Институциональная структура банковской системы Германии

Современная банковская практика характеризуется использованием различных типов организации и функционирования банковских систем зарубежных стран. Банковские системы разных стран, их организационная структура и правовое регулирование зависят от многих факторов, к которым наряду с историческими, политическими и национальными традициями следует отнести также уровень экономического развития и средства регулирования товарно-денежного обращения. В настоящий момент практически во всех странах с развитой рыночной экономикой созданы и активно развиваются двухуровневые децентрализованные модели построения банковских систем, где на верхнем уровне присутствуют центральные банки и иные органы, обладающие контрольно-надзорными полномочиями в отношении финансовых организаций, а на втором действуют коммерческие банки и другие финансовые небанковские институты. Если учесть критерии многообразия организационных форм кредитных организаций, степень вовлеченности населения в процессы формирования и использования ресурсной базы кредитных организаций, размер негативных экономических последствий от системных рисков, возникающих в процессе функционирования кредитных организаций, то справедливо признать, что, например, банковские системы стран-участниц Евросоюза являются трехуровневыми. Нам думается, что названные критерии не могут служить принципом градации уровней банковской системы. По сути, они представляют собой возможности для горизонтального расчленения кредитных и иных организаций, действующих в банковской системе. В Германии, как и в большинстве стран Евросоюза, распространена континентально-европейская модель банковской системы. Ее называют универсальной, так как важнейшей чертой этого типа является наличие универсальных коммерческих банков, осуществляющих как классические банковские операции, так и операции с ценными бумагами. Здесь получили распространение финансово-промышленные группы (ФПГ), порожденные исторически сложившимися тесными взаимоотношениями коммерческих банков и промышленных компаний, участвующих в капитале друг друга. При этом наличествует достаточно жесткая нормативная регламентация деятельности кредитных и иных финансовых учреждений, строжайшие требования к отчетности, ограничение прав собственников компаний. Разумеется, что в разных странах этой системы есть свои ярко выраженные национальные особенности. Банковская система Германии имеет два основных уровня: на первом уровне находится Европейский центральный банк и Немецкий федеральный банк (Бундесбанк) со своими банками федеральных земель, на втором – кредитные и финансовые организации.

Бундесбанк является центральным банком Германии. Он осуществляет единую денежно-кредитную политику в стране, поддерживает стабильность валюты, регулирует денежное обращение и кредит. Система надзора над финансовыми услугами в Германии отличается от многих других стран. В Германии существует единый орган надзора над всеми видами финансовых услуг – BaFin. Он контролирует всю банковскую деятельность, деятельность всех государственных и частных страховых компаний, а также рынок ценных бумаг в Германии. Бундесбанк и BaFin созданы в форме учреждения публичного права. Отметим, что немецкое учреждение не представляет собой некоммерческую организацию в том смысле, в каком понимается учреждение в ст. 120 ГК РФ, поскольку его деятельность может быть охарактеризована как предпринимательская или хозяйственная, схожая с деятельностью предприятия. Руководство учреждением осуществляется в обязательном порядке по экономическим критериям.

Второй уровень банковской системы Германии подразделяется на три столпа:

1. Частноправовой столп представлен коммерческими банками. Общим признаком институтов этого вида является принадлежность капитала частному сектору. Эта часть банковской системы образуется в правовой форме акционерных обществ и включает три крупных банка, такие как Deutsche Bank, Commerzbank, Hypo-Vereins-bank/UniCreditBankAG, свыше 150 региональных банков и некоторое количество мелких элитных банков. Крупные банки по своему определению – универсальные банки, т.е. они имеют право привлекать вклады, осуществлять кредитование, торговлю ценными бумагами, депо и эмиссионную деятельность. Региональные банки имеют свои приоритеты в отдельных федеральных землях и часто являются дочерними банками иностранных кредитных институтов. Частные банки (около 20) занимают свою нишу в обслуживании богатых клиентов и оказании специализированных услуг.

2. Столп кооперации. Он состоит приблизительно из 1100 народных банков, кредитных кооперативов и их подразделений.

3. Публично-правовой столп представлен сберегательными кассами, земельными банками и др. Основным родом их деятельности является предоставление среднесрочных и долгосрочных кредитов населению, малым и средним предприятиям.

Субъекты второго и третьего столпов играют значительную роль в банковской системе Германии, именно они обеспечивают укрепление инновационности и конкурентоспособности немецкой экономики. Приблизительно 75% розничного и корпоративного рынка Германии принадлежит множеству сберегательных, кооперативных, региональных и других небольших банков и только 12% приходится на пять ведущих коммерческих банков страны. Не все немецкие банки четко следуют определенному столпу, имеются и смешанные формы, а также кредитные институты с особыми задачами.

Описываемая структура сложилась исторически, а не на основании государственного регулирования или научной доктрины. Понятие старше Федеративной Республики Германия, поскольку немецкая банковская система имеет 250-летнюю историю. К примеру, первые сберегательные кассы были созданы еще до 1800 г., но их роль повысилась в первые два десятилетия XIX в. Важно добавить, что банковская система Германии предоставляет возможности для деятельности иностранных инвесторов в различных формах. Во-первых, иностранное предприятие имеет право открыть в Германии дочернюю компанию, занимающуюся банковскими операциями или оказанием финансовых услуг. Во-вторых, иностранное предприятие может иметь на территории Германии филиал.

Немецкое законодательство различает: филиалы предприятий с местонахождением за пределами ЕС; филиалы предприятий с местонахождением на территории Европейской экономической зоны. Местонахождение головного предприятия имеет большое значение для правового режима филиала.

В-третьих, на территории Германии могут действовать представительства иностранных учреждений. Представительством считаются учреждения, не занимающиеся посредничеством или заключением сделок, а предоставляющие информацию или оказывающие услуги по рекламе, поддержанию имиджа и т.д.

И наконец, в-четвертых, международные банковские услуги могут оказываться в Германии фирмами из третьих стран.

Банковская система Германии обладает развитой инфраструктурой. Любопытным представляется тот факт, что субъекты банковской инфраструктуры Германии не подпадают под специальный надзор BaFin. Прежде всего, все три столпа второго уровня банковской системы Германии объединяются в союзы и ассоциации, представляющие их интерес. Коммерческие банки участвуют в Федеральном союзе немецких банков (Bundesverband deutscher Banken e.V.), кооперативные банки – в Федеральном союзе народных и райффазен-банков (Bundesverband der Deutschen Volksbanken und Raiffeisenbanken e.V.). Союзы и ассоциации кредитных организаций регистрируются в Германии в качестве некоммерческих организаций частного права. Кроме того, существуют Bundesverband Offentlicher Banken Deutschlands e.V., представляющий интересы публичных (государственных) банков, банков федеральных земель (Landesbanken) и т.д., и еще Verband deutscher Pfandbriefbanken (Hypothekenbanken) e.V. Названные союзы объединяются в общую ассоциацию – Deutsche Kreditwirtschaft, учрежденную в 1932 г., представляющую интересы всех немецких кредитных организаций и вырабатывающую для них единые стандарты деятельности. Таким образом, саморегулирование банковской деятельности в Германии уходит своими корнями в XIX в., отличается высоким профессионализмом и играет важную роль в улучшении банковского контроля.

Аналогом российских бюро кредитных историй в Германии является «SCHUFA». SCHUFA – частное предприятие, созданное в форме открытого акционерного общества еще в 1927 г. Надзор за SCHUFA осуществляет уполномоченный по защите личных данных федеральной земли Гессен, поскольку SCHUFA находится в Висбадене. Кроме этого, эффективность кредитных операций банков поддерживается деятельностью коллекторских агентств и кредитных брокеров. Коллекторские агентства в Германии (Inkassounternehmen) профессионально специализируются на взыскивании просроченной дебиторской задолженности не только в банковской системе. Они должны пройти специальную регистрацию в соответствующем государственном органе (Rechtsdienstleistungsregister). Единого агентства страхования вкладов в Германии нет, этот вид деятельности осуществляется разветвленной сетью фондов страхования банковских вкладов.

Столпы банковской системы Германии организуются в соответствующие системы страхования. Страхованию в Германии подлежат практически все виды вкладов, за исключением межбанковских и некоторых видов вкладов на предъявителя. Существует в Германии и банковский омбудсмен, однако на практике он не получил широкого распространения.

Таким образом, банковская система Германии до настоящего времени сохранила свою историческую самобытность. Она характеризуется децентрализованной системой управления со значительным влиянием саморегулирования и обширной, эффективной сетью инфраструктурных элементов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *