Издательская деятельность: категориально-понятийный аппарат, правовая природа и классификации

Формирование концепции административно-правового регулирования издательской деятельности в России предполагает, в первую очередь, систематизацию и уточнение категориально-понятийного аппарата исследования.

Издательское дело – это отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением издательской продукции. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) издательская деятельность является одним из видов деятельности в области информации и связи, предполагающая производство (тиражирование) и передачу материалов информационного и культурного назначения (книг, брошюр, газет, журналов и периодических изданий, рекламных бюллетеней, адресных справочников, словарей, энциклопедий, атласов, карт, таблиц, каталогов, фотографий, эстампов и открыток, форм и бланков, плакатов, художественных репродукций и пр.).

Исходя из установленной Классификатором области издательской деятельности, можно утверждать, что ее система включает в себя ряд основных направлений работы:

  • организацию издательского процесса (комплекс творческих, организационных и производственных операций в процессе подготовки и выпуска печатной продукции);
  • изготовление издательской продукции (процесс производственно-технологического характера, направленный на воспроизводство издательского оригинала полиграфическими или иными техническими средствами);
  • распространение издательской продукции (совокупность способов и информационных средств, обеспечивающих доведение до потребителя конечного продукта издательской деятельности).

При кажущейся очевидности и понятности издательской терминологии она требует актуализации внутренней формы понятия, то есть «отстранения» терминов обиходной лексики (таких как «книга», «журнал», «газета» и др.)  для их содержательного осмысления. Таким образом, терминология издательской деятельности даже в ее основополагающих элементах требует специального разъяснения.

В Российской Федерации сложилась практика определения параметров, характера и качества продукции в соответствии со специализированными стандартами. Каждая из отраслей деятельности, кроме того, имеет и собственный терминологический стандарт, устанавливающий четкую систему терминов, понятий и их содержания. Одним из ключевых для издательской деятельности понятий является «издательская продукция». В соответствии с действующим в Российской Федерации Межгосударственным стандартом системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7.60-2003), понятие «издательская продукция» определяется как совокупность изданий, намеченных к выпуску или выпущенных издателем (юридическим лицом, осуществляющим подготовку и выпуск изданий).

В качестве основных содержательных характеристик издательской продукции Стандарт устанавливает:

  • вид издания (группа изданий, обособленная по одному или нескольким отличительным  признакам);
  • периодичность издания (регулярность его выхода, числа его номеров или выпусков в строго фиксируемый промежуток времени);
  • целевое назначение (выполняемая общественная функция);
  • характер информации (комплекс признаков, определяющих жанровые и содержательные особенности произведения);
  • материальная конструкция (сложившаяся форма издания как предмета полиграфической деятельности);
  • оформление издания (выражение содержания и назначения произведения с помощью художественно осмысленных полиграфических средств).

Издательская продукция имеет большое видовое разнообразие, отражающее ее функции и читательское назначение. ГОСТ 7.60-2003 предусматривает деление всех видов изданий по ряду признаков. В основе самой распространенной классификации видов издательской продукции лежит принцип периодичности ее выпуска. Исходя из этого показателя вся издательская продукция подразделяется на периодическую, то есть выходящую однократно и не имеющую содержательного продолжения в других изданиях; сериальные издания, выпускаемые через определенные временные промежутки, как правило, с постоянным числом выпусков (номеров) и однотипным оформлением (но с неповторяющимся содержанием); продолжающиеся издания, выходящие через различные промежутки времени и имеющие все признаки оформления сериального издания.

Максимально полный перечень видов издательской деятельности в 2003 г. был составлен Российской книжной палатой Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело». Все видовое многообразие издательской продукции было классифицировано специалистами по ряду критериев:

  • по составу основного текста весь комплекс изданий может подразделяться на моноиздания, содержащие одно произведение;
  • сборник, составленный из нескольких тематически связанных произведений;
  • дайджест, cодержащий наиболее интересные и востребованные читателем материалы из ряда других изданий;
  • по знаковой природе информации все издательская продукция сгруппирована в текстовые и картографические издания, карты и карты-схемы, нотные издания, альбомы и  специализированные атласы, издания с материалами изобразительного плана (открытки, плакаты, гравюры, литографии, художественные репродукции и пр.), наглядные пособия, лубочные издания и др.;
  • по целевому назначению печатная продукция представлена официальными изданиями, публикуемыми от имени государственных органов и учреждений, научными и научно-популярными изданиями, литературно-художественными, нормативными производственно-практическими и учебными изданиями, печатной продукцией массово-политического характера, справочными и информационными изданиями, рекламными и досуговыми печатными материалами;
  • по читательскому адресу стандарт 7.60-2003 определяет несколько видов изданий: массовое, популярное, предназначенное для детей и юношества, для комплектования публичных и специализированных библиотек, издания для служебного пользования, элитарные, адаптивные и другие виды печатной продукции;
  • по характеру информации, содержащейся в издаваемых источниках, все виды издательской продукции могут быть представлены в нескольких крупных полиграфических блоках: научные и научно-популярные издания (монографии, сборники научных исследований, материалы научных собраний, авторефераты диссертаций и пр.), официальные и нормативно-производственные издания (инструкции, прейскуранты, стандарты, уставы), производственно-практические издания (инструктивно-методические работы, практические пособия и руководства, памятки, специализированные каталоги), учебные издания (учебники, учебные, учебно-методические и наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники, учебные программы, учебно-методические комплексы), справочные и рекламные издания (энциклопедии, словари, разговорники, адресные и телефонные книги, каталоги, проспекты, путеводители, библиографические справочники и словари, афиши), литературно-художественные издания (альманахи, антологии, документально-художественные и научно- художественные издания, песенники);
  • по характеру аналитико-синтетической переработки информации вся продукция издательской деятельности представлена библиографическими изданиями и каталогами, обзорными и реферативными изданиями, сборниками и информационными листками различного типа;
  • по оригинальности содержания печатная продукция может классифицироваться как оригинальное, переводное, многоязычное, параллельное издание, а так же издание, содержащее так называемый параллельный текст;
  • по способу организации издаваемых произведений специалисты выделяют несколько видов готовой продукции: академическую, избранные сочинения (произведения), собрание сочинений, многотомные и однотомные издания, приложения, закрытые и открытые тематические серии;
  • по общему объему печатные издания представлены в виде книги (свыше 48 страниц), брошюры (от 4 до 48 страниц) и листовки (до 4 страниц);
  • по повторности выпуска печатные издания могут быть нескольких видов: первое или первое отдельное издание, новое, дополненное,
  • исправленное, переработанное, пересмотренное, расширенное, стереотипное, повторное и перепечатанное;
  • по материальной конструкции печатные материалы крайне многообразны. Это позволяет определить несколько видов издательской продукции в соответствии с указанным критерием классификации: журнальные, книжные, листовые, газетные, карточные издания и буклеты, книжные закладки, плакаты, издания с двойным входом, книжки-игрушки, комбинированные и комплектные издания;
  • по формату готовой типографской продукции различают несколько видов печатных изданий: малоформатные, карманные, миниатюрные, портативные издания, книжки-малютки и фолианты;
  • по характеру оформления и способу полиграфического исполнения издательская продукция может относиться к факсимильным, улучшенным, репринтным, литографированным изданиям, а так же к ксилографическим книгам;
  • по принадлежности автору или издателю вся печатная продукция представлена в качестве анонимных или собственных изданий, прижизненных или посмертных выпусках трудов, ведомственных или фирменных изданий, санкционированных или контрафактных материалах;
  • по характеру обращения издательской продукции среди потребителей она может быть определена как бесплатное издание, бестселлер, букинистическая книга, издание на правах рукописи, подписное или редкое издание;
  • по характеру события, в честь которого была выпущена печатная продукция, она относится к мемориальным или юбилейным изданиям.

Отдельным блоком в перечне издательской продукции Государственный стандарт по информации, библиотечному и издательскому делу представляет периодические и продолжающиеся издания. К таковым названный документ относит газеты, журналы, бюллетени и календари. Названные виды издательской продукции не являются однотипными, строго унифицированными композициями, выполненными с помощью полиграфических средств. Так газета может носить характер общеполитического или специализированного издания, представлять собой специальный газетный выпуск. Каждый журнал, в свою очередь, имеет ряд характерных признаков, позволяющих относить его к литературно- художественному или общественно-политическому периодическому изданию, научному или научно-популярному журналу, производственно-практическому, популярному или реферативному журналу. Бюллетень, как один из видов издательской продукции, в завершенной полиграфической форме может быть таблицей или хроникой, статистическим, нормативным, рекламным или справочным бюллетенем. Календарь в перечне издательской продукции, установленном ГОСТ 7.60-2003 в качестве подвидовых форм имеет календари отрывного и перекидного типа, табель-календарь, тематический и книжный.

Таким образом, указанный государственный стандарт по информации, библиотечному и издательскому делу определил максимально широкий перечень видов издательской продукции. В современной практике изучения основ организации и осуществления издательского производства этот перечень не вызывает никаких дискуссий, в то время как определение содержания ряда приводимых в документе понятий становится предметом научных споров и уточнений.

Наиболее актуальной проблемой книговедения стало разграничение  понятий «книга», «произведения» и «издание». Традиционно произведение определяется как авторский вариант (экземпляр) издания, прошедший обязательный этап редакционно-издательской обработки Стандарт 7.60-2003 в качестве дефиниции понятия «издание» представляет «Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный и имеющий выходные сведения». В связи с этим возникает вопрос о возможности отождествления понятий «книга» (как произведения, написанного автором) и «издания».

Определяя внутреннюю форму этих базовых терминов книговедения, исследователи В.В. Волков и Н.В. Волкова приходят к выводу о том, что «книга» имеет характер видового понятия, а «издание» — родового. При этом, по мнению ученых, термин «издание» указывает на процесс. А «книга» на результат (конечный продукт рукописи, прошедший обработку издательства). Такой подход к пониманию книги как исключительно изданному объекту достаточно распространен в науке (А.И. Барсук, В.Ф. Кравченко, А.И. Черняк и др.). Однако в этом случае в качестве книги не могут выступать авторские рукописные тексты, произведения, размещенные в глобальной информационной сети Интернет.

Наиболее обоснованной, на наш взгляд, является позиция Г.Н. Швецовой-Водки, определяющей издание как единицу издательской продукции, а книгу как разновидность этой продукции. Содержанием издания может стать одно или несколько произведений (литературных, изографических, идеографических и сигнально-графических). Совокупность произведений в печатной и непечатной форме значительно превышает совокупность изданий.

В качестве основных видов печатных изданий многие авторы, помимо книги, выделяют также газету и журнал. Газета в качестве печатного издания имеет многовековую историю. Получив свое распространение в Европе, а затем и во всем мире как стихийный информационный листок в XVII в., она утвердилась как вид периодического, редактируемого средства передачи информации в печатном виде. В процессе исторического развития газеты постепенно расширялось ее функциональное назначение: нерегулярный выпуск «информационных листков» сменился периодическими выходами печатных листов, содержащих публикации регулярных сведений, предназначенных для распространения. Газета становилась основным способом представления тематически дифференцированной информации, инструментом государственной политики, средством выражения общественного мнения, формирования общественного сознания и организации деятельности различных социальных институтов, продуктом предпринимательской деятельности.

Согласно данным о количестве печатных СМИ, внесенных в реестр Роскомнадзора, в 2016 г. на территории Российской Федерации издается 61698 печатных СМИ, из которых 25 781 газетные издания.

Несколько позже, чем книга или газета, как вид издательской деятельности. Появился журнал. В процессе развития печати и поиска новых форм передачи информации. Появление журнала стало результатом долгого поиска особой, промежуточной формы издания, восполняющего пробел между фундаментальной книгой и оперативной газетой.

Дефиниция понятия «журнал», приведенная в словаре по книговедению 1982 г. как «периодическое текстовое сброшюрованное печатное издание, содержащее статьи и рефераты по различным общественно-политическим и научным вопросам, литературные произведения и другой материал» в Государственном стандарте 7.60-2003 была несколько расширена уточнением о том, что журнал «имеет постоянную рубрикацию». 

С начала своего существования журнал как вид печатного издания был призван реализовать комплекс функций, схожих с функциями газеты: информационную, организаторскую, агитации и пропаганды различных взглядов, формирующих общественное мнение. В настоящее время функциональный диапазон журналов значительно расширялся за счет включения в него ряда новых специфических функций: реферативной, аналитической, обозревательной, идейно-лидирующей, собирательной, а так же функции закрепления авторского приоритета, сформулированной американским философом Д. Прайсом.

Итак, современная издательская деятельность и полиграфия прочно занимают определённое место в социокультурных и экономических отношениях российского общества. Система отечественного издательско-полиграфической деятельности включает в себя ряд основных направлений работы: организацию издательского процесса (комплекс творческих, организационных и производственных операций в процессе подготовки и выпуска печатной продукции); изготовление издательской продукции (процесс производственно-технологического характера, направленный на воспроизводство издательского оригинала полиграфическими или иными техническими средствами); распространение издательской продукции (совокупность способов и информационных средств, обеспечивающих доведение до потребителя конечного продукта издательской деятельности).

В соответствии с действующим в Российской Федерации Межгосударственным стандартом системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (ГОСТ 7.60-2003), понятие «издательская продукция» определяется как совокупность изданий, намеченных к выпуску или выпущенных издателем (юридическим лицом, осуществляющим подготовку и выпуск изданий).

Издательская продукция имеет большое видовое разнообразие, отражающее ее функции и читательское назначение. Государственный стандарт определил максимально широкий перечень видов издательской продукции: от листовок и плакатов объемом до четырех страниц до книг, содержащих свыше сорока восьми страниц. При этом все многообразие видов издательской продукции не являются однотипными, строго унифицированными композициями, выполненными с помощью полиграфических средств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *