ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Современному социуму необходимы всесторонне развитые интеллектуально
образованные специалисты, умеющие устанавливать контакты и эффективно общаться в
условиях возросших информационных нагрузок и дефицита времени. Общение является
важным видом деятельности для достижения своих целей и передаче информации.
Коммуникативная культура – это совокупность умений и навыков в области средств
общения и законов межличностного взаимодействия, которые способствуют
взаимопониманию, эффективному решению задач общения. Коммуникативную культуру
рассматривают через совокупность компонентов:
эмоциональная культура (культура чувств) – степень духовной развитости чувств,
позволяющей адекватно реагировать на жизненные впечатления; степень эмоциональной
грамотности человека;
культура мышления – специфические формы познавательной деятельности,
направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и
достоверно отражающих действительность;
культура речи – объект изучения языкознания: а) это совокупность знаний, умений и
навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний
для оптимального решения задач общения; б) совокупность и система свойств и качеств
речи, говорящих о ее совершенстве (культура языка); в) это область лингвистических
знаний о системе коммуникативных качеств речи, об учении о культуре речи[1].
С целью определения коммуникативной культуры студентов СВФУ мы провели тест
содержащий 16 вопросов. Всего мы опросили 40 студентов.
Коммуникативная культура
низкий 10
средний 26
высокий 4
Результаты тестирования показали следующие результаты. Уровень коммуникативной
культуры у большинства опрошенных соответствует среднему уровню. Они готовы
расширить свой кругозор, познакомиться с новыми друзьями, достаточно терпеливы. Из
опрошенных 40 студентов 20 % имеют низкий уровень коммуникативной культуры. Такая
проблема может иметь несколько причин. Во — первых, это можно объяснить тем, что
студенты на парах часто слушают преподавателя. Во — вторых, большая часть ответов
студента представляют собой не законченные предложения. В — третьих, у многих
студентов есть страх быть осмеянными со стороны однокурсников. В необщительности
студентов во многом виноваты мобильные устройства. Они находятся в виртуальном мире,
всегда во время перерыва играют игры, сидят в социальных сетях. Плюс в таких
устройствах в том, что студенты учатся находить информацию и их систематизировать.
Вывод. Согласно результатам исследования уровень коммуникативной культуры у 65 %
соответствует среднему уровню. Исследование коммуникативной культуры студентов
имеет практическое значение для преподавателей института и студентов. Результаты
данного исследования могут способствовать лучшему пониманию поведения студентов.
Рекомендации. Для повышения коммуникабельной культуры, мы советуем вступить в
разные организации, кружки и найти себе новых друзей. Также можно читать интересные
книги для улучшения словарного запаса и устной речи.
Литература:
1. [Электронный ресурс] Ссылка: https: // studfiles.net / preview / 3283181 / page:5 / (дата
обращения 19.11.17)
2. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.,
2006.
3. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. – 3 — е изд., стер. — М.:
Академия, 2006.
© У.С. Варламова, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *