Поиск перспективных направлений развития российской экономики, осуществляется,
прежде всего, на корпоративном уровне, непосредственно воспринимающем сигналы
рынка. При этом, следует понимать, что собственная национальная научно —
технологическая база не всегда может обеспечить переход корпораций на
конкурентоспособный технологический уровень. Во многих случаях целесообразной, а
иногда, и единственно возможной стратегией является заимствование и адаптация
зарубежных технологий. Поэтому облегчение доступа к таким технологиям для российских
предприятий является важным направлением технологической политики государства.
Низким является уровень инновационной активности предприятий промышленности. По
этому показателю наша страна существенно отстает даже от ряда развивающихся стран.
Показатель доли высокотехнологичной продукции в объеме продаж на мировом рынке для
современной России крайне низок и оценивается экспертами в пределах 0,3 — 0,8 % [1,
с146].
Технологическое отставание отраслей отечественной экономики не в последнюю
очередь связано с усиливающимся отставанием России в части приборной и опытно —
конструкторской базы. Это означает отставание, по крайней мере, на два поколения
научного оборудования. Сектор отраслевых научно — конструкторских организаций не
только сократился абсолютно, но и существенно потерял в качестве. Корпоративный сектор
исследований и разработок активен лишь в ограниченном числе узких «нишевых» рынков:
в среднем промышленные предприятия расходуют на исследования и разработки менее 1
% от стоимости выпускаемой продукции. Доля промышленных предприятий в секторе
исследований и разработок составляет в России лишь 6 % , в то время как в США, Японии,
странах ЕЭС и, даже, в Китае – около 60 % .
Роль государства в сфере технологической модернизации отраслей экономики состоит,
прежде всего, в создании инфраструктур, позволяющих корпоративному сектору получать
от них ресурсы, необходимые для успешной конкурентной борьбы на мировом рынке.
К таким инфраструктурам относятся, прежде всего:
— инновационная, обеспечивающая доступ корпораций к новым технологиям, к
результатам деятельности сектора исследований и разработок;
— финансовая, имеющая в своем составе институты, ориентированные на
финансирование проектов и программ технологической модернизации и предоставляющие
услуги российским корпорациях на условиях, не худших чем у их иностранных
конкурентов;
— образовательная, ориентированная на профессиональную подготовку кадров,
необходимых для реализации задач технической модернизации.
Важнейшим условием технологической модернизации является формирование спроса на
новые технологии в российском корпоративном секторе и стимулирование
технологического экспорта. Отметим, что спрос российских хозяйствующих субъектов на
новые технологии пока невелик, но даже этот спрос российские научные организации
удовлетворяют примерно наполовину. Таким образом, реализация потенциала
отечественного сектора исследований и разработок возможна только при существенном
повышении качества его работы.
Решение задач технологического развития требует совершенствования действующих
инструментов, одним из которых является, завершение модернизации государственного
сектора науки и системы профессионального образования.
В последнее время все более и более активно в основополагающих документах
говорится о необходимости всесторонне использовать научно — инновационный потенциал
высшей школы России в части установления и развития отношений с промышленностью и
с Российской академией наук. Исходя из того, что именно образование является основной
составляющей человеческого интеллектуального капитала, то именно развитие системы
высшего образования является основным потенциалом инновационного развития страны.
Основными источниками производства и распространения знания и инноваций в
настоящее время становятся вузы, ориентированные на выработку инновационных
решений по сохранению конкурентоспособности
Одним из приоритетных направлений развития современной высшей школы является
интеграция науки и образования. В этом направлении предпринимается немало усилий, как
со стороны государства, так и со стороны вузов, в частности, усиление материально —
технической базы обеспечения учебного процесса, модернизация образовательных
методик, позволяющих студентам овладеть навыками решения задач как
фундаментального, так и прикладного характера. Включение науки в активный процесс
создания и передачи знаний способствовало бы решению задачи модернизации
отечественного производства и переориентированию на экономику инновационного типа
[3, с 4].
Для каждого государства подготовка кадров высшей квалификации является важнейшей
задачей, от которой зависит эффективность модернизации и технологического развития.
Кадровое обеспечение технологической модернизации в значительной степени влияет на
жизнеспособность предприятий, и является одним из основных факторов развития всех
секторов экономики.
Ближайшая задача региональной кадровой политики в научно — технической и
инновационной сфере состоит в сохранении талантливой и плодотворной части научных
кадров, удовлетворении кадровых потребностей фундаментальной науки и научных
комплексов высокотехнологичных отраслей промышленности на основе привлечения и
закрепления молодых ученых и специалистов, сокращении их ухода в другие сферы и
отъезда за рубеж [2, с 4].
Региональная политика должна включать в себя разработку и реализацию мер,
стимулирующих приток новых кадров. Для повышения качественного уровня
человеческих ресурсов в регионах необходимо: ускорение создания научно —
производственных и научно — образовательных комплексов; формирование
государственного заказа на подготовку квалифицированных специалистов; разработка
системы стимулов, направленных на привлечение ведущих ученых научных центров
страны, специалистов производственных компаний к участию в учебном процессе и
научных исследованиях, проводимых в вузах региона; разработка и реализация программы
по содействию в использовании механизмов частно — государственного партнерства в сфере
подготовки высококвалифицированных специалистов.
Список использованных источников
1 Кузык, Б.Н. Россия – 2050 : Стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю. В.
Яковец. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. – 632с.
2 Денисова, Н.Н. Анализ проблем кадрового обеспечения модернизации и
инновационного развития экономики регионов / Н.Н. Денисова // Практика и механизмы
управления экономикой. — 2014. — №3
3 Ускова, ТВ. Теория и методология управления устойчивым социально —
экономическим развитием региона. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
доктора экономических наук / Т.В. Ускова. — Вологда, 2010.
© О.Н. Коркешко, 2017