К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕРНЕТ — МЕМОВ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ МОЛОДЫХ РОССИЯН

Аннотация
В данной статье раскрывается влияние интернет — мемов на политическую культуру на
примере социальной сети «ВК». Наиболее внушаемой частью аудитории социальной сети
«ВК» является молодежь, в частности, принявшая активное участие на митинге в Москве
26 марта, где также была использована технология переноса интернет — мемов в оффлайн
среду, потенциально создает предпосылки к возникновению радикальных взглядов
молодёжи, аккумулируя эмоциональные переживания участников политического процесса
от увиденного Интернет — контента, представленного в виде мемов: иллюстрации, цитаты,
комиксы. С помощью структурного анализа в статье выделяются технологии создания
политических мемов. Автор опирается на данные, полученные при помощи методов
наблюдения, глубинного интервью. Даются оценки тенденциям в области политических
мемов и их влияния на политическую культуру к выборам 2018.
Ключевые слова
Политология, политтехнологии, мемы, Интернет — технологии, молодежь, социальные
сети.
Социальные сети — один из важнейших инструментов современной российской
молодежи, представляющий собой уникальную системную базу для различных путей
времяпровождения индивида в таких сферах, как: бизнес, образование, развлекательные
цели. В научном дискурсе активно исследуется проблема, свидетельствующая о том, что
социально — политическая ситуация в стране во многом определяется жизненными
ориентирами, которыми руководствуется молодежь, участвующая в политической жизни
общества. Сформированные ценности молодых людей определяют практическую
направленность их деятельности [1]. Очевидно, что представители таких профессий, как:
политологи, социологи, обращают внимание на столь широкие возможности для
привлечения и манипулирования политическим сознанием электората. Проблема влияния
Интернет — коммуникации на политическую культуру россиян изучается на сегодняшний
день многими исследователями, так, в статье «К вопросу о методологии изучения
взаимовлияния стратегий политического поведения россиян в средах онлайн и оффлайн»
отмечается необходимость определения аспектов взаимовлияния стратегий политического
поведения молодёжи в онлайн и оффлайн средах, т.к. «В настоящее время существует
явление глобального роста и усложнения информационного поля за счёт появления и
распространения новейших технологических решений в сферах телекоммуникаций,
Интернет — технологий, определяющих особенности коммуникационных процессов в
обществе» [2, С .190]. В статье «Изменение стратегий онлайн — поведения российской
интернет — аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа» детально
прорабатывается анализ политического онлайн поведения с помощью актуальных
социологических методов [3], также следует отметить дальнейшую исследовательскую
работу [4]. Сегодня в России свыше 70 политических партий, однако не все из них
используют ресурсы сети для своего продвижения, предпочитая использовать для
аналогичных целей телерадиоканалы.
На примере социальной сети «ВК» можно сделать вывод о том, что группы
политической направленности, преимущественно, делятся на «прозападное» и
«пророссийское» направление своей деятельности. Их борьба, т.е. борьба за аудиторию,
популярность, политический капитал, находят своё отражение в политических мемах,
подавляющее количество которых призвано высмеивать ту или иную сторону, где простой
пользователь сети становится наблюдателем основного спора между «западниками» и
«славянофилами». Говоря о политической культуре, необходимо иметь в виду опыт и
события исторического процесса. Зачастую, посредством различных комбинаций
технологий политических мемов предпринимаются попытки «переписать историю», что
является сложнейшим предметом споров в Интернет — пространстве.
Базисом теоретико — методологического раздела настоящего исследования является
неоинституциональный подход, представленный в концепции культурно — исторических
изменений [5], а также, когнитивный подход Герберта А. Саймона [6]. В рамках
эмпирической части исследования был проведён онлайн — опрос среди 35 респондентов по
различным политическим мемам, популярным в сети Интернет, что позволило выявить и
типологизировать технологии создания мемов, такие как:
1)Фрагментация;
2) Совмещение;
3) Юморизация;
4) Сравнение и противопоставление;
5) Технология риторического вопроса;
6) Фрейминг (создание иного контекста);
7) Периодизация.
Для большинства респондентов политические мемы – «троллинг», который может быть
безобидным, но, тем не менее, влияющим на политичекое сознание молодых людей,
пребывающих в онлайн среде коммуникаций.
В результате глубинного интервью было опрошено 10 человек, для этого было:
 5 человек отметили «фрейминг»;
 4 человека отметили «юморизацию»;
 1 человек отметил сравнение и противопоставление.
Можно сделать вывод, что наибольшим влиянием на молодёжь оказывает политические
мемы по технологии фрейминга, т.е. создание иного контекста между словосочетанием и
иллюстрацией.
Самые популярные мемы создаются в виде реакции на новости или устоявшиеся
изречения известных людей или персонажей, что вкупе с «фоновым мемом», который
находится в «тренде», может завуалировать политическую акцию или некий призыв,
например, к митингам или вовлечению во что — либо незаконное и противоправное.
Политическая безграмотность, политтехнологии, слабое понимание вопроса и
субъективность становятся основной проблемой развития политической культуры, а также
культуры честной борьбы.
Пути решения проблемы:
 объективно оценивать политические мемы;
 толковать значение их направленности;
 понимать технологию и не быть жертвой политических игр.
Грамотность в политической культуре ограничит пагубное влияние мемов на позицию
как одного человека, так и различных социальных групп.
Мы можем сделать вывод, о том, что к периоду «выборов 2018» с ощутимой частотой
будут использованы технологии «фрейминга», «юморизации», сравнения и
противопоставления в создании политического мема, т.к. по результатам онлайн — опроса и
глубинных интервью они были выделены респондентами, как основные. Они просты и
удобны для восприятия молодежи, что придает им популярность в социальных сетях.
Список использованной литературы:
1. Тырнова Н. А., Зулькорнеева Л. И., Исагалиева А. С. Особенности формирования
политических ценностей и ориентаций молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С.
757 — 760.
2. Гончаров А.С. К вопросу о методологии изучения взаимовлияния стратегий
политического поведения россиян в средах онлайн и оффлайн. Динамика
взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей
Международной научно — практической конференции (3 мая 2017 г., г. Казань). — В 3 ч. Ч.3 /
— Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, — 2017. — С. 189 — 195.
3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Иванов И.С. Изменение стратегий онлайн —
поведения российской интернет — аудитории: результаты сравнительного кластерного
анализа (2012–2014 гг.) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и
социальные перемены. — 2016. № 3. — С. 173 — 187.
4. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Карзубов Д.Н. Современные вызовы
конкурентоспособности регионов и муниципалитетов в России: на примере анализа
информационных потоков социальных медиа о развитии Москвы. Наука и образование:
хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2017. – № 9 (88). – С.
92 — 96.
5. Нечаев В. Д. Когнитивные революции и институциональные изменения. – Полис.
Политические исследования. — 2002. — № 5. — С. 6 — 19.
6. Herbert A. Simon. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture
// American Economic Review. — May 1978, v.68, no.2, — pp.1–16.
© И. В. Ряднов, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *