннипеге, Гамбурге, Иокогаме, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго. Подобные методы эффективны для массовых товаро: нефтепродукты, металлы, пшеница, какао, хлопок, сахар и так далее.
  2. Торговля продовольствием и товарами широкого потребления. Определяется большой неоднородностью качественных характеристик, сезонностью производства и потребления, ограниченностью сроков хранения. Торговля товарами широкого потребления имеет особенности, связанные с огромной номенклатурой производимых товаров и массовостью спроса, зависящего от запросов и вкусов, традиций, уровня занятости, платежеспособности населения.
  3. Торговля результатами интеллектуальной собственности, к которым относятся:

— Патенты и изобретения;

— Промышленные образцы;

— Товарные знаки;

— Ноу-хау.

Права использования этих продуктов в производственных и коммерческих целях являются предметом международных сделок. Соглашение о возмездном предоставлении прав практического использования называется лицензионным, а стороны – лицензиаром (продавец) и лицензиатом (покупатель).

  1. Торговля инженерно-консультационными услугами. Услуги оказывают очень сильное влияние на международную торговлю товарами, являясь дополнительным средством повышения их конкурентоспособности и, зачастую, необходимым условием продвижения товара на рынок.

При выборе того или иного метода торговли на международном рынке необходимо учесть такие факторы, как:

— Специфика деятельности компании;

— Наличие необходимых ресурсных объемов;

— Государственное регулирование в конкретной области деятельности;

— Особенностей работы компаний с разными формами собственности и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *