Характеристики творческого потенциала будущих управленцев

Для бизнесменов, госслужащих в большинстве организаций одной из наиболее желательных и пользующихся спросом характеристик является творческий потенциал.

Модернизация учебного процесса любого ВУЗа подразумевает формирование образовательной стратегии, результатом осуществления которой должен быть творческий рост студентов, становление их творческого потенциала.

Образовательная стратегия – это программа коллективных образовательных действий, обеспечивающих целостность управления и самоорганизации для формирования интеллектуально-насыщенной образовательной среды, содействующей творческой самореализации личности в учебной деятельности. Основу данной стратегии составляют установка на творческое усвоение учебным программами и планом, позитивная мотивация учения, творческая активность и самостоятельность в познавательной деятельности, потребность в новизне и творческой самореализации в общении и профессиональной деятельности [10].

Творческий потенциал личности – это относительно постоянная система, такое качество человека, которое характеризует его направленность в будущее. Возможности любого человека всегда богаче, чем этого требует какой-либо определенный вид деятельности. Область настоящего существования личности или человека – это сфера выхода за собственные рамки. Личность всегда экстраполирует себя в будущее, а свое далекое будущее проецирует на настоящее, значит, творческий потенциал всегда больше того, в качестве чего он поддается фиксации.

Творческий потенциал личности охватывает как способности, которые не осуществлены, так и способности, уже выразившиеся в деятельности. Творческий потенциал личности шире любой определенной деятельности, это не просто констатация того, что есть в реальности, но и того, что живет лишь как возможность. Творческий потенциал личности характеризует личность не только со стороны ее направленности в будущее, но со стороны ее настоящих, в действительности обнаруживающихся творческих потенций.

Развитие и формирование творческого потенциала будущих управленцев совершается с того уровня развития творческого потенциала общества, который достигнут к началу развития творческого потенциала определенной личности. Человек застает уже сформировавшийся общественно-исторический опыт. Этот опыт интегрирует обусловленные способности людей, вырабатывание которых в свою очередь обусловливалось предыдущим опытом поколений людей.

Творческий потенциал личности – продукт предыдущей деятельности, итог практической энергии людей. Человек каждый раз относится к прошлому как к отправному пункту движения и творит будущее, исходя из этой предпосылки. Исторически выработанные потребности и способности человека в самих себе держат возможность свободного творчества.

Характеристики творческого потенциала личности [23]:

Неудовлетворенность имеющейся ситуацией. Часто высокотворческие люди очень не удовлетворены текущим состоянием дел. Незнакомое и новый опыт рассматриваются быстрее как заманчивые возможности, чем как нежелательные факторы. Для творческой личности адаптация и изменения являются также привлекательными.

Умственные способности. Личности с высоким творческим потенциалом, как правило, выигрывают по сравнению с нетворческими личностями в плане концептуальной новизны и гибкости, в предпочтении сложных заданий. Относительно высокие уровни общего интеллекта довольно тесно связаны с творческим потенциалом.

Противоречивость, конфликтность. Творческая личность постоянно ощущает склонность к конфликтным состояниям между беспорядком и порядком, между интуицией и рациональностью, между несоответствием и соответствием. Большинство людей предпочло бы какое-то одно состояние. Высокотворческие личности стремятся совместить достоинства обоих полюсов.

Самопонимание. Творческие личности более полно понимают самих себя, собственные негативные и позитивные персональные характеристики. Они способны обратить то, что другим людям казалось слабостями в силу, недостатки – в достоинства.

Способность выдвигать новые идеи. Для творческих личностей выдвижение новых идей является их естественной и достаточно существенной потребностью. Наиболее значимым фактором удовлетворения данной потребности является образование условий для творчества и эффективное применение его результатов.

Способность обнаруживать новые взаимосвязи. Трансформации в организации не всегда связаны с осуществлением новых идей. Нередко подобные трансформации вызваны учетом снова обнаруженных взаимосвязей между разнообразными характеристиками и явлениями деятельности, новыми возможностями использования материалов, оборудования, методов производства и организации. Способность выявить новые взаимосвязи может оказаться не менее ценной, чем способность выдвигать принципиально новые идеи.

Не отвергая роли врожденных факторов и роль природных задатков в образовании творческого потенциала личности, многие исследователи считают, что особенность человека, его творческий потенциал обусловливается в большей мере общественными факторами.

Персональное творчество детерминируется разнообразными социальными обстоятельствами: общественным сознанием и общественными отношениями, сформировавшимся разделением труда, определенным характером исторической эпохи, а также микросферой. Оно остается непостижимым и редким фактом только с точки зрения личности как обособленного индивида. Большинство исследователей обозначает, что процесс усвоения личностью общественным опытом и деятельности на данном основании, не являясь творчеством в прямом смысле этого слова, выступает «заявкой» на превращение возможности творчества в реальность, исполнением субъекта как субъекта творчества.

Общественный опыт несет в самом себе свое собственное отрицание, охватывает в недрах старого элементы нового, творчество личности на базе деятельности и общения. В любую эпоху каждый творческий акт есть итог взаимовлияния, взаимообмена сущностных сил множества людей. Новое в искусстве, технике, науке не может возникнуть без творческого общения с окружающими людьми. Даже самому талантливому человеку необходимо творческое общение [29].

Творческий потенциал – совокупность качеств человека, определяющих границы и возможность его участия в трудовой деятельности:

  • физическое и психическое здоровье;
  • возраст;
  • общеобразовательная и профессиональная подготовка;
  • личностные характеристики;
  • отношение к труду;
  • способность профессионального роста;
  • семейное положение;
  • стаж работы по специальности.

Каждое сообщество творческих профессионалов должно уметь действовать и мыслить не стереотипно – во всех направлениях деятельности, чтобы работать активнее конкурентов. Также должно уметь применять новейшие многочисленные технологии для формирования действенных предложений. Все руководители творческих коллективов стремятся понять механизмы креативности и как целеустремленная кадровая политика оказывает влияние на экономический результат организации.

Главная и основная причина успеха больших популярных компаний – это непрерывный поиск новых идей, отсутствие опасения перед неясностью. Если прослеживать довольно быстрое развитие на примере работ связанных с фотографией, то можно предположить, что, скачок вызванный, развитием компьютерных технологий в модификации работы фотооборудования, лет 15-20 назад, на сегодняшний день никого не пугает. Сейчас это норма – быстрое старение оборудования и систем управления [12].

Система управления персоналом – это стержень организации трудовой деятельности, для некоторых профессий он может быть условным, включающим несколько инструкций и требующий формальный контроль. Чем более творческие задачи у специалистов, чем более нестандартных решений мы ожидаем в итоге, тем более жесткий должен быть стержень-система управления. Разнообразные процессы в работе организации – это определенная последовательность действий. И даже, для творческих сотрудников, которым для исполнения должностных обязанностей требуется «вдохновение», все равно есть и сроки реализации различных работ, и требования по рациональному общению с другими. Во всяком случае, нужно составлять должностные инструкции, функциональные цепочки взаимодействия.

Некоторые специалисты отмечают, что творческие решения используются в ситуациях, когда мало информации для принятия разумного решения, когда тяжело определить причинно-следственные связи, предсказывать результаты решений и поэтому приходится полагаться на интуицию. Например, в вертикально-интегрированных организациях, которые имеют сложную иерархическую организационную структуру и непростое организационное строение, с недостачей информации для принятия решений и с большими прогнозными рисками специалисты в области управления постоянно сталкиваются. Для подобных организаций разработка методов принятия креативных решений – одна из самых значимых задач управления [23].

Далее необходимо рассмотреть критерии работы творческих специалистов [19]:

1) Креативность – это наличие у специалиста возможности выдвигать творческие, нестандартные идеи в плане решения концепции, стиля оформления, а также необходимость в рамках служебных обязанностей заниматься креативом, предлагать то, чего еще никто не предлагал. Но необходимо учесть, что если специалист очень креативен и неординарен, а от него ожидают однообразной работы, то спустя установленное время сформируется конфликтная ситуация.

2) Продуктивность – это скорость трудовой деятельности творческого специалиста. Сегодня значительная часть работы выполняется за компьютером, скорость работы прямо зависит от знания пакета специальных программ и опыта работы в них. Кроме этого, большое значение имеет темперамент, характер специалиста, поскольку даже самый креативный специалист отлично владеющий и информацией, и программным обеспечением в целом может длительное время собираться с мыслями, что простые операции у него занимают крайне много времени и что бы работать с ним удачно, необходимо с самого начала быть готовым к медлительным реакциям, а есть специалисты, олицетворяющие свой креатив со скоростью мысли.

3) Корпоративная культура и коммуникабельность – это умение эффективно построить отношения с клиентами, сотрудниками и другими окружающими людьми. Творческий специалист не обязательно должен иметь эти качества. Корпоративная культура часто принимается творческими специалистами как некоторые правила, которыми он может пренебрегать, иногда довольно демонстративно, но такое поведение чаще прощается, если креативная личность при этом работает эффективно.

4) Творческий рост – эволюцию невозможно остановить, в том числе и в творческих началах.

5) Удовлетворение работой, оплата труда – это своего рода признание уровня и уникальности потребности собственно в данном творческом специалисте. Очень важна материальная сторона. Обычно творческие специалисты считаются высокооплачиваемыми сотрудниками.

6) Расширение свободы – в творческом отделе любой специалист является уникальным, как и ожидаемый итог его работы, а неожиданный результат несет за собой непременное увеличение свободы в рамках производственных правил поведения. Еще одна особенность состоит в том, что увеличение свободы творческим специалистам должно сопровождаться дополнительными финансовыми и материальными ресурсами.

7) Эффективное взаимодействие творческих специалистов – особенного внимания приобретают особенности межличностного взаимодействия внутри творческой группы, поскольку процессы взаимодействия и общения могут проявлять на сотрудников, как мотивирующий результат, так и демотивирующий.

В организации очень многое зависит от самого руководителя и выбранного им стиля управления. Он может, как стимулировать инициативу специалистов, так и угнетать ее. Демократический стиль управления более всего содействует выявлению творческого потенциала специалистов. Он подразумевает существенный уровень свободы и делегирование ответственности, вводя определенные границы, которые определяют слаженность всеобщих усилий, разрешая контролировать процесс, обеспечивая ясность администрирования. Руководитель, который выбирает демократический стиль управления, не препятствует проявлению творческой инициативы, содействует организации креативного процесса, а нередко и сам является воодушевляющим примером для своих сотрудников.

Для того чтобы будущие управленцы могли в совершенной мере открыть свои таланты и устремить их на полезные дела, в организации должна быть образована особенная творческая среда, важнейшими особенностями которой являются:

– поддержка инноваций;

– открытость новому;

– демократический стиль управления;

– сотрудничество и доверие на всех уровнях;

– организация профессионального общения и обучения.

Взаимодействие творческих специалистов со своим руководителем должно быть выстроено так, чтобы новейшие идеи, которым нужна организационная поддержка, не пропадали. Для этого нужно налаживать канал их приобретения.

В зависимости от особенностей корпоративной культуры, специфики бизнеса и размеров организации могут быть применены разнообразные вариации решений [28]:

  • образовывается отдельная структура, которая ответственна за инновационные решения;
  • определяется менеджер, которому предоставляются все предложения от персонала;
  • предложения получают непосредственные руководители;
  • формируются временные творческие группы для решения определенных творческих задач;
  • осуществляются специальные мероприятия – фестивали и конференции идей, «креативные дни»;
  • создаются кружки изобретателей, новаторов;
  • устанавливается специальный ящик для сбора креативных идей.

Одним из наиболее распространенных преград для выявления творчества являются офисы (кабинеты и др.), которые не обеспечивают основные физиологические условия, необходимые для проявления креативности. К условиям, необходимым для проявления креативности относятся хорошее освещение, удобная мебель, достаточность пространства, свежий воздух. Типичная бело-серо-черная офисная гамма не стимулирует творчество, ведь творческого специалиста воодушевляют совершенно другие цвета – желтый, фиолетовый, синий и оранжевый.

Творческий потенциал будущего управленца включает ряд элементов [22]:

1) конфликтность, противоречивость характера;

2) неудовлетворенность ситуацией;

3) способность обнаружить и сформировать новые возможности;

4) владение технологиями;

5) самопонимание, умственные способности, эмоциональность;

6) потребность в работе с нововведениями, в получении успеха.

Таким образом, выявление творческого потенциала и оценка эффективности управления данным потенциалом является одной из главных задач будущего управленца для увеличения результативности трудовой деятельности и введения инновационных идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *