Использование информационных технологий в преподавании иностранных языков в средней школе

В процессе эволюции информационного пространства, происходит постоянное наращивание объема знаний, их потока и потоков вещей. При этом, несомненно, растет количество новой информации, связанной с эксплуатацией этих самых вещей. Именно поэтому в наше время люди, имеющие разницу в возрасте всего в 2-3 года, чувствуют себя представителями разных поколений. Однако, у молодежи есть преимущество – психологическая гибкость, позволяющая им быстрее и проще адаптироваться к столь скоротечным изменениям современного мира. Младшие поколения сейчас обучают старшие, так как первые более приспособлены к тенденциям в изменении гаджетов [Ильин: 2015].

Стремительные изменения общества и жизни в целом оказывают огромное влияние на абсолютно все сферы жизни и деятельности человека. ИКТ воздействуют на культуру, образование, экономику и общество в целом. И сфера иноязычного образования не является исключением из общего процесса модернизации. А изобретение компьютера послужило одним из важнейших аспектов, повлиявших на изменение преподавания иностранных языков [Устинина: 2015].

На данном этапе развития российского образования одной из приоритетных задач является формирование социокультурной компетентности обучающихся. Большое распространение средств ИКТ в процессе урока определяет их широкое внедрение в процесс образования, что, несомненно, способствует модернизации образовательного пространства школы. Одной из самых важных составляющих педагогического мастерства учителя в условиях современности становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умение пользоваться информационными технологиями. Информационные технологии представляют из себя такие средства как аудио, видео, Интернет и компьютер [Антипова: 2012].

При применении компьютерных технологий, для учителя стоит задача адаптировать весь собранный материал по предложенной теме и уровню владения языком учащихся, эффективно применять эти технологии при введении новой темы или при её завершении, контроле, самоконтроле и тестировании, проектной деятельности, при использовании различных игр, подготовке разного рода материалов и внеклассной работе [Казаманова: 2015]. К современному учителю предъявляются новые требования в процессе информатизации образования. И роль учителя меняется: педагог больше не является авторитарным и единственным источником знания, а становится помощником и проводником учащихся в образовательном процессе. Ученики получают возможность самостоятельно добывать знания, необходимые им в столь быстро меняющемся мире. Именно поэтому требуется так много индивидуальных стратегий обучения, позволяющих каждому ученику стать активным и полезным участником образовательного процесса и критически подходить к предоставляемым ему знаниям [Дементьева: 2009].

Главной задачей педагога является организация учебной деятельности учеников так, чтобы их мотивация достигала максимального значения. При выполнении коллективных заданий, снимание студентов сосредотачивается на содержании, а не на форме подачи материала. Но при этом очень важна и цель этой коллективной деятельности, сутью которой является добыча новой информации, ее запоминание, оценка, сопоставление различных точек зрения, совместное обсуждение трудных заданий и участие в различного рода дискуссиях. При выполнении интерактивных заданий, учащиеся проявляют инициативу, творческий подход, инициативу, вместо того, чтобы быть пассивными участниками образовательного процесса. И интерактивные формы обучения созданы специально для моделирования подобного рода ситуаций [Назарова, Мохова: 2016].

В современном мире для эффективного обучения иностранным языкам недостаточно использования только учебно-методического комплекта, на помощь приходят различные интернет-ресурсы и справочники, разнообразные программы, приложения и электронные словари. Для применения данных технологий на уроке иностранного языка необходимо соответствующее оборудование, такое как: компьютер, интерактивная медиа доска, проектор, колонки и, конечно же, доступ в интернет. Из этого можно сделать вывод, что без планомерного использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения современные уроки иностранного (английского) языка вряд ли вообразимы. Использование данных технологий упрощает образовательный процесс и расширяет его, кроме того, повышается его практическая направленность. Всё это делает реализацию целого комплекса психологических, методических и педагогических принципов боле полной [Изжанов: 2015].

Возможности применения компьютера при обучении иностранным языкам безграничны. Он может эффективно использоваться при введении нового языкового материала, новых лексических единиц и шаблонов, и, самое главное, при организации общения на иностранном языке, в частности с носителями языка. Как при тренировке, так и при применении полученных знаний и умений ПК может использоваться для выполнения самых разнообразных коммуникативных заданий и ситуаций, при учете всех личностных особенностей учеников. Компьютер также создает все условия для успешного усвоения материала, обеспечивая посильную, гибкую, но достаточную нагрузку на каждого ученика коллектива. Более того, компьютер является незаменимым помощником при контроле деятельности учащихся со стороны педагога, формируя при этом и самоконтроль. При затруднении учащийся всегда может получить подсказку в качестве справочного материала довольно быстро и без каких-либо трудностей [Андриянова: 2016].

В МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 38 компьютерами и колонками оснащены все кабинеты иностранного языка. Кроме того, в двух из четырех имеются проекторы, но лишь в одном имеется интерактивная медиа доска. Доступ в интернет осуществляется при помощи сети Wi-Fi, но сеть защищена паролем, который знает лишь педагогический коллектив. Сигнал Wi-Fi распространяется на все три этажа школы равномерно. Однако, каждый учащийся имеет свободный доступ к сети Интернет в наши дни и вне школы: при помощи персонального компьютера, ноутбука, планшета или мобильного телефона. В свою очередь стоит отметить, что разнообразное программное обеспечение сейчас практически утратило свою эффективность, так как необходимо массовое приобретение, требующее больших денежных вложений, сложная установка, да и в большинстве случаев программное обеспечение попросту устарело.

Интернет и медиа ресурсы, в свою очередь, весьма разнообразны и выполняют различные задачи, такие как помощь в усвоении новых лексических единиц, практика грамматических конструкций, развитие навыков аудирования и фонетики, некоторые из них улучшают навыки разговорной речи. Помимо вышеперечисленного, информационные технологии помогают нам следить за прогрессом в обучении у студентов, изучать культурный и исторический аспект страны изучаемого языка и попросту воспитывать универсального человека [Лебедева, Печищева: 2016]. Рассмотрим различные виды информационных технологий и ресурсов более подробно.

  1. Социальные сети. Facebook, Twitter и Instagram являются основными платформами для международного общения не только на английском, но и на любом другом иностранном языке. Facebook является самой популярной социальной сетью в мире с количеством пользователей превышающим 1,2 миллиарда. На платформе данной социальной сети возможно общение с англоязычными пользователями со всех точек мира. Кроме обмена сообщениями, подростки могут читать новостные статьи и «мемы», играть в игры, участвовать в жизни различных сообществ, комментировать фото, видео и статьи, а также многое другое на изучаемом иностранном языке. Twitter замыкает рейтинг ТОП-3 мировых социальных сетей и является своего рода площадкой для выражения мысли, которую необходимо уместить в 140 символов. Большинство знаменитостей, политических деятелей, ведомств и официальных сообществ имеют верифицированный аккаунт в данной социальной сети. Таки аккаунты насчитывают огромное количество подписчиков и имеют возможность ответа. Кроме того, в данной социальной сети имеется возможность обмена личными сообщениями и фотографиями. Instagram является способом обмена фотографий с возможностью подписи и комментирования. Кроме того, имеется возможность обмена личными сообщениями как тет-а-тет, так и при помощи создания беседы. Обе эти социальные сети дают подросткам возможность следить за жизнью знаменитых людей, большинство их постов написано на языке международного общения – английском, что помогает развивать им навыки общения на иностранном языке [37].
  2. Интернет-словари. Словарь АВВУУ Lingvo помогает выполнить профессиональный перевод, перевести слово, принадлежащее редкому диалекту, кроме того, присутствует возможность прослушать правильное произношение того или иного слова. Использование данного словаря абсолютно бесплатно, однако, необходимо пройти процедуру регистрации. На данном портале имеется раздел «карточки», который служит для более эффективного запоминания слов. Слово добавляется к ранее существующему списку и запоминание происходит в процессе урока [61]. Cambridge Dictionary имеет возможность перевода слов в сопровождении большого количества примеров. Более того, данный интернет-словарь имеет обширный грамматический справочник, структурированный в алфавитном порядке. Кроме того, в данном справочнике имеется подборка фразовых глаголов с объяснением и примерами [65]. Мультитран один из наиболее часто используемых словарей в последнее время. Он имеет функцию перевода, подборку идеоматических выражений и приводит примеры употребления в различных областях применения. Более того, данный сайт имеет свой форум для обсуждения спорных вопросов и функцию добавления терминов пользователями [62]. Macmillan имеет помимо функции перевода еще и функцию «BuzzWord», сутью которой является объяснение значения слова на языке-оригинале. Более того, на сайте имеется разработка игр, которая облегчает изучение новой лексики. Помимо всего вышеперечисленного, имеется возможность проведения диктантов, на базе аудиозаписей, разработанных Philip Kerr и Lindsay Clandfield. Раздел «e-lessons» представляет разработку уроков и упражнений, направленных на расширение вокабуляра учащегося и предназначенных для применения как на уроке, так и в домашних условиях [64]. Longman Dictionary of Contemporary English имеет функцию перевода, прослушивания и приводит разнообразные примеры употребления лексических единиц. Более того, представленный электронный словарь приводит примеры употребления искомого слова в качестве другой части речи и предоставляет список идеоматических выражений с соответствующей лексической единицей [66]. Словарь Merriam-Webster имеет широкий спектр использования: игры (скрэбл, различные виды кроссвордов, jumble, судоку, пазл дня и другое), quiz’ы, видео подборки (подборки по лексическим тематикам, видео по грамматике, истории слова и самые просматриваемые на сайте), раздел «избранное», а также раздел «words at play» [63]. http://lingvotutor.ru/ представляет собой подборку лексики по разным тематикам, лексические единицы сопровождаются транскрипцией. К каждому слову приводятся все возможные значения с примером [41].
  3. Справочные материалы. http://englishon-line.ru имеет лексический справочник, грамматический справочник, фонетический справочник, тексты для чтения, правила чтения, алфавит и подборка лексических единиц английского языка в различных сферах. Более того, одним из наиболее интересных разделов является «интересно об английском», в котором рассказывается о наиболее интересных языковых явлениях в английском. Например, деньги в Великобритании, пейзаж в синонимах, идиомы, связанные с мифологией. Ресурс Myefe имеет несколько разделов. Первый раздел «сервисы» имеет следующею структуру: персональные словари онлайн, карточки для детей, произношение английских звуков, неправильные глаголы с произношением и транскрипция, произношение и перевод слов. Следующий раздел, «справочник», рассказывает подробно о грамматике английского языка, отработка которой осуществляется при помощи видео уроков и тестовых заданий. Тестовый раздел предоставляет подборку заданий различного уровня сложности по каждой теме, а форум и блог помогают наладить двусторонний диалог между создателями сайта и его пользователями [45]. http://www.м-teach.ru/ имеет справочные материалы для обучающихся с любым уровнем владения языком: от алфавита и уровня «Elementary» до материала уровня «Advanced». Здесь можно найти аудио и видео файлы, грамматический и фонетический справочник, советы по обучению иностранным языкам [46]. Грамматический справочник ресурса http://www.study.ru/ разбит на категории по частям речи, где приведены все правила по данной теме, далее следует справочный материал по условным и вопросительным предложениям, а также объясняются правила пунктуации. Раздел тесты имеет подраздел «тесты на определение уровня», «грамматические тесты», «познай себя» и «лексика». Более того, на сайте имеется подборка статей, топиков, разговорник и библиотека. Сайт оснащен подборкой видео уроков, а также предлагается подборка форумов, языковых курсов и многое другое [39].
  4. Ресурсы-комплексы представляют из себя подборку упражнений для всех видов деятельности, мини уроки и различные ликбезы. http://www.study.ru/ является одним из крупнейших ресурсов в своем сегменте. На сайте имеется подборка видеоуроков, тестов, топиков, грамматических тестов и имеется свой собственный «разговорный клуб» [39]. http://begin-english.ru/ это сайт, работающий на полностью бесплатной основе, имеется огромное количество переводов песен, анекдотов, справочных материалов, тестов, практикумы по аудио, видео, грамматике, чтению, возможен доступ к радио, подборкам лексики, более того, здесь имеется самоучитель и практические советы по изучению английского языка как для начинающего, так и для обучающегося любого уровня. Данный сайт имеет официальную группу в социальной сети «ВКОНТАКТЕ», количество подписчиков которой насчитывает 3,6 миллионов. Наличие данной группы в социальных сетях увеличивает популярность ресурса среди обучающихся и молодежи [40]. http://www.homeenglish.ru/ представляет собой подборку не только различного рода материалов, лексики, текстов, сказок и многого другого, но и разнообразные уроки и аудиоуроки. Сайт предлагает подборку субтитров к различным фирмам, технологии запоминания слов, разговорник, цитаты и их переводы. К платным услугам сайта относится обучение английскому по skype [41]. https://www.native-english.ru/ состоит из четырех блоков: онлайн, теория, практика, помощь. Первый раздел представляет из себя онлайн переводчик, подборку игр, большое количество тестовых заданий и форум. Второй раздел есть ни что иное, как лексический и грамматический справочник. Кроме того, в этом блоке представлены правила чтения, фонетические нормы английского языка, особенности произношения, ударения, интонирования, а также разница британского и американского диалектов. Также здесь представлена подборка статей по обучению и изучению английского языка. Третий блок – это подборка анекдотов, текстов песен, идиом и пословиц, а также топиков. Последний, четвертый, блок есть ни что иное как справочник репетиторов, различных курсов и школ [42]. http://www.breakingnewsenglish.com/ это разработка мини-уроков разного уровня на основе видео материала. Имеется раздел аудирования, чтения с различной скоростью, отработка лексических единиц и их написание, диктанты, грамматические и письменные задания [38].
  5. Обучающие. К данному разделу можно отнести сайты, содержащие аудио и видео подборки и упражнения к ним. http://www.bbc.com/russian/learning_english является официальным сайтом ВВС в России и помогает усвоить «живую» лексику на примере большого количества видео материалов. Лексика изучается тематически на протяжении 3-5 минутного видео. Сайт так же предлагает пройти тест на знание языка как на определенную тематику, так и на общие знания [33]. http://englishfull.ru/ помимо обширного справочного грамматического материала содержит подборку справочного материала по методике изучения английского языка, предоставляет возможность обучения по скайпу, содержит мультипликационные и художественные фильмы [34]. Полиглот. Английский за 16 часов. Представляет из себя изучение грамматики и лексики путем проникновения в языковую среду. Курс пользуется огромной популярностью и даже транслировался на телеканале «Культура». В процессе обучения по данному курсу, учащийся изучает не только лексические, но и грамматические единицы. Extr@ English – это обучающий сериал, который показывает основные грамматические и лексические конструкции в различных жизненных ситуациях: шоппинг, знакомство, животные и многие другие. Hector, один из главных героев, приезжает из Аргентины в Лондон. На его примере мы можем проследить повышение его уровня владения языком и самые распространенные ошибки при изучении английского языка. Window to Britain — видеокурс «Окно в Британию» знакомит зрителя с бытом Англии. Сюжеты рассказывают нам об основных разделах жизни Великобритании: география, достопримечательности, столица, еда и другое. Главное отличие этого курса от других – это то, что он не только знакомит нас с живым разговорным английским языком, но и рассказывает нам о культуре и обычаях страны изучаемого языка, что может быть полезно для тех, кто готовиться к переезду в Англию. https://www.english-club.tv/ это ТВ канал, сайт и группа в «ВКОНТАКТЕ», который направлен на обучение английскому языку людей всех возрастов и уровней знаний. Передачи дифференцированы по уровням и разделам, при использовании данного ресурса происходит как освоение лексических единиц, так и грамматических. Например, ТВ программа может соответствовать уровню «Intermediate» и рассказывать о грамматической конструкции The Past Perfect Continuous Tense [35]. http://fenglish.ru/ это уникальная подборка видеокурсов, видеоуроков, сериалов, фильмов и игр на английском языке. На сайте имеется возможность включения и выключения субтитров как на родном (русском) языке, так и на языке-оригинале. Видео подборка содержит как обучающие, так и обычные видео файлы [36]. Сюда же можно отнести и сайт youtube.com, который является по сути крупнейшим медиа ресурсом и хранилищем огромного количества видео блогов и каналов на английском языке. Здесь мы можем встретить и обучающие видео для взрослых и подростков, и мультики для детей, и различные телепередачи и фильмы на английском языке. Например, канал «PinkFong» на youtube.com это авторская разработка мультфильмов на основе самых известных сказок и притч. Кроме того, имеется собственная разработка обучающих видео на различные тематики, такие как счет, алфавит, части тела, цвета, фрукты и другое. «Super Simple Learning» — это разработка простейших и запоминающихся песенок на разные тематики, которые способствуют быстрому, эффективному и интересному запоминанию предложенных лексических единиц.
  6. Приложения:

Бесплатные. «Easy ten» — это приложение, разработанное для эффективного изучения новой лексики, каждый день вы изучаете по 10 английских слов, практикуя их в разных ситуациях. «Полиглот.Lite» — это 16 аудио и видео уроков с последующим экзаменом. Каждый урок имеет отдельную грамматическую и лексическую тематику. «Суфлер» — это уникальное приложение, развивающее навыки аудирования. В приложении доступно огромное количество подкастов, воспроизведение которых возможно с разной скорость, имеется возможность перевода слов и скачивания звуковых файлов на телефон. Приложение «Слова Бегом» имеет четыре блока: слова (тематическая и профессиональная подборка слов с упражнениями для запоминания), словарь (учет усвоенных и неусвоенных фраз), аудио (аудиокурс, аудио разговорник и уроки с преподавателем) и грамматика (объединение курсов фонетики и грамматики).

Платные. Lingualeo, хотя и заявлено как бесплатное приложение, на деле является платным. Бесплатным является лишь первые два урока в каждом разделе (материалы, грамматика, тренировки и задания). Задания очень разнообразны и интересны. Имеются задания на подстановку слов в неизвестный текст, изучение новых лексических единиц производится всесторонне. «Английский язык бесплатно» полностью противоречит своему названию, так как бесплатными являются только первые семь дней использования, далее взымается плата в размере 149 рублей в месяц. Приложение представляет собой огромную онлайн библиотеку аудиокниг. «Английский язык. Самоучитель» — это разно уровневый самоучитель по различным тематикам, от 2 до 8 часов каждый курс. Включает в себя все разделы. «Полиглот. Premium» — это вторая часть «Полиглот.Lite», но полностью платная. Представляет из себя дополнительные 20 уроков с последующим экзаменом.

Таким образом, можно сделать вывод, что в реалиях современной жизни использование электронных ресурсов просто необходимо как на уроке, так и вне его. Несомненно, большая часть такой деятельности должна приходиться на самостоятельную работу дома. Данный вид деятельности может сделать занятия по английскому языку не только интереснее, но и гораздо эффективнее, поскольку работа большинства медиа ресурсов построена на ассоциативном методе и на большом количестве практики. Более того, регулярное использование различного рода приложений, каналов и аудио курсов развивает навыки аудирования, чего не всегда удается добиться на уроке иностранного языка в школе. Но необходимо заметить, что только наличие доступа к сети Интернет, интернет-ресурсам и другим информационным технологиям не дает гарантии качественного и быстрого обучения иностранным языкам. Существует немало исследований, которые описывают как неверная или методически неграмотная выстроенная работа учеников с информационными технологиями привела их к возникновению ложных стереотипов о культуре страны изучаемого языка, расизма и даже ксенофобии. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что именно на современном этапе обучения любым иностранным языкам возникает необходимость в разработке новых методик обучения языкам на основе Интернет-ресурсов и различных сервисов, которые направлены на комплексное формирование и развитие всех аспектов образовательной деятельности [Аянитов: 2014].

Включение различных медиа ресурсов в контекст урока положительно сказывается на ходе уроке и результате работы. Возрастные особенности учащихся среднего звена средней школы (перестроение психики, связанное с переходом в подростковый период) бесспорно сказываются на мотивации, заинтересованности к изучению того или иного предмета. Повысить мотивацию и заинтересованность возможно лишь разнообразив ход урока нестандартными заданиями с возможностью самовыражения учащегося. Самостоятельная работа, требующая всестороннего рассмотрения, также повышает интерес как на уроке, так и дома. Особенно эффективными заданиями для домашней работы являются задания с возможностью самоконтроля. Информационные технологии и различные электронные ресурсы в этом случае являются нашими неотъемлемым спутниками и помощниками. Словари, социальные сети, разного рода приложения, обучающие сайты, ресурсы-комплексы, картотеки фильмов и сериалов на языке оригинала, а также каналы на youtube.ru – это и есть та самая возможность для изменения хода урока и способ разнообразить не отличающееся обычно оригинальностью домашнее задание. Каждый ресурс, приложение или сайт при использовании в системе несомненно дает видимый результат, который выражается в повышении уровня владении иностранным языком.

Ввиду этого возникает необходимость разработки комплекса уроков с использованием одного конкретного ресурса. Необходимо использование всех типов заданий, всех видов работы, всех видов контроля с предшествующим и последующим контролем качества знаний и умений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *