КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Локтионова А.В. КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В наше время качество образования – это одно из приоритетных направлений всей государственной политики и отечественной образовательной системы, то есть ответственность каждого звена образовательной системы. Школы, вузы, учреждения дополнительного профессионального образования несут ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг.

С  точки зрения С.Е. Шишова, качество образования – это «степень удовлетворения  ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых  образовательным учреждением образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач» [6].

В.А. Болотов  отмечает, что под качеством образования  понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая  степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным  требованиям, социальным и личностным ожиданиям [2].

Исход из этого перед каждым образовательным звеном должны стоять следующие задачи:

— разработка профессиональных стандартов или участие в них;

— участие в создании и развитии новой системы компетенций и квалификаций;

— улучшение нормативной правовой среды образования;

— разработка федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;

— развитие образовательных программ и их переформатирование под новые требования;

— практикоориентированние образовательных программ;

— создание центров профессиональных квалификаций;

— развитие систем управления университетом на базе информационных технологий [5].

Прочные позиции российского образования на международном рынке могут быть при соблюдении следующих условий: тесное взаимодействие образовательной системы и производства, активное, заинтересованность учебных заведений в совершенствовании качества образования, использования мировых практик его оценки возможно обеспечить предоставление высококлассных образовательных услуг отечественным и зарубежным студентам.

В 2014г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. Так, общее число образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2013г. уменьшилось на 7,0% и составило 969 единиц. Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 30 единиц, в то время как число частных образовательных организаций высшего образования увеличилось на 11 единиц [1].

Повысить качество высшего образования – значит найти пути рационализации учебной, научной, административной, хозяйственной и других видов деятельности. Измерение качества с использованием каких-то показателей является проблематичным. Несомненным остается одно: реализуя современный процесс образования, делая ставку на компетентностный подход, нужно четко понимать, что это интегрированный, комплексный процесс [3].

В университете среди студентов постоянно проводятся социологические опросы. Эффективность от этого будет только в том случае, когда эти опросы проводятся систематически, а не один раз. Это позволяет вести сравнительную аналитическую работу, получать более объективную информацию, которая может быть использована и как оценочная, и как «толчок» для повышения эффективности работы преподавателя.

Взяв за основу анкетирование, проведенное Санкт-Петербургским государственным университетом низкотемпературных и пищевых технологий, которое было проведено для студентов 4 курса разных факультетов, можно сделать следующие выводы. На вопрос «удовлетворены ли Вы качеством обучения в университете?» ответили: да, вполне – 58-65 % опрошенных; частично – 33-40 %; нет – 4 %; затрудняюсь ответить – 6 %. Наличием необходимых учебников и методических указаний в библиотеке вуза вполне удовлетворены 60-78 % студентов; частично удовлетворены 20-35 % и не удовлетворены 2-3 %. О наличии компьютеров, используемых в учебном процессе, и их доступности в университете для самостоятельной работы во внеурочное время положительно высказались 16-20 % студентов; частично довольны такой компьютерной базой 32- 49 % опрошенных; недовольны 26-37 %; затруднились ответить 5-15% [7].

Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг привели к необходимости функционирования системы менеджмента качества (СМК) в любом вузе, исходящей из принципа, положенного в основу стандартов ИСО 9000–2000 (так же, как и в ТОМ) – это принцип ориентации на потребителя. В этой связи совершенно очевидно, что самостоятельная работа студента станет главенствующей и, как следствие, уход от поточно-групповой формы работы в вузах.

Современная система образования в университетах Европы носит индивидуально-ориентированный характер. Переход на такую систему работы во-первых, требует больших изменений не только в умах преподавателей и студентов, но и доку ментальном сопровождении учебного процесса: новые формы построения учебных планов (модульные), календарного планирования учебного процесса (объектом является студент, который сам будет выбирать модули для изучения), система зачетных единиц и т. д. Такая система обучения позволит студенту начинать учебу с правильно подобранного модуля, и, соответственно, дифференцировать процесс обучения[4].

На основе студенческого опроса можно предложить следующие методы:

— ужесточить наказание за нарушение учебной дисциплины. Например, ограничить количество возможных пересдач несданных предметов, утвердить определенное количество обязательных к посещения пар для допуска к экзамену;

— сделать практикоориентированные лаборатории, где студенты могут ознакомиться и попробовать работать с программами, оборудованием, которое будет использоваться при дальнейшем трудоустройстве;

— предоставить возможность студентам самим участвовать в управлении учебном процессы. Организовывать специальные собрания, где студенты могут предложить какую либо идею по совершенствованию учебного процесса, проголосовав за нее большинством, отправить на рассмотренье в высшие органы;

— уделить особое внимание при трудоустройстве студента на практику и при трудоустройстве после выпуска. Заключать договоры с разными фирмами, производствами;

Возможно, если совокупность всех этих методов в итоге приведет к преобразованию учебной деятельности студента в профессиональную деятельность молодого специалиста, который сможет компетентно решать профессиональные задачи.

Список использованной литературы

1.Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/l (дата обращения 09.11.2015г.)

2. Болотов В.А., Ковалева Г.С. Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №4.

3. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова. – Москва : Логос, 2009. – 328 с.

4. Качалов, В.А. Проблемы управления качеством в вузах / В.А. Качалов // Стандарты и качество. – 2005. – ¹ 12. – С. 82–87.

5. Тихомирова Н. В. «Качество высшего образования в России: Проблемы, приоритеты, задачи» в онлайн журнал «Экономика Качества», №1, 2015

6.Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. – М., 2000

7. Шлейкин А.Г., Саркисян З.М. Окуловская Н.В., Кулаев Д.Х., Анкетирование студентов в системе контроля качества обучения [Электронный ресурс] //Режим доступа: http://economics.open-mechanics.com/articles/402.pdf (дата обращения 10.11.2015г.)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *