ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОНСУЛЬТАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

Обращение за профессиональной помощью к психологу — это очень важный шаг в
жизни, и сделать его бывает порой не так уж просто, особенно современном школьнику.
Чаще всего в кабинет психолога ребенок попадает по настоятельной рекомендации
педагога или от бессилия родителей, когда «все методы воздействия на ребенка
испробованы». Существует устойчивый миф, что обращение к психологу почему — то
считается унизительным: мол, не справился сам [1, 2].
Но со своим бессознательным, в котором и зарождаются все наши проблемы, мы в
принципе не можем справиться самостоятельно, и тем более уж не обязаны этого делать.
Ведь мы не чувствуем себя неудачниками, если обращаемся к врачу с каким — либо
заболеванием, и не думаем, что должны сами в одиночку с этим справляться. Никто и
никогда в одиночку не справлялся с миром внутренних переживаний и не стремился это
сделать. С давних времен существовали люди — посредники между человеком и его
осознанием объективного мира и миром идей, фантазий, образов. Это были шаманы,
целители, маги. И никто не считал для себя зазорным обратиться за помощью. Ибо этот
мир требует специальных знаний по обращению с ним, специального кода доступа и
соблюдения этических норм и правил, доверительности в общения, умение «услышать»
себя, быть в контакте с собой.
Представляем вам удивительный метод психотерапии самопознания — песочная
терапия.
Начало истории песочной терапии относят к 20 — 30 — м годам 20 века, когда английский
детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд разработала «технику построения мира» на
песке. В 1935 году она опубликовала книгу под названием «Игра в детстве». В дальнейшем
К. Г. Юнг посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на
психотерапевтические возможности игр на песке. Именно ей метод песочной терапии
обязан своей мировой известностью [1, 2].
Именно среди бескрайних песков кроются неразгаданные тайны мира, памятники
истории, изображающие утерянные древние знания — все это загадки пустыни — царства
песка. Его сюда принес ветер. Песок — это то, что осталось от скал и камней. Время, ветер,
дождь, солнце разрушили горы, осыпали скалы, растолкли валуны, раздробили камни,
превратив их в миллиарды миллиардов песчинок, сделав из них песок. Итак,
взаимодействие стихий и создает тайну песочной терапии. Песочная терапия в контексте
арт — терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной
акцент делается на творческом самовыражении ребенка. Эти образы проявляются в
символической форме в процессе создания творческого продукта – композиции из фигурок,
построений на подносе с песком. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс
построения композиции) и вербальной экспрессии школьника (рассказ о готовой
композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
В процессе психологической консультации взаимодействие школьника с песком
завлекает ребенка и завораживает его. Этот процесс:
 Позволяет гармонизировать душевный хаос.
 Помогает найти пути выхода из сложной жизненной ситуации.
 Снижает уровень утомления, тревожности, других негативных эмоциональных
состояний и уровень их проявления.
 Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции
и исцеления.
 Активизирует внутренние ресурсы, механизмы саморегуляции и самоисцеления. [3].
Песочная терапия – это один из современных методов психотерапии, применяемый в
детской и в подростковой практике. Дает возможность человеку увидеть, что происходит в
его внутреннем мире. Песочная терапия подходит для всех, кто хочет менять свою жизнь к
лучшему.
Песочная картина помогает сделать шаг к воплощению своих желаний в жизнь, что дает
ресурсное состояние, возникшее в процессе песочной терапии. Песок очень пластичен и
податлив. Он подчиняется человеку, активизируя врожденные ресурсы самоисцеления.
Песок и глина «заземляют» негативную энергию, т. е. песок как часть земли принимает все,
что мы ему отдаем. Какие бы заботы мы ни таскали на своих плечах, земля выдерживает
наш вес. Земля все переработает и превратит в новую жизнь — волнения, переполохи —
всполохи,заполоняющие нашу голову, уже случившееся, прошлое или тревогу за будущее.
Земля дает человеку самую простую и понятную, всегда доступную и, главное,
безусловную поддержку – вспомним Мать — Сыра Земля [4].
Вот так, в отдохнувшем состоянии, естественно, словно общаются очень близкие друг
другу люди, можно преодолеть последствия детских психологических травм, стресса
современного времени. С помощью песочной терапии школьник с большей пользой для
себя воспримет результаты консультации, в относительно спокойном, легком состоянии
лучше осознает происходящее. Песочница с приятным нежным, целебным песком,
позволит максимально, насколько это возможно, сбросить напряжение, провести сеанс
психотерапии так, как хочется, и насладиться обстановкой с приятной атмосферой.
Как проходит консультация? Продолжительность консультации 1 — 1,5 часа. Ребенок
выбирает фигурки и создаёт на песочном поле свой мир. Например: «Как воплотить мечты
в реальность», «Мои родители», «Я в школе», «Мои страхи», «То, что со мной происходит
сейчас», «Мои друзья» и т.д. Далее школьник рассказывает о своей песочной картине,
психолог задаёт вопросы. Далее у обучающегося имеется возможность перестроить,
откорректировать песочное поле. В момент осознавания и перестройки проживается
положительный опыт и происходит динамика роста относительно затронутой темы.
Школьник может объективно, со стороны взглянуть на причины и последствия в своей
жизни, чтобы легче притворить в жизнь новый вариант решения проблемной ситуации.
Список использованной литературы:
1. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт — терапии / М. Бетенски; пер. с анг.
М. Злотник. — М.: ЭКСМО — Пресс, 2013.
2. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию. — М., 2010. 213 с.
3. Т.Д. Зинкевич — Евстигнеева Т.М. Грабенко « Чудеса на песке» практикум по
песочной терапии. Из — во « Речь» 2005 год
4. М.В. Кисилева «Арт — терапия в работе с детьми» СПб 2006
© Е.А. Иванова, О.Я. Будникова, 2017

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *