Идентификация недостатков существующего механизма реализации государственных программ по социально-экономическому развитию Мурманской области

🙂

Скачать текст в WORD

Анализ динамики статистических показателей развития Мурманской области в период с 1990 года по 2019 год позволяет определить основные проблемы в развитии региона.

Отметим, что одной из ключевых проблем социально-экономического развития Мурманской области является моноструктурная экономика, которая ориентирована на развитие горнодобывающей отрасли и военного направления.

Отсюда можно сделать вывод существует весьма ощутимый дисбаланс в социальном экономическом положении отдельных районов Мурманской области и как следствие проживающего на указанных территориях населения.

Отрасль жилищного строительства в Мурманской области в большинстве ориентирована на социальный заказ по расселению ветхого и аварийного жилья.

В Мурманской наблюдается конструктивная политика в области жилищной политики, в частности основными ее направлениями являются стимулирование жилищного строительства; повышение возможности приобретение жилья за счет государственного субсидирования и строительства жилья эконом – класса; повышение уровня функционирования систем коммунального снабжения.

Еще одной из проблем жилищной политики Мурманской области является то, что жилой фонд достаточно обширен, но требует качественной реконструкции.

Вышесказанное подтверждается характером мероприятий и показателей реализации государственной программы, содержащихся в государственной программе «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 571-ПП[1].

Так основными показателями реализации государственной программы является: количество выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) на территории Мурманской области; расселенная площадь жилых помещений, признанных аварийными; количество граждан, улучшивших жилищные условия в результате капитального ремонта и т.д.

При этом если производить сравнение с фактическими и плановыми показателями в сфере обеспечения населения доступным и комфортным жильем по государственной программе можно указать следующее.

Наблюдается стабильный рост показателей по количеству граждан, улучшивших свои жилищные условия в результате капительного ремонта (в сравнении начиная с 2012 года – 6880, 16075, 25924, 21906, 21678 и т.д.

Аналогичная положительная динамика наблюдается также в таких показателях «Количество молодых семей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, в том числе имеющих трех и более детей»; расселенная площадь жилых помещений, признанных аварийными и т.д.

Однако не всегда происходит достижение установленного соотношения фактических и плановых показателей госпрограмм. Так, к примеру, фактические показатели ниже плановых показателей по такому критерию госпрограммы как «Доля площади жилого фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилого фонда Мурманской области».

В развитие транспортной инфраструктуры выделяют достаточно серьезные проблемы. Так состояние современной дорожной сети не соответствует объему грузозоперевозок и темпам роста автомобилизации.

Также исходя из задач государственной программы можно сказать что в Мурманской области существуют следующие проблемы в транспортной сфере: недостаточная развитость сети автомобильных дорог; не созданы условия для эффективного транспортного обслуживания населения; не достаточен уровень безопасности дорожного движения, а также высок уровень дорожно-транспортного травматизма.[2]

Отметим, что в соответствии с существующими проблемами государственная программа содержит соответствующий уровень показателей эффективности. При анализе достигнутых показателей следует отметить, что достаточно высоки по сравнению с запланированными уровнем выполнения такие показатели как: «Количество мест концентрации ДТП» (уровень с 77 снизился до 11 в сравнении с 2012 и 2018 годом соответственно)

При этом стабильно высоким остается показатель «Количество дорожно-транспортных происшествий» и не изменяется в положительную сторону.

Мурманская область территориально достаточно далеко располагается от мест производства мазута, тем самым на сегодняшний день существует проблема достаточно высоких цен на отопление с начала отопительного сезона.

Касаемо демографической характеристики Мурманской области отметим, что в настоящее время происходит отток молодого населения который прежде всего объясняется достаточно небольшой для северных районов уровнем заработной платы с учетом климатических условий проживания.

При существующем оттоке населения перед органами государственной и муниципальной власти возникает проблема эффективного использования объектов социальной инфраструктуры, которая может быть решена при принятии решения о переходе на социальные услуги для населения.

При этом все-таки наблюдаются проблемы в кадровом обеспечении учреждений культуры, а также отток молодых специалистов и старение кадров.

Также существует целый ряд факторов, создающих определенные риски для социально-экономического развития Мурманской области.

1. Возникают экономические риски вследствие включенности многих мурманских компаний в систему зарубежного бизнеса, что в большей степени обусловлено нестабильностью мировой экономики.

2. Планируемые переоснащение и модернизация производства также означают для региона определенные риски. Это объясняется тем, что модернизация производства влечет за собой сокращение применения «ручного труда», тем самым сокращение числа рабочих мест и как следствие рост безработицы.

Кроме того, развитие модернизации на промышленных предприятиях влечёт за собой вхождение региональных предприятий в «цепочки» более глобальной сети промышленного производства и как следствие зависимость от материнских компаний.

3. Рост социально-экономического развития Мурманской области связан с риском ухудшения экологической ситуации, которая выражается, в том числе, в возрастании нагрузи в Арктическом направлении.

Также как уже было сказано ранее на территории Мурманской области осуществляют свою деятельность достаточно большое количество промышленных предприятий, которые хоть и снащены современными механизмами очистки стоков, но все равно своей деятельности загрязняют атмосфер и сточные воды Мурманской области.

4. Отметим, что риски негативных изменений в социально-экономическом положении Мурманской области связаны также с отсутствием комплексно разработанной системой кластерных инициатив, низким уровнем привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в кластерные проекты, а также нескоординированность федеральных и региональных представителей власти.

Скачать текст в WORD


[1] Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 571-ПП (ред. от 11.02.2019) «О государственной программе Мурманской области «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона» //        «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, N 19, ст. 2334,

[2] Постановление Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 556-ПП (ред. от 28.02.2019) «О государственной программе Мурманской области «Развитие транспортной системы» //        Электронный бюллетень «Сборник нормативных правовых актов Губернатора Мурманской области, Правительства Мурманской области, иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области» http://www.gov-murman.ru, 09.10.2013.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *