Индивидуальный подход в обучении на уроках математики при развитии вычислительных навыков

Процесс обучения подчиняется определенным закономерностям, их знание помогает учителю найти эффективные методы обучения, правильно организовать учебный процесс, подготовить учащихся к успешной сдаче основного государственного экзамена по математике.

К этим закономерностям относится неравномерность усвоения знаний, умений, навыков учащимися одной и той же группы. Чтобы правильно и эффективно обучать, учитель должен знать не только свой предмет и методику его преподавания, но и учащихся, с которыми он работает.

Неравномерность усвоения знаний, умений, навыков учащимися связана со значительными индивидуальными различиями среди них и проявляется на любом материале, при любом составе учебных групп, у любого учителя.

Независимо от содержания изучаемого материала, предмета, степени опытности и педагогического мастерства учителя, от его методов, продвижение в учении у учащихся одной и той же группы будет различным, поэтому на уроках при обучении математике следует применять индивидуальный подход к учащимся.

Индивидуальный подход-

  1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения.
  2. Создание психолого-педагогических условий не только развития всех учащихся, но и каждого учащегося.
  3. Принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход — важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися должны учитываться все индивидуальные особенности каждого учащегося, поскольку без их учета любое педагогическое воздействие может иметь совсем не тот эффект, на который оно было рассчитано.

Важным условием успешной подготовки к экзамену является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала [30].

Такая система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся. В этом и заключается индивидуальный подход к учащимся.

Степень усвояемости материала учащимися может быть выяснена следующим образом.

После того как был изложен новый материала и закреплен учащимися предлагается проверочная работа на усвоение пройденного материала. Также проводятся устные опросы, направленные на проверку степени усвояемости материала. Таким образом, устанавливается качественная и количественная характеристика усвоения знаний различными учащимися. Чтобы проверить осознанность усвоения и способность применения полученных знаний на практике, рекомендуется давать задания по применению полученных знаний к решению задач различного типа.

Задания каждому из учащихся даются трех типов: аналогичные разобранным в классе, несколько усложненные и, наконец, требующие самостоятельного, творческого подхода к выполнению.

Такие же письменные и устные опросы необходимо проводить на следующем уроке, чтобы определить степень овладения материалом после работы над ним дома. Тут же устанавливать время, которое учащиеся затратили на приготовление домашнего задания по данной теме. Затем снова давать учащимся задачи на применение знаний на практике и проводить устный опрос по обоснованию выполненных действий. В итоге такой работы создается полная картина усвоения материала учащимися в отдельности и целой группы.

С целью создания условий, для всех учащихся необходимо привести в соответствие требования, предъявляемые к учащимся, с их учебными возможностями. От того, как удастся поставить учащихся в условия, которые заставляют их работать в полную меру сил и способностей, зависит не только качество успеваемости, но и общее развитие их личности. Необходимо иметь в виду, что неуспеваемость учащихся подразделяется на абсолютную и относительную [3].

Абсолютная — такая неуспеваемость, когда учащийся не усваивает в установленные сроки программного материала и его знания оцениваются неудовлетворительной отметкой; при относительной неуспеваемости неудовлетворительных оценок может и не быть, но учебные достижения учащихся ниже его возможностей.

Повышение качественных показателей работы в школе неразрывно связано с преодолением не только абсолютной, но и относительной неуспеваемости учащихся. Конечно, при одновременном обучении более 25 человек трудно учесть все особенности каждого учащегося. Поэтому следует начинать с учета типического в рамках дифференцированного подхода, доводя его потом до степени индивидуального. Индивидуальной работой нельзя обеспечить оптимальных условий обучения. Индивидуальный подход является конкретизацией дифференцированного подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого учащегося (особенности высшей нервной деятельности, темперамента, характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень развития эмоционально-волевой сферы и др.), так и его специфические особенности.

Индивидуальный подход к каждому учащемуся состоит в изучении и учете во время учебного процесса личностных особенностей каждого учащегося, независимо от его успеваемости, с целью максимального развития его творческих и мыслительных способностей, обеспечении всестороннего развития учащихся.

Индивидуальный подход предполагает, что учитель очень хорошо знает своих учеников. При изучении учащегося необходимо понять, уровень знаний по предмету, что он представляет из себя сегодня, каким был раньше и чего можно ожидать от него завтра. То есть нужно проследить историю развития ученика и увидеть в ней перспективы. Именно в этом кроется секрет успеха индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.

Индивидуальный подход к каждому учащемуся — это один из современных методов повышения качества обучения математике, при котором учитель контролирует знания каждого учащегося и может, в зависимости от индивидуальных способностей учащегося принимать меры по их улучшению [34].

Школьная математика необходима для понимания стройной системы математических знаний и умений, которые будут применяться и для изучения смежных дисциплин, при получении высшего образования и в практической деятельности; математика также нужна для развития интеллекта учащегося. Изучение математических законов придает мыслям логичность, ясность и точность, развивает критичность мышления, интуицию, тренирует силу воли и учит преодолевать трудности. Учитель математики может и должен сформировать у своих учащихся трудолюбие, усердие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца. При этом изложение учебной программы должно быть построено так, чтобы стимулировать учащихся к самостоятельной работе и давать возможность выбора при выполнении работ.

Метод индивидуального подхода предполагает:

— создание доверия и взаимопонимания между учителем и учащимся;

— использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

— учет индивидуальных особенностей каждого учащегося;

— обогащение собственного опыта учащихся.

Индивидуальный подход предполагает коллективные виды работы. У учащихся у которых низкие учебные возможности им лучше усвоить материал помогает облегченные задания, и дать им возможность дополнительно повторить материал и приступить к решению задач. Но, чтобы у учащихся развитие не тормозилось, повторение следует сочетать с постепенным усложнением материала. Учащиеся у которых средние учебные возможности — испытывают потребность в определенной помощи учителя. Им следует давать узловые опросы, чтобы учащиеся смогли самостоятельно анализировать изучаемый материал. Учащиеся с высокими учебными возможностями больше нуждаются в побуждении к самостоятельной, творческой работе при получении новых знаний. Поэтому самостоятельная работа для этой группы учащихся значительно усложняется. При изучении нового материала учащимся следует рекомендовать дополнительную литературу и первоисточники для более глубокого овладения изучаемого материала [2].

После такой индивидуальной работы у учащихся развиваются познавательные интересы, побуждается желание изучать предметы более углубленно и шире, т.е. создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего развития таких учащихся. С другой стороны, изученный ими дополнительный материал становится достоянием всей учебной группы, способствует оживлению урока, развитию остальных учащихся и появлению у них учебных интересов. Здесь действует закономерность: «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

При закреплении материала учитель устанавливает связь между ранее изученным и новым материалом, заставляя учащихся путем вопросов анализировать и сопоставлять изучаемый материал с ранее пройденным, т.е. учитель добивается от учащихся более свободного владения материалом. Это в дальнейшем облегчит его использование на практике. Чтобы нормально успевать, учащимся с низкими учебными способностями дается на дом больше упражнений. Остальным учащимся упражнения усложняются, но их количество уменьшается.

Со слабыми учащимися проводится дополнительная работа по выработке умения обосновать решение.

Такой кропотливый труд приносит свои плоды: усвоение и применение знаний в дальнейшем осуществляется более сознательно. Нельзя недооценивать роль самостоятельной работы для учащихся со слабыми учебными возможностями. Если их лишить возможности упражняться в самостоятельном мышлении, они могут привыкнуть действовать только по образцу и только с посторонней помощью. Тем не менее, они больше всех других учащихся нуждаются в постоянной серьезной помощи учителя.

Для них полезно конкретизировать пути и способы (повышения) усвоения материала, одновременно вырабатывая не сформировавшиеся еще приемы мыслительной деятельности.

Давая задания на дом, необходимо индивидуализировать, учитывая возможности каждого учащегося, более сильным учащимся предлагать задачи, требующие творческого применения новых знании. Слабых учащихся, прежде всего, необходимо ориентировать на отработку необходимых умений и навыков, а затем уже постепенно увеличивать число заданий, носящих поисковый, творческий характер [6].

Система обучения с индивидуальным подходом к учащимся дает возможность каждому учащемуся встать на путь самосовершенствования, самопознания, развития своих способностей и талантов.

Поэтому, учащийся:

— получает навыки действовать осознанно и может правильно оценивать свое поведение, оценить свои поступки и поведение, сравнить себя с другими ребятами;

— учится воспринимать себя и окружающих людей как цельную личность, а не набор из различных черт характера; принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

— вырабатывает терпение, усидчивость, трудолюбие, силу воли, учится управлять собой;

— учится сдерживать свои негативные эмоции;

— получает необходимые жизненные навыки общения и работе в команде.

Все эти задачи решаются за счет того, что система индивидуального подхода к обучению полностью соответствует личным особенностям каждого учащегося. Поэтому ребенок, попав в эти условия, начинает культивировать в себе лучшие черты характера и старается исправить недостатки, которые мешают на пути к успеху. В процессе обучения по такой системе у него постепенно появляется привычка к серьезной и целенаправленной работе, развивается интерес к учению, вырабатывается способность быстро входить в суть проблемы, умение сосредоточиться, спокойствие, самоуважение, уверенность в себе и уважение к другим.

Система индивидуального подхода к обучению создает оптимальные условия, способствующие развитию личности ученика.

Таким образом, при индивидуализации обучения можно добиться:

— значительного повышения успеваемости по математике;

— высокой степени развития самостоятельности школьников в процессе приобретения знаний;

— роста познавательной активности учащихся;

— развития интереса к математике;

— привития учащимся элементарных навыков исследовательской деятельности [21].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *