Инструменты хеджирования

Активное использование инструментария срочного рынка объединяет спекулянтов и хеджеров. Но между ними существует огромная разница, которая заключается в расхождении их целей на рынке. Таким образом, основной целью спекулянта является получение сверхприбылей, принимая на себя сравнительно высокую степень риска. В противоположность спекулянтам цель хеджера заключается в том, чтобы избежать риска и получить ожидаемый доход или снизить убытки. То есть, в отличие от спекулянта, который «соглашается» на неопределенность, в надежде на повышенную доходность, хеджер постарается избежать неопределенности, даже за счет потери дополнительной прибыли.

Кроме того, нужно подчеркнуть, что участники финансового рынка имеют возможность одновременно быть как спекулянтами, так и хеджерами.

Принимая важное решение о выборе конкретного инструмента хеджирования, нужно определить величину риска самого объекта хеджирования, а также имеющиеся у инвестора активы. Данный анализ используется в случае, если у инвестора имеется портфель инвестиций, а не инвестиций в один актив. Формируя инвестиционный портфель, инвестор может использовать так называемое естественное хеджирование (natural hedge), которое предусматривает, что риски инвестиций в один вид активов будут компенсироваться имеющимися в портфеле другими видами активов.

Классификация хеджирования

  1. В зависимости от позиции, которую занимает хеджер, различают:

— длинное хеджирование, предусматривающее приобретение пфи для хеджирования активов;

— короткое хеджирование, которое предусматривает продажу пфи для хеджирования активов [11, C. 215].

Выбор способа хеджирования напрямую зависит от позиции инвестора по базисному активу. Так, например, если компания продает актив, у нее имеется риск снижения цен на этот актив. Для защиты ей необходимо использовать короткий хедж. Зато, если компания имеет намерение купить определенный актив, то в данном случае нужно хеджироваться от повышения цен, то есть использовать длинны хедж.

  1. В зависимости от инструмента хеджирования различают хеджирование свопами, форвардами, фьючерсами и опционами.

«Наиболее популярными инструментами хеджирования являются производные финансовые инструменты, в том числе финансовые фьючерсы и опционы, которые появились в 70-х годах ХХ века. Их появление было реакцией на существенный рост процентных ставок, увеличение волатильности обменных курсов, что произошло в результате окончания эры фиксированных курсов и роста показателей инфляции в мире» [11, C. 216]. Самые первые инструменты хеджирования создавались для предотвращения неблагоприятных изменений процентных ставок и курсов валют. Позже создание биржевых опционов, где базовым активом выступали акции, индексы и даже фьючерсы позволило хеджировать неблагоприятные колебания цен на акции компаний. В 80-е годы ХХ века начал стремительно расти рынок свопов, предоставляющий возможность участникам рынка с большей эффективностью управлять кредитным и валютным рисками и впоследствии он сильно превысил по объемам рынки других деривативов.

Для успешного хеджа и полного или хотя бы частичного снятия риска хеджеру необходимо выбрать подходящий инструмент хеджирования. Важным является то, что цены на инструмент должны как можно сильнее совпадать с движением цен на базисный актив, который хеджируется.

  1. В соответствии с полнотой хеджирования различают:

— полное хеджирование (perfect hedge)

— частичное хеджирование (partially hedge).

Полное хеджирование предусматривает, что количество базового актива в срочных контрактах полностью совпадает с количеством актива, который необходимо защитить от ценового риска. Более распространёнными для полного хеджирования являются внебиржевые деривативы, к которым относятся свопы, форварды и внебиржевые опционы, так как они не являются стандартизованными. Это дает возможность менять количество базового актива в зависимости от желания сторон. Биржевые же контракты являются стандартизованными по количеству базисного актива, то есть они могут быть заключены на четко определенное количество базисного актива (лот). В результате происходит частичное хеджирование, которое является лучшей альтернативой, чем полное его отсутствие.

  1. В зависимости от базового актива, используемого для хеджирования, различают прямое и перекрестное хеджирование.

Хеджирование, где, актив, который необходимо захеджировать совпадает с базисным активом конкретного инструмента хеджирования, называется прямым хеджированием (direct hedging). Если же базовый актив инструмента является отличным от основного объекта хеджирования, то речь идет о перекрестном хеджировании (cross hedging).

Для того чтобы достичь наилучшего результата необходимо, чтобы базисный актив пфи совпадал с хеджируемым активом. Например, если участник рынка инвестирует в пшеницу, инструмент срочного рынка тоже должен иметь своим базисным активом пшеницу. Здесь имеет место высокая корреляция и цены изменяются максимально одинаково. Но, если на срочном рынке нет инструмента, базовый актив которого совпадал бы с объектом хежджирования, инвестору необходимо выбрать тот инструмент, который будет иметь схожую ценовую корреляцию.

При использовании перекрёстного хеджировании возникает риск несовпадения движения цены базисного актива пфи и хеджируемого актива. Данный риск называется кросс-хеджинг риском. Он может вести к возрастанию и возможных убытков, и возможной прибыли в результате хеджирования.

  1. Хеджирование классифицируется и по видам рисков, которые необходимо снизить в результате хеджирования.

Сущность валютного риска состоит в опасности валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой. В процессе импорта, если происходит повышение обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной, компания несет убытки. Соответственно, при экспорте товаров, снижение этого курса приведет к потерям.

Процентный риск заключаетсяв непредвиденном изменении процентной ставки по банковским вкладам и процентам, которые выплачивает компания за предоставленный кредит.

Ценовой – это вероятность отклонения будущей цены актива от ожидаемого значения. С экономической точки зрения не имеет значения, в какую сторону произойдет изменение. В том случае, при котором участник рынка уже является владельцем определенного актива, снижение цен приведет к потерям. С другой же стороны, рост цены актива будет иметь отрицательные последствия при желании инвестора приобрести этот актив.

Механизм хеджирования зависти от рынка, на котором оно происходит. Это мажет быть биржевой или внебиржевой рынки

При хеджировании фьючерсами, которые относятся к биржевым инструментам и четко стандартизированы, открывается и в дальнейшем закрывается позиция, а реальная покупка/ продажа актива имеет место на реальном рынке. На рынке внебиржевых производных финансовых инструментов ситуация такова, что покупка/продажа происходит в соответствии со срочным контрактом и по той цене, которая прописана в контракте.

Кроме того, биржевые инструменты (фьючерсы, опционы) предоставляют возможность закончить хеджирование в любой момент до даты экспирации и уменьшить возможные потери при неблагоприятном изменении ситуации на срочном рынке.

Итак, успешное хеджирование находится в зависимости от степени корреляции имеющихся цен и цен на срочном рынке. Чем выше эта корреляция, тем более эффективным будет хеджирование. Но при этом всегда имеется риск, что отрицательные колебания наличных цен не скомпенсируются полностью колебанием срочных цен.

Поэтому суть хеджирования состоит в том, что хеджер заменяет больший риск наличия незастрахованной позиции этим базисным риском.

Следует учитывать, что в роли хеджируемого актива могут быть различные товары или финансовые активы, которые участник рынка планирует купить или уже имеет в наличии. К сожалению, бывают случаи, когда невозможно биржевой товар, который соответствует объекту сдепки. В таких случаях появляется необходимость для проведения дополнительного анализа, чтобы определить, какой биржевой товар (группа товаров) лучше всего подойдет для эффективного хеджирования товарной позиции на реальном рынке [20, C. 72].

Существуют случаи, когда при изменении цен меняются и возможные объёмы сбыта. При этом может возникнуть ситуация «недохеджирования» (объем хеджа меньше объема реальной позиции) или «перехеджирования» (объем хеджа больше объема реальной позиции). В обоих случаях риск растет. Выход заключается в использовании динамического хеджирования, при котором осуществляется постоянный анализ на совпадение размера срочной позиции ситуации на реальном рынке и, если есть необходимость, корректировка этого размера.

Таким образом, инструмент хеджирования выбирается так, чтобы отрицательные колебания цены объекта хеджа или связанных с ним денежных потоков компенсировались колебанием аналогичных параметров хеджирующего актива.

К внебиржевым инструментам хеджирования можно отнести свопы, внебиржевые опционы и конечно форварды. Данные сделки заключаются напрямую между участниками рынка или при участии дилера (пример — дилер по своп операциям). Биржевые инструменты хеджирования это, конечно, опционные контракты и фьючерсные. Все инструменты хеджирования отличаются друг от друга и имеют свои достоинства и недостатки, которые систематизированы ниже (табл. 1).

Правильный выбор конкретного инструмента хеджирования может быть сделан только после проведения детального анализа желаний хеджера, экономической ситуации и перспектив отраасли, а также всей экономики в целом.

Главными недостатками внебиржевых деривативов являются возможные трудности при попытке досрочно закрыть имеющуюся позицию и возможность, что стороны не выполнят свои обязательства. Однако для них имеются и очевидные преимущества, иногда, правда, связанные с дополнительным риском [20, C. 73]:

— отсутствие ограничений на конструирование любых инструментов соответствующих желаниям клиента;

Таблица 1

Сравнение достоинств и недостатков биржевых и внебиржевых инструментов хеджирования

— для внебиржевых интрументов не существует ежедневных обязательств связанных с внесением вариационной маржи. Чаще всего у внебиржевых инструментов существует определенный кредитный лимит, и позиция должна фондироваться одной из сторон только в случае исчерпания последнего. Допускаются варианты, когда даты переоценки позиции обсуждаются отдельно. В биржевой же торговле требования по вариационной марже выставляются ежедневно после установления котировочной цены;

— отсутствуют позиционные лимиты и ограничения на долю рынка. На большинстве бирж для каждого отдельного участника такие лимиты установлены. К тому же при размещении на бирже, в особенности с голосовой системой торговли, довольно трудно соблюсти конфиденциальность, о внебиржевой же сделке известно только ее сторонам.

Совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для уменьшения финансовых рисков составляют стратегию хеджирования.

«Существует два основных типа хеджирования: хедж покупателя и хедж продавца.

Хедж покупателя используется в случаях, когда предприниматель планирует купить в будущем актив и стремится уменьшить риск, связанный с возможным ростом его цены. Базовыми способами хеджирования будущей цены приобретения товара является покупка на срочном рынке фьючерсного контракта, покупка опциона типа «колл» или продажа опциона типа «пут»» [20, C. 74].

Хедж продавца применяется в противоположной ситуации, т.е., при необходимости ограничить риски, связанные с возможным снижением цены актива. Способами такого хеджирования являются продажа фьючерсного контракта, покупка опциона типа «пут» или продажа опциона типа «колл».

Таким образом, инструменты хеджирования имеют различные признаки классификации, используются на разнообразные цели, при этом они играют важную роль в осуществлении операций на финансовом рынке, как для покупателя, так и для продавца с целью уменьшения их рисков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *