Интеграция как один из механизмов выявления аксиологического содержания произведения (урок внеклассного чтения по роману И. С. Шмелева «Лето Господне)

Урок внеклассного чтения по роману И. С. Шмелева «Лето Господне (5 -11 классы, литература) + концовка и все дополнительные примеры форм работы на видео( терминологический кроссворд, «продвинутая лекция», опыт колокольного звона, совместной молитвы, внутрисемейных традиций, детских сочинений, «цветовая эвристика», «запахи постного рынка – проект»

Новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют, что школьники утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно – нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство. Наиболее гибкими и подвижными дисциплинами в освоении личностной компетенции школьника можно считать предметы образовательной области: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура (МХК), литература, ОПК, ОДНК. Православие для нашей страны по значимости сравнимо с русским языком: оно также естественно для нас, оно вошло в наш генетический код. Основы православной культуры – это не просто узнавание религиозной культуры, а углублённое знание родной речи, истории, музыки, архитектуры, литературы. ОПК – предмет, который даёт возможность детям прикоснуться к миру бесконечной красоты, изменить в лучшую сторону его внутренний мир.

Данную мысль в полной мере иллюстрирует наше мероприятие, цель которого помочь ребенку в достижении благоговейного состояния посредством эмоционального и духовного воздействия.

Темы: «Россия — наша Родина» «Культура и религии», «Священные книги религий мира», «Искусство в религиозной культуре», «Религиозные ритуалы», «Священные сооружения», «Духовно-нравственные ценности», «Семья», «Праздники и календари»(5 класс ОДНК), «Мир византийской культуры», «Архитектурный облик Древней Руси», «Изобразительное искусство России»(10 класс МХК), «Святые земли русской 18-19 века», «История православия в курском крае в 18-19вв.»(ОПК, 9 класс) – это то, что отражает интеграцию нашей внеурочной программной деятельности. Одновременное участие разновозрастной аудитории, сотрудничество учителей-предметников явилось новаторством данного мероприятия.

Объединяющим моментом мероприятия стал текст И. С. Шмелева «Лето Господне», где главный герой вспоминает свое православное детство, будучи уже взрослым человеком. (Эпизод «Диалог поколений»)

Как добиться на мероприятии пробуждения личностной компетенции «духовности»?

Наши школьники не умеют делиться своими переживаниями. Текст помогает открыть палитру переживаний детской души Вани Шмелева. Работа детей на данном этапе: самостоятельное прочтение текста, инсценирование эпизодов, восстановление деформированного текста.

Дети видят описание этих чувств, переживаний посредством голоса ребенка и соотносят переживания героя со своими (святость можно почувствовать и о ней можно говорить).

Эти переживания имеют чистый, трепетный религиозный характер. На голос ребенка, Вани Шмелева, звучащий на протяжении всего романа, мы накладываем тексты молитв, презентации «Жизненный и творческий путь И. С. Шмелева»,»Как устроен Храм», «О молитве», рассказ о таинстве крещения, устное выступление «О Донской и Иверской иконах Божьей Матери», приобщение к наследию Святителя Феофана Затворника, семейное исполнение песен об Отечестве, демонстрацию репродукций картин Б. М. Кустодиева, использование жанров русского фольклора и обрядовой поэзии, знакомство с традиционной русской постной кухней, приобретение молитвенного опыта, слушание колокольного звона, закрепление знаний по теме «Религиозная терминология», знакомство с элементами богослужения. Все эти задания были нацелены на приобретение детьми опыта внутреннего благоговейного состояния. Энергетический заряд от богослужебных текстов, от произведения И. С. Шмелева, от созерцания картин, от слушания голоса, от ощущения запаха, вкуса, цвета религиозных праздников, от постижение культурных традиций русского народа формирует поток любви и благодати, а следовательно, эмоционально и духовно воздействует на душу каждого ребенка, что невозможно в рамках обычного урока.

Мы видим формирование двух аспектов личностной компетенции:

1) светский(так называемая информативная часть — это базовое освоение понятий и терминов),

2) религиозный, духовный(при этом происходит соприкосновение со святыми понятиями и вещами: » крест», «святой», «молитва», «таинство», «жизнь во кресте» — это средоточие православной сути, что тяжело для детского восприятия).

Эти два аспекта были прочувствованы на протяжении всего мероприятия. Например, школьники видели живопись Б.М.Кустодиева (светский аспект) и каноническое изображение икон(религиозныйаспект), слышали светское исполнение песни о Родине и наслаждались каноническим колокольным звоном(религиозный аспект), читали текст Шмелева (светский аспект) и осмысливали «Священные Заповеди Феофана Затворника»(религиозный аспект), вкусили разносолы постного рынка, ощутили их запах (светский аспект) и прочувствовали благоговейное состояние от встречи с религиозными понятиями. Сочетание зрительного действа обучения и одновременное участие в сотворчестве с Шмелевым- это и есть варианты интеграционной программной внеурочной деятельности.

Мы, учителя, наблюдали удивительную картину: разновозрастная детская группа вела себя необычным образом. Ими осознавалась значимость каждого как ученика и как члена Русской Православной Церкви. Отсюда стремление унести с мероприятия как можно больше полезного, душеспасительного, благоговейного. Результатом этого мероприятия стало написание эссе, в котором ребята поделились, как изменилось их внутреннее состояние после сакральной встречи. (Отрывки из детских сочинений).

Дети поняли, что судьба человека, маленького Вани или писателя Шмелева, неразрывно связана с Родиной, с судьбой русского слова и все это создает русский православный мир, что формирует патриотизм не как гордость, а как форму любви и благоговения,как опыт тоски о Родине. Оно неотделимо от религиозного сознания, а значит, любовь к Родине тождественна любви к Богу, Богородице.

Доброе рождается только из доброго. И доброе, мудрое слово, нашедшее отклик в человеческом сердце, не умирает, а всегда живет в памяти людей, передаваясь от поколения к поколению, от родителей к детям.

Да, наше время – это действительно время повсеместного  обращения  к Православию. Роль Русской Православной Церкви возрастает с каждым годом. Поэт Н.В.Колычев говорит: «Церковь и вера  —  вот единственно устоявшая духовная основа нашей Родины, ещё способной на этом фундаменте воздвигнуть монолитный Народ для противостояния злым  силам, довлеющим  над Россией». Сегодня  учебники  стали использовать  нравственно — духовный  потенциал   православной веры.   Кажется, мы  осознали,   наконец,   мудрость  старой  народной пословицы: «Без  Бога ни до порога».    Мы живём в очень сложное время.  Вопросы духовности и нравственности, казалось бы, отодвинуты сейчас обществом   на второй план, приоритеты отдаются  вопросам  материальным, приобретению « земных  сокровищ». Но при этом   все   осознают, что без «сокровищ небесных» все попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал.

Интегрированные мероприятия дают учащимся более широкое и яркое представление о мире в целом и мире в частности, и человеке, живущем в этом мире. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. Принципиально значимым на мероприятии являлся способ воздействия на личность ребенка посредством восприятия художественного произведения.

Восприятие — одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем. В духовно-нравственном воспитании восприятие является ведущим видом деятельности. Один из приемов – непосредственно эмоциональное вслушивание и видение – требует специального внимания учителя и специальной организации мероприятия. Именно поэтому в мероприятии широко используются информационно-коммуникативные технологии, которые дают возможность создания «правильной» эмоционально-эстетической атмосферы средствами разных видов искусства, «погружение» школьников в эту атмосферу, глубокое сопереживание, созерцание. Ознакомление с православными традициями – это прививка от религиозного экстремизма. Нравственность без веры ущербна: выбирая безбожие, человек теряет способность отличать добро от зла. Талантливое художественное слово выполняет три задачи: познавательную – раскрывает истину, воспитательную – учит добру, эстетическую – говорит красиво о красивом. Художественное слово – это такая стихия, войдя в которую, непременно меняешься сам. Талантливая слово выражает в своих произведениях душу православного народа, но не декларирует и не призывает, помогает разобраться, будит мысль, «растит душу». И это очень важно для подростков.

Сценарный план интегрированного урока ОПК на базе урока литературы, ИЗО и музыки

Тема: «Православные традиции в духовно-нравственной культуре русского народа. Прощение».

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: развитие навыков выразительного вдумчивого чтения, развитие речи и мышления учащихся, знакомство с шедеврами мировой художественной культуры, развитие зрительных цветовых ассоциаций, воспитание отзывчивости, сострадания, милосердия.

Планируемые результаты

Предметные: знание сюжета Евангелия о страстях Христовых, знание терминов (понимание слов) «милосердие», «кротость», «прошение», знание символики цвета в иконописи.

Метапредметные:

познавательные УУД: формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; формировать умение понимать словесный, музыкальный и живописный образ, объяснять значение слов; умение делать обобщения, выводы;

коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи;

регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществление самоконтроля.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, рефлексия над словом «прощение» и его связью с понятием милости и кротости.

Ход урока

Организационный этап

— Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. Мы долго совместно работали, чтобы его провести. Готовы?

— Готовы!

  1. Мотивация к учебной деятельности

В это воскресенье православные христиане отмечают главный христианский праздник. Какой? (Пасха, Светлое Христово Воскресенье.Он отмечается в честь воскресения Иисуса Христа.)

Как называется неделя, которая сейчас идет? (Страстная Неделя или Страстная Седмица.)

3.Актуализация знаний и целеполагание.

Чтение стихотворения Евдокии Ростопчиной, поэтессы XIXвека, современницы А.С.Пушкина.

Евдокия РОСТОПЧИНА

Возглас (отрывок из стихотворения)

…Учитель! Милостив и кроток до конца,

Ты за мучителей Своих молил Отца…

Учитель! Ты простил врагам ожесточенным,

И лжесвидетелям, и палачам презренным…

«Не знают, что творят они, – остави им!» –

Ты говорил Отцу с смиреньем неземным,

Ты грех их выкупил Своей священной кровью,

Проклятьям и хулам ответствовал любовью…

О! Выучи меня прощать!..

Какая самая главная строчка в этом стихотворении? (О выучи меня прощать!..) А самое главное слово? (Прощение)

Сформулируйте тему урока.

-Прощение.

— Что такое прощение.

Какую цель поставим?

— Учимся прощать.

— Мы сможем достичь этой цели?

— Мы сделаем первые шаги.

Задачи нашего урока.

— Что поможет нам достичь цели урока?

— Работа со словарями.

— Опора на свой опыт.

— Нам этого хватит?

— Надо взять чужой опыт.

— Где возьмем?

— Надо понять стихотворение Евдокии Ростопчиной.

— Что для этого нужно?

— Знание истории религии. Нам поможет информация из проекта «Страстная Седмица».

— Что еще поможет достичь цели урока?

— Надо понять музыкальный образ.

— Понять смысл изображения.

— Для чего нам все это нужно?

— Все это нужно для того, чтобы мы поняли, что такое прощение и как научиться прощать.

  1. «Открытие» обучающимися нового знания, реализация проекта.

Мы говорили, что знание истории религии поможет понять стихотворение Евдокии Ростопчиной. Катя и Вика к предыдущим урокам подготовили информационно-творческий проект «Страстная Седмица». Давайте посмотрим отрывок из презентации и сопоставим эту информациюс содержанием стихотворения.

Сейчас мы прослушаем еще одну часть информационно-творческого проекта «Страстная Седмица» -песнопения. Вам нужно сравнить настроение стихотворения и песнопения. Попробуйте показать это при помощи цвета.

Чтение стихотворения. Анализ.

К кому обращается автор стихотворения? (К Богу, к Иисусу Христу) Почему вы так решили? (С большой буквы пишется слово Своих Иисуса Христа называет Учителем,)Почему?

(В течение трех лет служения людям Иисус Христос призывает людей к покаянию. Он учит людей тому, что они должны делать, чтобы попасть в Царство Небесное,

автор обращается к Богу с просьбой научить прощать).

О каком дне земной жизни Иисуса Христа говорится в стихотворении? (О Великой Пятнице.В этот день Иисус Христос был распят.)

О каких лжесвидетелях говорит автор стихотворения.

Как вы объясните слова из стихотворения «Не знают, что творят они, – остави им!» (

Распятый Иисус Христос переносит страшные муки на кресте, но Он прощает своих палачей и молится за них.

Не знают, что казнят Сына, которого Отец послал к людям.)

Ты грех их выкупил Своей священной кровью,

Проклятьям и хулам ответствовал любовью…

Как вы объясните эти две строчки стихотворения? (До распятия Иисуса Христа у всех людей был лишь один путь – после смерти они отправлялись в ад. Но искупительная жертва Иисуса Христа открывает людям новый путь – путь спасения. Теперь каждый человек может надеяться на обретение спасения своей бессмертной души. Иисус Христос любил людей, даже тех, кто причинил ему зло. Именно поэтому его земная жизнь заканчивается мучениями на кресте.)

Что противопоставляет автор стихотворения ненависти? (Любовь.Только испытывая чувство любви, можно научиться прощать.)

Какие эпитеты использует автор, чтобы создать образ Христа? Эпитеты милостив, кроток.) Как вы понимаете эти слова?

Давайте поработаем с толковыми словарями и найдем значение этих слов.

МИЛОСТИВЫЙ,-ая, -ое; -ив (устар.). Проявляющий, выражающий милость(милость – многозначное слово), доброе, человеколюбивое отношение.

КРОТОСТЬ, кротости, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к кроткий; незлобие, смирение, покорность.

Можем ли мы назвать Христа милосердным? (Работа со словарями).

МИЛОСЕРДИЕ, -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

Можем ли мы назвать Иисуса Христа милосердным?

Определите основную мысль стихотворения (Евдокия Ростопчина говорит об умении Иисуса Христа прощать и о необходимости учиться у Него этому умению.)

Работа учителя изобразительного искусства.

  1. Цветовые ассоциации.

Т. к. часть урока связана с изобразительным искусством, мы не можем не говорить о цвете. Цвет – это язык живописи.

Чувство цвета присуще каждому человеку. На наши образы, воспоминания, эмоции, настроение возникают цветовые ассоциации. Что такое цветовые ассоциации понимают все, но дать четкое определение трудно. Определение сложное. Я предлагаю вам одним словом обозначить это понятие. С каким бы словом вы связали это пониятие – цветовые ассоциации. (Фантазия, воображение).

Задание. У каждого на столе кружки разных цветов. Выбрать два цвета, которые ассоциируется с песнопением и со стихотворением. Цвета могут повторяться. Наклеить на доску по рядам.

  1. Восприятие произведений искусства.

Сегнодня мы обратимсяк шедевру мировай художественной культуры русской православной иконе Андрея Рублева «Троица». Эта икона является жемчужиной коллекции Государственной Трктьяковской галереи. Написана она была А. Рублевым в начале 15 века. В «Троице» представлено единство Божества в образе трех ангелов – Отца, Сына и Святого Духа. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена жертвенная чаша с головой жертвенного животного, символизирующего подвиг Христа.

Фигуры ангелов написаны совершенно однотипными, и все они наделены равным достоинством. Но вместе с тем ангелы не одинаковы: у них разные позы, разные одеяния. Двое из сидящих за столом обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы.

Левый ангел- Бог-Отец .Он правой рукой благословляет чашу, т. е. благославляет Христа на жертву.

Средний ангел -Сын, изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.

Жест правого ангела — Святого Духа утверждает высокий смысл жертвенной любви.

Художник представил здесь величие жертвенной любви, когда отец посылает своего сына на страдания за человечество, и вместе с тем готовность сына, Иисуса Христа, пойти на страдания, принести себя в жертву людям.

  1. Символика цвета в иконописи.

На уроках ИЗО вы знакомились с символикой цвета. В иконописи существует своя символика цвета. Попытаемся это выяснить.

— Какой основной цвет в иконе? Что он символизирует? ( желтый, радость, свет царствия Божия).

— Красный? (цвет тепла, любви, жизни, а также цвет крови Христа).

— Белый? (цвет чистоты, святости , изображались ангелы, праведники).

— Синий? (символ небесной сферы, цвет Богородицы).

— Зеленый? (цвет обновления всего живого, юности , надежды).

— Черный? ( цвет зла и смерти, редко используется в иконах).

Символика цвета тесно связана с цветовыми ассоциациями, они не могут существовать друг без друга.

Возвращаемся к нашему заданию.

— Как вы считаете, совпадают ли ваши цветовые ассоциации на песнопение и стихотворение с символикой цвета в иконописи? Постарайтесь аргументировать свой ответ. (Ответы).

  1. Презентация детских работ.

В воскресение мы все готовимся встретить светлый праздник Пасхи. К этому празднику дети делали работы на пасхальную тему. Некоторые из них мы хотим вам представить. Работы выполнены в технике аппликации из кусочков цветной журнальной бумаги.

5.Этап обобщения с самопроверкой по эталону.

  1. С какими словами познакомились сегодня на уроке?(«Милостивый», «кроткий», «милосердный»).
  2. Как эти слова связаны с прощением?
  3. Вас когда-нибудь прощали?
  4. А вы кого-нибудь прощали?
  5. Легко ли прощать?
  6. Рефлексия и самооценка.

Какие чувства вызвал у вас урока? (Обучающиеся оценивают свою деятельность, используя цвет).

7.Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое прощение?» или «Как научиться прощать?»

Учитель! Ты скорбел божественной душой,Предвидя муки час, на Вечери святой…Учитель! Ты страдал в истоме ожиданья,ИЭлеонский холм внимал твои стенанья…Но, покорясь Отцу, уста не отвратилОт чаши горькой Ты, – до дна ее испил,И смертью совершил вселенной покаянье,И Крест Твой не слыхал ни пеней,ни роптанья, -О! Выучи меня страдать!..

Учитель! Милостив и кроток до конца,Ты за мучителей своих молил Отца…Учитель! Ты простил врагам ожесточенным,И лжесвидетелям, и палачам презренным…»Не знают, что творят они, -остави им!» -Ты говорил Отцу с смиреньем неземным,Ты грех их выкупил своей священнойкровью,Проклятьям и хулам ответствоваллюбовью…О! Выучи меня прощать!..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *