Структура государственного управления состоит из определенных органов управления. Эти уровни управления — федеральный, региональный и местный имеют свои органы власти. Государственной власти присуща законодательная, исполнительная и судебная власть.
Государственную власть реализуют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды, органы власти субъектов РФ.
Государство как орган публичной власти осуществляет ее, выполняет свои различные функции управления процессами в обществе, с помощью выбранных народом в соответственном порядке государственных органов. Они составляют вспомогательный институт государственной власти, являются исполнителями ее решений, теми ее органами, которые в практическом отношении могут реализовывать свои властные компетенции согласно с их должностными обязанностями.
Более существенным признаком государственных органов является наличие государственно-властных должностных обязанностей. Вместе с иными такой признак дает право проводить детальное разделение между органами власти, которые являются представителями государственной власти, государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями[1].
В РФ единство системы государственных органов обеспечивается вместе с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Это просматривается также и в том, что все органы такой системы действуют сообща, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Общность государственного управления должна обеспечиваться и поддерживаться за счет координированного и слаженного труда организационной структуры государственного управления различного уровня.
Отличительная черта органов властных заключена в том, что некоторые ее составные части могут сами образовывать систему органов, и являются тем самым подсистемой единой системы. Все же элементы этой системы могут быть неоднородными.
Система органов государственной власти субъектов РФ: республики, край, область, города федерального значения, автономная область, автономные округа, как говорится в ч. 1 ст. 77 Конституции РФ[2], создаются ими самостоятельно с основами конституционного строя.
Главные характеристики управления государственных институтов:
- Под государственным управлением понимается, прежде всего, социальным, политическим явлением.
- Использование своих функций, которые являются единым механизмом властных структур.
- Процесс проведения властных полномочий.
Под методами в государственном управлении нужно понимать официальные способы властного влияния государственных органов на процесс развития государства и общества, на работу властных структур и в пределах их полномочий в определенном порядке..
В государственном управлении могут использоваться такие средства как технические (средства труда государственных чиновников), специализированные, информационные и коммуникационные и т.д.
Итак, с помощью методов и средств в государственном управлении реализовываются функции государственного управления, достигаются цели, которые были поставлены перед органами государственной власти.
Рассмотрим личность, а также ее права и ключевые обязанности по отношению к государству в РФ.
Сегодня можно говорить о том, что индивид именно в зависимости от того, является ли он гражданином данной страны или нет, имеет по отношению к государству совершенно разные права. Нужно различать, с одной стороны, определенные прирожденные и естественные права человека, а это например, право на жизнь и свободу, которые не могут отчуждаться государством, различными его органами по их прихоти, например, лишение имущества или же свободы является возможным лишь на основании закона и с соблюдением особенно строгой судебной процедуры, с другой – так называемые позитивные права гражданина именно как члена определенного политического сообщества, которые предоставляются от имени государства, всего общества, к примеру, определенные избирательные права.
Сегодня в РФ данные группы прав закрепляются в конституциях в Конституции страны. Они относятся к основным конституционным правам.
Кроме ключевых конституционных прав индивид также обладает прочими конкретными правами, выступая в определенные отношения в различных качествах, например, работника, продавца или покупателя, пассажира на транспорте.
Современное государственное управление в сфере осуществления прав человека, гражданина в РФ, в первую очередь, исходит именно из всемерной защиты данных прав, а также создания всех необходимых условий для их реализации.
Абсолютно все органы современного государства принимают участие в этом. Можно говорить о том, что активная деятельность разных органов государства в области экономики и политики, а также социальных отношений и духовной жизни всего общества, тесно связана с различными благами личности[3].
Однако государственное регулирование прав человека в РФ исходит из определенного постулата, который принят в современном международном праве, именно в соответствии с которым ключевые права человека и гражданина не имеют беспредельного и абсолютного характера. То есть свобода, демократия не являются вседозволенностью.
Различные закрепленные в Конституции РФ права могут ограничиваться, но лишь в интересах соблюдения определенного общественного порядка и общественной морали, охраны здоровья населения, а также соблюдения прав каких-либо других лиц и только на основании закона и в определенных соответствующих формах. Все это является допустимым в условиях военного и чрезвычайного положения, в строгом соответствии с Конституцией РФ, а также действующими Международными пактами о правах человека.
В определенных обычных условиях различные конституционные права индивида, в особенности политические, к примеру, свобода слов и объединения, различных митингов, также осуществляются в различных формах, которые устанавливаются законами. Так, в РФ сегодня действуют различные законы об общественных объединениях, а также о партиях, о определенных религиозных объединениях, о собраниях и митингах, демонстрациях, пикетировании и прочие.
На сегодняшний день личность имеет различные права по отношению к государству, но также несет и некоторые обязанности. В наиболее общем виде данное положение сформулировано именно как конституционное требование исполнять действующую Конституцию, определенные законы государства, прочие нормативно-правовые акты, общепринятые нормы международного права, различные ратифицированные государством международные договоры, так как в соответствии со многими современными конституциями, включая также российскую, данные нормы, акты составляют некоторую часть права государства.
Можно сказать, что Конституция РФ устанавливает и прочие конституционные обязанности граждан, сюда можно отнести следующие обязанности:
- уплачивать налоги;
- нести определенную воинскую службу;
- сохранять окружающую среду;
- достаточно бережно относиться ко всем природным богатствам;
- заботиться о сохранении культурного и исторического наследия, беречь различные памятники культуры и истории[4].
В Конституции РФ также говорится и об обязанности всех гражданин получить основное общее образование и давать свидетельские показания. Стоит отметить, что ряд данных обязанностей относятся ко всем, кто находится на территории РФ, к примеру, сохранять природу. Другие же относятся лишь к гражданам страны, например, военная служба и основное общее образование.
Конституции стран мира, например, Германии, устанавливают, что гражданин должен защищать конституционный строй, а также свободный демократический порядок.
Далее рассмотрим государство, его ключевые права, различные обязанности по отношению к личности.
Определенные права государства по отношению к личности тесно связаны с требованием должного поведения личности, которое предусмотрено существующими правовыми нормами.
Постоянно осуществляя управление, различные государственные органы, а также соответствующие должностные лица могут требовать от личности исполнения Конституции РФ, различных законов.
Таким образом, закрепляя ключевые права человека в Конституции, прочих нормативно-правовых актах, государство берет на себя некоторую обязанность защищать личность и ее жизнь, а также свободу и достоинство, определенное имущество абсолютно от любых посягательств, гарантировать осуществление ею всех своих прав. Индивид в свою очередь может обратиться в суд с иском к государству, различным его органам, а также должностным лицам. Вместе с судом ключевые права человека охраняют и прочие органы государства, например, прокуратура и омбудсмены.
Пройдя абсолютно все стадии защиты прав в государстве пребывания, а также будучи неудовлетворенным, гражданин РФ и иностранец, который находится в России, может обратиться в различные международные органы, например, в Европейский суд по правам человека в г. Страсбурге, в Комитет ООН по правам человека[5].
Так, ряд граждан РФ уже обращались в Европейский суд по правам человека с исками против российского государства, некоторые иски были Судом удовлетворены, а на государство были наложены определенные денежные взыскания в пользу потерпевших от действий органов или же должностных лиц государства, которые нарушили основные права человека.
При определенном отклоняющемся поведении личности различные государственные органы в строгом соответствии с действующим законодательством могут применять различные санкции. Так, при совершении какого-либо преступления к виновному лицу может быть применено определенное наказание.
Современное государство может требовать уплаты всех установленных законом налогов, определенные средства от которых идут на затраты для выполнения так называемых «общих дел», а это оборона государства и содержание государственного аппарата для управления всем обществом, соблюдения общественного порядка.
В случаях различных нарушений могут применяться различные штрафные санкции, то есть административная ответственность. Также существует и гражданско-правовая ответственность человека перед государством, то есть кроме возмещения ущерба также возможными являются и прочие взыскания.
Для служащих ряда категорий также предусматривается и дисциплинарная ответственность, например, выговор или понижение в должности. В отношении депутатов представительных органов, а также выборных должностных лиц могут применяться различные формы конституционно-правовой, а также политической ответственности, например, досрочный отзыв депутата, роспуск определенного представительного органа, а также увольнение в отставку, отрешение от должности.
Определенные меры конституционно-правовой ответственности применяются, если судом предварительно будет установлено некоторое нарушение Конституции РФ и действующего законодательства, а предупреждения об исправлении актов, которые противоречат Конституции РФ, федеральным законам, не выполнены.
Обладая различными правами, современное государство несет и различные обязанности по отношению к индивиду. Так, организуя охрану общественного порядка, применяя подчиненные его органам полицию и внутренние войска, государство обязано защищать человека, гражданина. В соответствии с определенными конституционными формулировками о так называемом «социальном государстве» оно должно предоставлять всем индивидам различные социальные услуги, а это:
— образование и здравоохранение;
— определенное пенсионное обеспечение;
— забота об условиях труда и отдыха и прочее[6].
Государство сегодня в РФ должно принимать различные меры по существенному улучшению качества жизни всех граждан.
Таким образом, можно говорить о том, что далеко не всегда определенные отношения личности и государства являются правовыми. Как отмечалось выше, существует огромное количество фактических отношений, которые не нуждаются в урегулировании ключевыми правовыми нормами. Также нельзя сбрасывать со счетов различные случаи отклоняющегося правонарушающего поведения человека. Государство, со своей стороны, а также его органы могут иногда нарушать установленные им правовые нормы, при этом, не обеспечивает все необходимые гарантии личности.
[1] Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2013. с. 174
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014№ 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ от 04.08.2014. — № 31. — ст. 4398
[3] Курашвили Б. П. Очерк теории государственного управления. — М.: Наука, 2013. с. 87
[4] Митин А. Н.Системные основы государственного и муниципального управления : учебное пособие. – Екатеринбург: УрГЮА, 2015. с. 75
[5] Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы / В.Д. Самойлов. — Юнити-Дана, Закон и право — Москва, 2013. с. 41
[6] Пикулькин А. В. Система государственного управления Издательство. – М.: Юнити-Дана, 2013. с. 141