Изменение структуры государственно-административной системы Японии

Политический курс новой Японии был фактически провозглашен в клятве императора (6 апреля 1868), именно на нем и основывались все дальнейшие преобразования. (Клятва по сути устанавливала права граждан участвовать в политической жизни государства и гарантировала осуществление всех государственных дел в соответствии с законом и общественным мнением, то есть уже в ней были заложены общие контуры будущей парламентской системы)

Данный документ был фактически реализован 17 мая того же года в указе о государственном устройстве, который в виде статьи первый полностью включал в себя текст императорской клятвы. Согласно этому указу власть сосредотачивалась в руках государственного совета, который состоял из ряда ведомств и консультативного совета и обладал двух ступенчатой структурой. Двухпалатный консультативный совет фактически был правительственным органом. Верхняя его палата состояла из «кугэ», членов императорской фамилии, и представителей юго-западных княжеств. Они разрабатывали законы, решали важнейшие политические вопросы и осуществляли высшую судебную власть. В нижнюю палату входили представители административных единиц страны. Именно на ее основе и на основе ее опыта будет создана нижняя палата японского парламента, хотя в качестве совещательного органа просуществовала она сравнительно не долго.

Важно отметить, что уже на первом этапе новой государственности вводился принцип разделения властей, представленный формулой «власть законодательная не должна иметь исполнительных функций, а власть исполнительная не может иметь законодательных функций». Указами нового правительства была ограничена власть крупных феодалов «даймё» в целях централизации власти в стране: без согласия центрального правительства они уже не обладали правом чеканки монет, привлечения на службу иностранцев и др. Таким образом, после Мэйдзи существование независимых от центра княжеств становилось невозможным. Вводилось также положение об избираемости и «ротации» чиновников.

Становление централизованной власти происходило постепенно. Уже в мае 1868 года в княжествах стали осуществлять свои функции специальные органы центрального правительства, вначале выступавшие в качестве посредников между местной властью и правительством. Следовательно, при правительстве был создан специальный аппарат, на который замыкались уполномоченные правительства в княжествах.

В 1869 году в стране была проведена акция под названием «возвращение страны и императора народу» («хансэки хокан»). Под этой акцией понимался добровольный отказ феодалов-князей «даймё» и богатых самураев от своих феодальных прав и передача ими своих полномочий по управлению княжествами центральному правительству. Князья хорошо понимали, что в новой ситуации они уже не в состоянии сохранить свою власть во всей ее полноте, и поэтому, заручившись обещанием крупных компенсаций, они подавали соответствующее прошение на имя императора. В свою очередь правительство компенсировало этот шаг феодалов тем, что предоставило им пенсии в размере 10 % их среднегодового дохода. Кроме того, оно взяло на себя большую часть обязательств по долгам ростовщикам, а также назначило этих феодалов-князей на посты губернаторов их княжеств. Дальнейшим шагом правительства было упразднение княжеств, что было сделано в соответствии с законом от 29 августа 1871 года, и создание новой системы административного деления на основе бывших княжеств. По этому закону было создано более 300 префектур «кэн» и 3 столичных округа «фу» в Токио, Осака и Киото.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *