Анализ реализации денежно-кредитной политики Банком России свидетельствует о преимущественной ориентации главного банка страны на таргетирование инфляции и регулирование рисков в банковском секторе. С точки зрения ЦБ РФ такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния населения и финансовой устойчивости коммерческих банков.
Одним из важных и мало исследованных элементов эмиссионного механизма является показатель сеньоража, представляющий собой часть дохода, который получает центральный банк от эмиссии денег. Количественно размер сеньоража иногда определяют как разность между суммой эмиссии и расходами на изготовление денежных знаков.
В современных условиях сумма сеньоража, как правило, поступает в распоряжение Банка России и частично используется для финансирования выполнения им своих функций, а частично перечисляется в государственный бюджет. По расчётам специалистов МВФ, в развитых странах средневзвешенное значение сеньоража (эмиссионного дохода) составляет примерно 7% от ВВП. По оценкам специалистов Нидерландского банка, сеньораж составляет примерно 0,28–0,66% ВПП. В странах с переходной экономикой этот показатель может достигать 2–5% ВВП [9, С. 215].
При этом текущие расходы центральных банков составляют около 0,03–0,17% от ВВП, т. е. в бюджет страны от сеньоража может поступить сумма, равная примерно 0,25–0,49% ВВП. Сумма доходов от сеньоража в США может составлять примерно 50–100, а в России – 8–15 млрд. долл. США в год [9, С. 215].
Инструментами достижения целей денежно-кредитной политики стали прямые и косвенные методы количественного воздействия на прирост денежной массы. Кризисы последних лет показали, что центральные банки располагают ограниченным инструментарием денежно-кредитной политики. При этом, как уже отмечалось, инструменты денежно-кредитной политики имеют краткосрочный характер действия, а задачи обеспечения стабильности денежных систем и устойчивости денежного обращения – долгосрочный.
По ряду показателей Россия отстает не только по их величинам в абсолютных выражениях, но и по соотношениям с ВВП или численностями населения. Например, отношения совокупных объемов капитала в банковской системе России к ВВП к началу 2014 г. составляло около 9,2%, в то время как в ведущем ряде в экономических отношениях стран эти показатели в 2 – 3 раза больше. Даже в странах Центральных и Восточных регионах Европы эти показатели, как правило, превышают 10%. Отношения совокупного объема активов банков к ВВП у нас составляют около 47%, в то время как в экономически развитом ряде стран они в 3 – 5 раз больше [9, С. 306].
За последние годы российской банковской системой были достигнуты впечатляюще результаты в увеличении объема кредитования. Темпы прироста кредитования и другого вида размещенных средств, которые предоставлены банками для нефинансовых организаций, в среднем за последние 5 лет составляли приблизительно 42% в год.
Одним из важных методов реализации монетарной, является процентная политика. Ключевая ставка ЦБ РФ является основным инструментом монетарной политики с 13 сентября 2013 г. и с 13.05.2016 г. установлена на уровне 10,5%.
Рис. 1. Ключевая ставка ЦБРФ [16]
Кризисы последних лет показали, что центральные банки располагают ограниченным инструментарием денежно-кредитной политики. При этом, как уже отмечалось, инструменты денежно-кредитной политики имеют краткосрочный характер действия, а задачи обеспечения стабильности денежных систем и устойчивости денежного обращения – долгосрочный. Все это усложняет процессы управления денежным рынком и требует от центральных банков реализации новых подходов, основанных на макропруденциальном анализе и усилении координации денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
Таким образом, Банк России является, во-первых, эмиссионным банком, во-вторых, организацией, осуществляющий банковский надзор, а в-третьих, кредитной организацией, клиентами которой выступают другие банки, государственные структуры и международные финансовые организации.