История возникновения брачного договора

🙂

Скачать текст в WORD

Первое брачное объявление было опубликовано в Англии в конце XVII в., а спустя 100 лет стало обычным явлением на страницах западноевропейской прессы. Стиль брачных объявлений и пожеланий отражал, с одной стороны, цели объявителя, а с другой — его представления о наиболее подходящей партнерше, поскольку в те времена брачные объявления давали почти исключительно мужчины (от женщин предложения поступали через родителей или родственников). В то время подателей объявлений интересовало прежде всего экономическое положение будущего супруга, поэтому привычной частью брачных объявлений были справки о стоимости имущества, размере приданого, наличии недвижимости и т.п. Острые социальные различия тех лет не позволяли подавать брачные объявления беднякам. Требования к особенностям характера возможного партнера стали появляться в объявлениях значительно позже.

В разных странах этот институт имеет свои особенности, но основная цель брачного договора — предоставить супругам достаточно широкие возможности для определения в браке своих имущественных отношений. Это дает им возможность отступить от режима имущества, который автоматически начинает действовать с момента заключения брака. Но все же практика заключения брачного договора существует, как правило, в состоятельных семьях. В брачном договоре определяется право собственности на имущество мужа и жены, принадлежавшее им до брака и приобретенное в период брака, иногда предусматриваются имущественные санкции на случаи развода.

Страной с неограниченными возможностями являются Соединенные Штаты Америки. В брачном контракте этой страны можно предусмотреть практически все. Нельзя лишь разграничивать участие в воспитании детей и решать, с кем из супругов они останутся в результате развода. Впрочем, это не означает, что можно по неосторожности попасть в кабалу – американские суды имеют право решать, насколько справедливы условия брачного контракта. Народное творчество американских «контрактников» не знает границ: водном реально существующим документе супруги обязались «общаться друг с другом не менее получаса в день» и «следить, чтобы в машине было хотя бы полбака горючего» .

Брачный договор (Pacta nuptialia seu dotalia seu sponsalia, Ehepackt oder Ehevertrag, contrat de mariage) — юридический термин семейного права, обозначающий изложенную в особом акте сделку, заключенную до или после вступления в брак и определяющую имущественные, а до некоторой степени и личные отношения, вытекающие из брачного союза, как для самих сочетавшихся браком, так и для третьих лиц, интересы которых могут сталкиваться с интересами того или другого из супругов или обоих вместе.

Одной из целей, которая преследуется супругами (будущими супругами) при заключении брачного договора, является стремление обезопасить себя от материальных потерь в случае развода, неприятных моментов, связанных с разделом имущества в суде.. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что чем большую собственность имели в своем распоряжении супруги, чем выше был материальный уровень семьи, тем более сложные проблемы вставали перед ними и перед судебными органами в результате раздела имущества, если эти вопросы не были оговорены в брачном договоре или его не было вообще. Поэтому в состоятельных семьях практика заключения брачных договоров получила широкое распространение.

В брачном договоре устанавливаются положения о праве собственности на имущество мужа и жены, принадлежавшее им до брака, нажитое в браке, а также могут предусматриваться имущественные санкции на случай расторжения брака. При возникновении спора между супругами, суд будет исходить не из предписаний закона, а из положений брачного договора.

Специфика брачного договора состоит в том, что он заключается в сфере брачно-семейных отношений. Для этого договора характерен особый субъектный состав. Брачный договор могут заключить лица, вступающие в брак, т.е. жених и невеста, и – лица, состоящие в браке, — супруги.

Брачные договоры известны уже в весьма отдаленные времена. Так, уже Моисеев закон (кн. Бытия, XXIII, 20) предписывает словесное заключение таких договоров при свидетелях. Позднее подобные договоры у евреев должны были быть совершаемы непременно письменно, почему и получили название «кетуба» («kethuba» — письмо, от «kathab» — писать). Моисеево-раввинское право признает совершение брачного договора необходимым условием заключения брака. Содержание еврейского брачного договора состоит в том, что муж обязывается прилично кормить и содержать жену, сообразно его состоянию, назначает ей брачный дар за потерю девственности, по крайней мере, в 200 дуз (древнееврейская монета) и принимает на себя ответственность оберегать и сохранять приданое жены, что составляет существеннейшую часть договора. Обеспечение назначенного женихом невесте приданого (nadan) должно состоять из всего движимого и недвижимого имущества мужа, который ни в каком случае не может уменьшать определенного в составленном обязательно перед совершением брака брачном договоре приданого. Кроме этого обязательного брачного договора, в раввинском семейном праве установлен еще «произвольный», или «дополнительный», брачный договор («Tossefat kethuba»), имеющий значение меновой или приданообеспечительной записи и употребляющийся по большей части в богатых еврейских семействах, в которых приданое, приносимое женою мужу, составляет значительную сумму. Законодательство Израиля признает за этими договорами юридическую силу, и для записи их оставляется особая графа в метрических книгах о бракосочетавшихся евреях.

В частности, значительный интерес вызывает история появления брачного контракта, возникшего тысячи лет назад в Древней Греции и Риме: « мужчина и женщина, прежде чем создать семью, оформляли соглашение, где определяли свои имущественные отношения , в том числе и такие вопросы , как н  следование в будущем совместно нажитого имущества » . Это не считалось постыдным , и такая « страховка » была очень распространена до христианства . Понятие договора как выражения воли , обязывающего человека соблюдать принятие на себя обязательства , является одной из общечеловеческих ценностей . Еще Демосфен ( Древняя Греция ) писал : « О чем договорятся, то и господствует ». Цицерон (Древний Рим ) говорил : « основа права – верность слову и договору » . Все это доказывает, что договорные правоотношения в семейном праве возникли задолго до христианства и существуют до сих пор, основываясь на мудрости древних жителей планеты.

У древних римлян во время полного господства сакрального и квиритского права, когда жена находилась в полной лично-имущественной власти мужа (manus), не могло быть и речи о каких-либо имущественных договорах между супругами. Впоследствии, однако, при ослаблении супружеской власти и постепенном приобретении женщиной самостоятельных прав на имущество, само собой стали появляться соглашения относительно взаимных имущественных отношений между супругами при существовании брачного союза и на случай прекращения его (pacta nuptialia); главным образом, однако, излагаемые в них положения и условия относились к приданому (pacta dotalia), с которым в теснейшей связи находились все остальные имущественные отношения супругов.

У мусульман также требуется заключение «предбрачного», т. е. составленного перед бракосочетанием, или «брачного», т. е. составленного при бракосочетании, договора, определяющего количество того имущества, которое жених дает невесте в виде свадебного подарка. В составлении договора, кроме поверенных жениха и невесты, которые сами по большей части отсутствуют как при заключении договора, так и при бракосочетании, принимают участие родовое управление, свидетели и представитель духовенства — мулла, исполняющий обязанности нотариуса и получающий гонорар и подарок от жениха. По нашему законодательству брачные договоры магометан шиитского и суннитского толков включаются в метрические книги о бракосочетаниях.

Появление брачного договора в законодательстве зарубежных стран было обусловлено характером буржуазного общества, различные слои которого нуждались в различном решении своих имущественных проблем. Во Франции и Англии – странах, где существование брачного договора имеет очень давнюю историю, – его появление было вызвано необходимостью сохранения за женщиной, вступающей в брак, и её родственниками права управления добрачным имуществом и пользования доходами от этого имущества .

На рубеже VII-IX вв. в Германии личные взаимоотношения супругов вытекали из параграфа 1354 « Германского Гражданского Уложения », закреплявшего главенствующее положение в семье мужа и имущественные отношения супругов, которые уже в то время определялись брачным договором. В основном это была система раздельности права собственности на имущество супругов.

Вопреки общепринятому мнению, впервые понятие брачного договора (контракта) появилось ни в современной Европе, ни в Америке. Первое соглашение было заключено в Древнем Риме и Греции, мужчина и женщина, вступавшие в брак, оформляли специальное соглашение, в котором достаточно подробно описывали имущественные, наследственные и иные взаимоотношения будущих супругов. Это не считалось постыдным или зазорным. Но с приходом христианства институт брачного контракта исчез: с возникновением церковного «священного союза», который заключался и регулировался исключительно церковью, он стал ненужным. Восстановление института брачного контракта вновь началось лишь в конце XVIII века – начале XIX века в наиболее прогрессивных европейских странах – Англии, Франции, Германии и Австрии. Контракт вновь приобретает значение, когда на смену церковному приходит так называемый светский брак . Дальнейшее развитие института брачного договора происходило параллельно с реализацией светской концепции брака, усилением начала равенства мужчины и женщины в семейных отношениях и признанием и закреплением свободы развода.

В Англии до конца XIX века имущество супругов по «общему праву» («соммоп law») считалась принадлежащим мужу. Замужняя женщина была практически лишена имущественной самостоятельности, она не могла иметь имущество на праве собственности и тем более распоряжаться ею по своему усмотрению. Все, чем она владела до брака, переходило в собственность мужа. Совместного имущества, как такового, не было. С развитием капитализма в Англии, нормы «общего права» привели к противоречию с интересами имущих классов. Для устойчивости гражданского оборота и охраны имущественных прав замужней женщины и её родственников, сохранения фамильного имущества оказалось необходимым создание института отдельной собственности жены. С этой целью «суды справедливости» («courts of equity») стали признавать действительными брачные контракты, по которым частью своего имущества жена могла распоряжаться по своему усмотрению. Все правила, выработанные «судами справедливости», распространялись лишь на собственность, не входящую в обычное имущество семьи, а являющуюся той или иной формой капитала. Поэтому в Англии до конца XIX века фактически существовало два режима супружеского имущества: «соммоп law» – для большинства населения и «equity» – для верхушки имущих классов. Затем в 1882 году Парламентом был принят Закон о собственности замужних женщин. В нём предусматривалось, что вся та собственность, которая принадлежит ей к этому моменту, а также та, которую она приобретает впоследствии, будет подчиняться такому режиму, какому подчиняется собственность в случае заключения брачного контракта о раздельности имущества супругов. Иными словами устанавливался режим раздельной собственности. Замужней женщине было предоставлено право распоряжаться, этой собственностью и право завещать её.

В Голландии, например, в отличие от большинства стран мира, личная собственность обоих супругов, состоящая как из имущества, так из логов, подчиняется с момента заключения брака правовому режиму совместной супружеской собственности, если брачным контрактом не предусмотрено иное. Общность является полной: распространяется на все наличные и будущие вещи и долги супругов. Общим, соответственно, являются также все обязательства по погашению всех долгов супругов .

В Германском Гражданском Уложении 1960 года дано общее определение обязательства и установлен ряд правил, относящихся ко всем обязательствам. И подробно определены основные положения договора. Несмотря на то, что Германия свыклась с системой общности имуществ, еще Германское гражданское уложение 1886 года супругам предоставляло право договором «Ehevertrag» определять свои имущественные отношения как им угодно, лишь бы не нарушались интересы третьих лиц (ст. 1432 ГГУ). Договор «Ehevertrag» должен быть заявлен в реестр участкового суда по месту жительства мужа (ст. 1558 ГГУ) .

В американском праве известное развитие получили так называемые «добрачные соглашения». Они могут предусматривать любые условия будущей совместной жизни супругов. На практике в таких соглашениях часто содержатся условия о воспитании и содержании детей, иногда подробные условия о распределении обязанностей при ведении общего хозяйства. Но в случае споров они не учитываются судом. В качестве общего правила предусмотрено, что брачный договор должен быть во всех отношениях «разумным» и «справедливым». Анализ практики американских судов свидетельствует о том, что часто заключение брачных договоров направлено не только на урегулирование отношений между супругами по поводу собственно имущества, но и на вопросы предоставления содержания. В англо-американском праве допускается урегулирование в брачных соглашениях и отношений между супругами по поводу воспитания и содержания детей. Конечно, такие соглашения не могут лишать одного из родителей права на общение с ребенком, полностью освобождать от его участия в расходах по содержанию, воспитанию и образованию ребенка. Суды относятся к таким положениям с особым вниманием, т. к. брачное соглашение должно быть «разумным» и «справедливым» . История брачного договора берет свое начало с Римской Империи и Греции, на протяжении веков институт брачного договора встречается в законодательстве различных премущественно европейских стран, что и неудивительно, ведь римское право является базисом на котром были созданы многие основы законодательства как прошлого так и современности. Особую место институт брачного договора занимал в Германском гражданском уложении, именно ГГУ мы можем рассматривать как основополагающий документ в истории развития института брачного договора.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *