Иерархия этнических связей

В своей книге «Этногенез и биосфера Земли» историк пишет о том, что этносы, как система имеют иерархическое строение. Этносы, как системы, имеют иерархическое строение. Ученый подчеркивает: сложность этноса, как системы, обеспечивает ему устойчивость. Этнос – это не просто системное образование, а система-организм, обладающая «способностью к саморегуляции» [1]

         При этом, чем сложнее структура системной организации этноса, тем выше его сопротивляемость ударам извне. Гумилевым различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии: суперэтнос, этнос, субэтнос, конвиксия и консорция.

Этническая система является результатом эволюции этнической единицы более низкого порядка или деградации системы более высокого; она содержится в системе более высокого уровня и включает в себя системы более низкого.

Учитывая господствующую на основе межэтнического взаимодействия тенденцию в объективном и закономерном развитии этнической структуры общества, Гумилёв Л.Н. предлагает следующую этническую иерархию систем.

На вершине иерархии историк ставит понятие антропосфера – биомасса всех человеческих организмов, аморфная сфера как одна из оболочек земли. Затем, он описывает понятие этносферы– мозаичная антропосфера, сочетание системных этноландшафтных целостностей, всегда динамичных.

Так, как по теории историка, этнос внутренне неоднороден, он включает в свой состав конвиксии, консорции и субэтносы. Группа близких по духу и мировосприятию этносов образует более многочисленную полиэтничную общность – суперэтнос[2]

 Увидеть это можно на примерах, которые приводит исследователь. Так, римские граждане объединили Средиземноморье в Pax Romana (Римский мир); франки стали ядром «Христианского мира» (католического), реформированного в «цивилизацию» с заокеанскими продолжениями; евреи распространились по всей Ойкумене, выделив несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей; монголы создали оригинальный «Кочевой мир». Эти целостности столь же реальны, как и этносы, наблюдаемые непосредственно[3].

Этнос – феномен эволюционный, возникающий в следствие микромутации, вызываемой переизбытком биохимической энергии живого вещества биосферы или свободной энергии, абсорбируемой организмами из окружающей среды.

Мутировав, то есть получив «пассионарный толчок», этнос, если не подвергается разрушительному воздействию извне, со стороны других этносов, то последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, называемых «фазами этногенеза». В их числе фазы подъема, акматическая, надлома, инерционная, обскурации, регенерации и мемориальная. По своему характеру этногенез есть этропийный процесс, сопровождаемый рассеиванием энергии и приводящий к исчезновению этноса[4]

И наконец, последняя ступенька иерархии включает в себя понятия субэтнос, конвиксия и консорция. Все это в понимании исследователя – части этноса, обычно жёстко привязанные к определённому ландшафту и связанные общим бытом или судьбой. Примеры: поморы, старообрядцы, казаки.

«Принцип комплиментарности фигурирует и на уровне этноса, причем весьма действенно. Здесь он именуется патриотизмом и находится в компетенции истории, ибо нельзя любить народ, не уважая его предков. Внутриэтническая комплиментарность, как правило, полезна для этноса, являясь мощной охранительной силой. Но иногда она принимает уродливую, негативную форму ненависти ко всему чужому, тогда она именуется шовинизмом» ‒ пишет Гумилев в работе «Этногенез и биосфера Земли»[5]

Так как этносы постоянно вступают друг с другом в контакт они не могут прийти к новым формам своего взаимодействия: химера, ксения, симбиоз[6]

Химера — этническая форма и продукт контакта несовместимых этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам. Например, Хазарский каганат, Булгарское царство.

Ксения — сочетание, при котором один этнос – «гость», вкрапление в теле другого, – живет изолированно, не нарушая этнической системы «хозяина». Например, в Российской империи – колонии поволжских немцев.

Симбиоз — сочетание этносов, при котором каждый занимает свою экологическую нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя свое национальное своеобразие. При симбиозе этносы взаимодействуют и обогащают друг друга. Считается, что это наиболее оптимальная форма контакта, повышающая жизненные возможности [7]

Таким образом, можно сказать, что о теории иерархии этнических систем позволяет теоретически комплексно изучать проблемы, даёт возможность наиболее адекватно организовать эмпирический материал и соответствующий ему концептуальный аппарат.


[1] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 120

[2] Нугаев М.А. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева как методологическая основа исследования качества социального капитала татарстанских этносов (этнокультурный аспект) – 2015. С. 222

[3]   Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 123

[4]   Там же 203

[5] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Санкт-Петербург: 2003. –  С. 271

[6] Чумак Л.Г. «Гумилев Л. Н. об этнической иерархии систем».           [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.surm.md/index.php?id=292&option=com_content&task=view ‒ Дата обращения: 04.05.2017.

[7] Шишкин И.С. «Общеевропейский дом»: вот бог, а вот порог. [Электронный ресурс]: Режим доступа:  http://www.kulichki.com/~gumilev/debate/Article16.htm Дата обращения: 04.05.2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *