Характеристика профессиональной деятельности Илона Маска

Первой компанией, которую основал Илон Маск, стал стартап Zip2. Предприниматель запустил проект вместе со своим братом Кимбалом в 1995 году. Zip2 производила программное обеспечение, дающее новостным изданиям возможность размещать контент в интернете и предлагать своим клиентам дополнительные платные сервисы.

Скачать текст в WORD

Одним из инвесторов компании стал фонд Mohr Dawidov Ventures. Партнеры фонда начали планировать перепродажу Zip2, но Маск убедил их, что ее потенциал еще не до конца раскрыт, и в перспективе стартап может стоить больше. В число клиентов Zip2 входили такие издания, как The New York Times, Pulitzer Publishing. В 1998 году руководство компании объявило о грядущем слиянии с CitySearch. Сделка так и не была закрыта, а через год – в 1999 году – стартап выкупила организация Compaq, заплатив за Zip2 $304 млн. Элону Маску, доля которого в компании на тот момент составляла 7%, досталось $20 млн.

В 1999 году, после продажи своей первой компании, Маск создал X.com – систему платежей через электронную почту. В 2000 году X.com слилась с Confinity, в состав которой входил сервис электронных платежей PayPal, основанный Питером Тилем. В планах руководства X.com было слияние двух платежных систем, но видение Маска отличалось от мнения других членов совета директоров. Внутренние разногласия закончились вынужденной отставкой Маска в 2000 году – однако он сохранил свою долю в компании (самую большую из всех владельцев X.com – 11,7%). В PayPal проект был переименован уже после ухода Элона. В феврале 2002 года организация разместила свои акции на бирже, а в октябре была куплена eBay за $1,5 млрд. Маску досталось $165 млн.

В 2002 году Элон Маск основал Space Exploration Technologies Company (SpaceX) – первую частную компанию, осуществлявшую полеты в космос. Маск вложил в ее развитие более $100 млн. Однако мало кто верил, что частная компания способна составить конкуренцию государственным космическим агентствам.

В 2006 году прошли испытания первой ракеты-носителя SpaceX – Falcon1. В результате инженерам удалось вывести на орбиту малазийский спутник. В 2008 году Маском был заключен сенсационный контракт с NASA – на сумму $1,6 млрд. По условиям сделки SpaceX должна была осуществить 12 полетов на международную космическую станцию. Договор положил конец спорам о том, могут ли полеты в космос стать более дешевыми и сможет ли коммерческая организация конкурировать с NASA.

В 2012 году глава SpaceX объявил о своих планах по исследованию и колонизации Марса. Он намеревался высадить на Марс сначала небольшое количество людей – 10-15 человек – и большой объем полезного груза вместе с ними (до 100 тонн). Позднее, по его расчетам, колонию можно было бы расширить до 80 тысяч человек. По мнению предпринимателя, исследование Марса позволит установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $500 тысяч – что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению и других планет.

По задумке предпринимателя, вместе с первыми колонизаторами на Марс должны будут отправиться машины для производства промышленного метана и кислорода, а также большое количество другого оборудования. План И. Маска состоит в том, чтобы с каждым новым рейсом посылать на Марс материалы для строительства прозрачных куполов, которые потом можно будет накачивать кислородом, чтобы воссоздать привычную для человека атмосферу. Таких куполов будет становиться все больше и больше, и каждый раз количество материалов, погруженных в очередной транспортный корабль, будет уменьшаться – освобождая место для большего числа людей. Маск отмечает, что поначалу такие рейсы будут осуществляться не очень часто из-за их дороговизны.

Для транспортировки грузов будет разработана система Mars Colonial Transporter. Что она из себя представляет, SpaceX и сам Маск пока не раскрывают. Говорят лишь, что это совершенно новая система, не существовавшая ранее. Компанией уже разработан космический двигатель для этой миссии – Raptor. Он представлен в двух версиях – стандартной и вакуумной.

Отметим, что в реализации данной идеи имеются определенные сложности. В 2014 году в ходе испытаний ракеты Falcon9R, идентичной Falcon9, космический аппарат взорвался сразу же после запуска. По словам представителя SpaceX Джона Тейлора, в двигателе ракеты была обнаружена некая «аномалия», которая привела к срабатыванию автоматической системы отмены полета. 10 января 2015 года состоялся еще один запуск ракеты-носителя, уже более удачный: спутник успешно достиг орбиты, однако аккуратно посадить первую ступень Falcon9 не удалось – она слишком жестко приземлилась на специальную платформу и часть оборудования была серьезно повреждена.

Элон Маск планирует существенно снизить стоимость выведения космических аппаратов в космос. Сейчас цена одного запуска ракеты-носителя Falcon9 составляет от $56 до $77 млн., в то время как запуск российского «Протона» и европейского Ariane5 обходятся в $100 млн и $200 млн соответственно. Однако масса полезной нагрузки «Протона» практически в два раза больше (23 тонны против 13 тонн), так что о серьезном удешевлении говорить пока рано.

Размещения акций SpaceX на бирже пока не произошло – компания остается частной. Она прибыльна, и, по данным издания Motley Fool, общий доход SpaceX за 12 лет ее существования составил $4 млрд.

В 2004 году Маск инвестировал в производителя электрокаров Tesla $70 млн личных средств и возглавил совет директоров компании. Первым автомобилем, выпущенным компанией, стал Tesla Roadster. В его основу был положен автомобиль Lotus Elise, выпускавшийся компанией Lotus Сars. Инженеры сменили всю «начинку» машины, а на место бензинового двигателя установили 6381 аккумулятор.

Начало серийного производства Roadster было запланировано на сентябрь 2007 года, но оказалось, что себестоимость автомобиля намного выше, чем его запланированная рыночная стоимость. Последовали массовые увольнения (помимо многих сотрудников был уволен и один из основателей компании Мартин Эберхадр), поиск новых поставщиков и переработка основных компонентов электрокара, выход первого автомобиля был отложен. Тогда И. Маск принял решение поднять цену на уже предзаказанные автомобили – что вызвало волну недовольства у покупателей и волнения в прессе.

В 2008 году вышла первая партия Tesla Roadster. В итоге, вместо запланированных $25 млн для вывода автомобиля на рынок компании пришлось потратить $140 млн. В 2009 году Tesla анонсировала ModelS – седан премиум-класса. Сразу после этого организации удалось привлечь $50 млн дополнительных инвестиций.

В 2010 году компанию настигли еще большие проблемы. После выпуска первой партии Roadster Маск, который к тому времени уже занимал пост генерального директора компании, объявил, что собирается разместить акции Tesla на бирже. Для осуществления IPO ему понадобилось бы $100 млн, но вкладываться в организацию никто не спешил. Тогда Элон решил профинансировать компанию из собственных средств.

Одновременно с этим на рынок вышла вторая партия Roadster, у которой через короткое время после запуска был обнаружен заводской брак. В ходе эксплуатации автомобилей выяснилось, что низковольтный провод, питающий фары, поворотники и подушки безопасности, может перетираться и вызывать короткое замыкание в районе передней правой фары. Подобный дефект, по словам представителей компании, мог наблюдаться у 459 автомобилей. Tesla пришлось объявить об отзыве бракованной партии. Компания оказалась на грани банкротства.

В июне 2010 года Tesla провела IPO. Несмотря на мрачные прогнозы аналитиков, в первый же день цена за одну акцию компании выросла на 41%, и производителю электрокаров удалось привлечь $226 млн. Поставки автомобиля Tesla Model S в Соединенных Штатах стартовали в 2012 году. Ограниченная партия в 1000 автомобилей была очень быстро раскуплена. В 2013 году автомобиль был признан самым безопасным в мире по системе рейтингов NHTSA.

Благодаря успешному размещению акций и выпуску второго электрокара компании удалось выплатить правительственный кредит и даже впервые в своей истории закончить квартал без убытков (первый квартал 2013 года). 6 октября 2014 года Tesla представила новый автомобиль – Model S P85D. Его основным отличием от предшественника стало наличие полного привода. Model S может разгоняться до 100 км в час всего за 3,2 секунды. Также в 2014 г. компания анонсировала запуск программы возврата автомобилей Model S – планировалось, что они будут перепродаваться компанией за полцены.

Осенью 2018 года ряд трейдеров и акционеров Tesla подали в суд на Маска и обвинили главу компании в нарушении закона о ценных бумагах. Расследованием по данному административному делу занялась Федеральная комиссия по ценным бумагам США (SEC). В иске утверждалось, что Маск намеренно выдавал ложную информацию в Twitter-аккаунте, чтобы повлиять на цену акций Tesla. В своем личном аккаунте глава компании заявил о решении сделать Tesla частной фирмой и о том, что уже нашел финансы для выкупа акций. В сообщениях он также указал на то, что планирует выкупить ценные бумаги из расчёта 420 $ за акцию, то есть выше их рыночной стоимости.

Из-за критики со стороны пользователей социальной сети и акционеров Маск решил оставить Tesla публичной компанией. В сентябре 2018 года Министерство юстиции США параллельно с административным делом завело уголовное дело в отношении компании Tesla. По иску SEC Маску грозил запрет на занятие руководящих должностей в публичных компаниях.

29 сентября 2018 года Маск и SEC урегулировали в досудебном порядке эти обвинения. Согласно договоренности, Маск останется руководителем компании Tesla, однако не сможет занимать пост председателя совета директоров три года. Кроме того, он должен выплатить штраф в размере 20 миллионов долларов. Такой же штраф был наложен на компанию Tesla.

Проект Элона Маска SolarCity также отличается своей амбициозностью. Компания, основанная предпринимателем в 2006 году, занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity – один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

К 2040 году, как считает Маск, солнечная энергетика будет давать до 40% всей электроэнергии в мире. Предприниматель планирует наладить «безотходное производство» – отправлять износившиеся автомобильные аккумуляторы на электростанции. Дело в том, что даже износившаяся на 30% батарея уже непригодна для использования в электрокаре, а на электростанции способна прослужить еще много лет.

В 2012 году Элон Маск, помимо объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект – высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop. Задумка похожа на капсулы, в которых в больших офисах доставляют документы в другие отделы – только размером в человеческий рост. В одну такую капсулу должно поместиться 28 человек.

Через год после этого Маск раскрыл планируемые спецификации проекта. Диаметр трубопровода составит 2,2 метра, а сама капсула будет диаметром 1,35х1,1 метров. Перемещаться по трубам транспорт будет за счет низкого давления, поддерживаемого в трубопроводе, аэродинамики и закачивания воздуха в образующийся зазор между поверхностями. Hyperloop позволит преодолевать расстояние в 550 км менее, чем за полчаса. Кроме того, билет на такую капсулу обещает стоить довольно дешево, потому что строительство Hyperloop-магистрали обойдется гораздо дешевле, чем железная дорога.

Скачать текст в WORD

15 января 2015 года предприниматель объявил о своем намерении построить специальный трек для испытаний транспорта. По предварительным сведениям, проект будет реализован в Техасе. Тестировать свои капсулы на нем смогут исследовательские и студенческие команды, а в будущем, возможно, будут организованы конкурсы среди таких команд.

Еще одна область, которая интересует Маска – разработка искусственного интеллекта. В марте 2014 года Маск вложил $40 млн в компанию Vicarious FPC, занимающуюся разработкой искусственного интеллекта. Основатели проекта планируют скопировать области коры головного мозга, которые отвечают за сенсорное восприятие, мышление, моторику, речь – и преобразовать в программный код.

В июне 2014 года предприниматель заявил, что компания, подобная SkyNet, может быть создана уже через пять лет – и человечеству стоит задуматься, как этому воспрепятствовать. 15 января 2015 года стало известно о том, что Маск направил $10 млн в институт, занимающийся исследованиями в области безопасности человеческого будущего. Он также составил письмо для ученых, в котором подробно описал, что именно им предстоит сделать, как распоряжаться полученными деньгами, и какие цели перед ними стоят. В целом можно говорить о том, что проекты, предлагаемые Илоном Маском, отличаются амбициозностью, своевременностью реализации, учетом тенденций развития мирового сообщества. Основанные Маском компании являются известными в своей сфере и приносят своему владельцу значительный доход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *