Характеристика особенностей организации единого казначейского счета в зарубежных странах

Изучение международного опыта функционирования единого казначейского счета имеет важное значение для понимания сути этого процесса, и формирования целостного представления об организации и различиях единого казначейского счета в различных странах.

В первую очередь остановимся на обзоре нормативной документации, которая регулирует аккумулирование средств в рамках казначейской системы различных стран на международном уровне.

Нормативные документы международного характера, которые регулируют общие основы процесса исполнения бюджета, в том числе в условиях функционирования казначейской системы, приведены на рисунке 16

Таким образом, нормативные документы, отражающие общие принципы управления общественными финансами, содержат следующие основы, в том числе определяющие порядок управления финансами в рамках казначейской системы (в условиях функционирования единого казначейского счета):

имеются документы, отражающие общие правила управления общественными финансами на международном и национальном уровнях. Эти документы являются обязательными для исполнения всеми странами в тех случаях, когда они не носят рекомендательный характер.

в отдельных документах (рисунок 16), уточняются правила управления финансами и организации процесса исполнения бюджета в рамках функционирования единого казначейского счета.

1.Нормативные требования, обязательные для исполнения

1.Нормативные требования, обязательные для исполнения

К этой группе документов могут быть отнесены финансовые нормы и правила ответственного и эффективного управления, которые закреплены в договорах Европейского союза и внутренних регламентах каждой страны

К этой группе документов могут быть отнесены финансовые нормы и правила ответственного и эффективного управления, которые закреплены в договорах Европейского союза и внутренних регламентах каждой страны

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВЫ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВЫ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Содержат общие принципы эффективного управления общественными финансами различных стран

Содержат общие принципы эффективного управления общественными финансами различных стран

2.Международные кодексы надлежащей практики

2.Международные кодексы надлежащей практики

3.Международные рекомендации в части организации эффективного управления общественными финансами

3.Международные рекомендации в части организации эффективного управления общественными финансами

Такие правила детализирует положения соответствующих кодексов и содержат уточненные правила и нормы управления общественными финансами

Такие правила детализирует положения соответствующих кодексов и содержат уточненные правила и нормы управления общественными финансами

4.Национальные кодексы и рекомендации

4.Национальные кодексы и рекомендации

Содержат правила управления финансами, адаптированные к особенностям той или иной страны

Содержат правила управления финансами, адаптированные к особенностям той или иной страны

5.Инструменты мониторинга и оценки

5.Инструменты мониторинга и оценки

Содержат формы отчетов и оценки системы управления общественными финансами на различных уровнях (в том числе в рамках казначейской системы)

Содержат формы отчетов и оценки системы управления общественными финансами на различных уровнях (в том числе в рамках казначейской системы)

Содержит принципы комплексного анализа бюджетных процедур для разных стран мира (60 стран)

Содержит принципы комплексного анализа бюджетных процедур для разных стран мира (60 стран)

6.Совместное использование информации

6.Совместное использование информации

Рис.16. Обзор документов, регулирующих основы управления общественными финансами (в том числе в рамках казначейской системы) в зарубежных странах

Следовательно, имеется целый комплекс документов, определяющих особенности формирования единого казначейского счета, организации процесса управления и контроля за этим счетом.

Рассмотрение международного опыта начнем с изучения особенностей функционирования единого казначейского счета в рамках казначейской системы США и Канады.

Важной особенностью развития системы единого казначейского счета в Канаде является то, что за организацию и исполнение бюджетных функций и выполнение функций единого казначейского счета в этой стране отвечает не Федеральное казначейство (обязанности которого отличаются от функций казначейства России). Функции по управлению и обслуживанию единого казначейского счета выполняет Министерство общественных работ и правительственных служб Канады. Именно в этом заключается основное отличие процесса функционирования единого казначейского счета в Канаде от других стран, в том числе от России.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА В США

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЕДИНОГО КАЗНАЧЕЙСКОГО СЧЕТА В США

В США функции казначейства являются достаточно многочисленными. Так, в полномочия Казначейства США помимо иных обязанностей входят следующие (рисунок 17).

1.Управление средствами Федерального Правительства, которые полностью аккумулируются на едином счете (открывается в Федеральном резервном банке США)

1.Управление средствами Федерального Правительства, которые полностью аккумулируются на едином счете (открывается в Федеральном резервном банке США)

2.Управление и принятие решений в части функционирования различных звеньев бюджетной системы

2.Управление и принятие решений в части функционирования различных звеньев бюджетной системы

3.Важной особенностью является то, что Казначейство только организует процесс распределения ресурсов в рамках системы Единого счета.

3.Важной особенностью является то, что Казначейство только организует процесс распределения ресурсов в рамках системы Единого счета.

Рис.17. Особенности функционирования единого казначейского счета в США

Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным отличием процесса функционирования единого счета в США является то, что такой счет предназначен не для обеспечения бюджетной системы, а для того, чтобы обеспечить нужды и потребности Федерального Правительства. В этом заключается главное отличие процесса организации системы единого казначейского счета в США от России.

В целом следует отметить, что главное отличие единого счета в России по сравнению с США и Канадой заключается в целевой направленности счета. То есть, если в общем виде можно сказать, что в России такой счет аккумулирует средства участников бюджетного процесса, то в США и Канаде функции счета несколько иные, что, безусловно связано с особенностями организации финансовой и бюджетной системами в этих странах.

Далее рассмотрим особенности организации системы единого казначейского счета в Германии и Франции.

Важно подчеркнуть, что если функции казначейства в США и Канаде принципиально отличаются от российской системы, то во Франции функции Казначейства в части аккумуляции бюджетных средств и функционирования единого казначейского счета во многом соответствуют российским правилам и требованиям.

Так, во Франции обязанности по исполнению бюджетов возложены на Министерство экономики, финансов и промышленности. В структуре этого министерства выделяют следующие подразделения:

Управление бюджета (орган, отвечающий за процедуру подготовки, утверждения и методологию исполнения бюджета);

Главное управление по учету государственных финансов — собственно государственное казначейство Франции;

Дирекция казначейства — агентство «Франс-трезор» (АФТ).

Функции Государственного казначейства Франции в рамках принципа единства кассы представим на рисунке 18.

Следовательно, можно сказать о том, что казначейство Франции выполняет функции и обязанности, связанные с организацией процесса исполнения бюджета, контроля мониторинга и оценки.

Далее кратко опишем технологию формирования и осуществления операций на едином казначейском счете во Франции.

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ФРАНЦИИ В РАМКАХ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ФРАНЦИИ В РАМКАХ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

1.Консолидация всех средств государства и его административно-территориальных единиц, казенных предприятий

1.Консолидация всех средств государства и его административно-территориальных единиц, казенных предприятий

2.Учет средств в рамках бюджетной системы и по внебюджетной деятельности

2.Учет средств в рамках бюджетной системы и по внебюджетной деятельности

3.Контроль за целевым расходованием бюджетных средств, оценка и мониторинг

3.Контроль за целевым расходованием бюджетных средств, оценка и мониторинг

Рис.18. Полномочия Государственного казначейства Франции в рамках казначейской системы исполнения бюджета

Государственное казначейство в рамках принципа единства кассы осуществляет консолидацию всех средств бюджетов государства и его административно-территориальных единиц, казенных предприятий, а также средств по учету внебюджетной деятельности на едином доходно-расходном казначейском счете, на котором отражаются все движения денежных средств государства и его корреспондентов. Непосредственно в Банке Франции открыт один центральный казначейский счет (центральный единый казначейский счет) и в его территориальных подразделениях — операционные счета (с обязательным режимом ежедневного сальдирования, самостоятельно осуществляемого Банком).

Информация обо всех операциях на центральном едином казначейском счете ежедневно поступает в агентство АТФ, являющееся администратором данного счета. Государственные бухгалтеры казначейской системы в соответствии с бюджетной росписью после предварительного и текущего контроля платежных, а также подтверждающих документов, представленных распорядителями и получателями бюджетных ассигнований, принимая положительное решение об оплате, дебетуют операционные счета. В случае, когда поступления доходов в бюджет соответствующего уровня превышают совокупную массу расходов, операция проводится немедленно.

Интересным представляется особенности организации бюджетного процессам в Германии. Отметим, что в этой стране каждый уровень бюджетной системы обслуживает себя самостоятельно, то есть связь между звеньями системы является достаточно слабой.

Функции именно кассового исполнения бюджета возложены на Федеральные кассы, которые имеют территориальную подчиненность, и во главе с Главной Федеральной кассой находятся в подчинении Федерального ведомства по финансам.

Главная Федеральная касса осуществляет функцию единого расчетного центра для всех касс, а, кроме того, ведет Главную книгу, управляет единым счетом ФРГ.

Таким образом, из двух рассмотренных европейских стран, именно во Франции система казначейского исполнения бюджета и процесс функционирования единого казначейского счета схожи с такими же процессами в России.

В Великобритании казначейство, которое также носит название Казначейство ее Величества, выполняет многочисленное количество функций, связанных с формированием и исполнением государственного бюджета, а также реализацией финансовой и экономической политики страны. Казначейство имеет разветвленную структуру. При этом, в рамках Казначейства, кассовое исполнение бюджета осуществляется посредством счета Консолидированного фонда, и счета Национального фонда займов (рисунок 19).

1.Средства со счета Консолидированного фонда могут выделяться только с разрешения соответствующих лиц (контролера, главного аудитора)

1.Средства со счета Консолидированного фонда могут выделяться только с разрешения соответствующих лиц (контролера, главного аудитора)

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО СЧЕТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

2.Основными поступлениями на счет являются налоги (95% от общей величины поступлений)

2.Основными поступлениями на счет являются налоги (95% от общей величины поступлений)

5.Казначейство выполняет функции по планированию и прогнозированию бюджетных доходов и расходов

5.Казначейство выполняет функции по планированию и прогнозированию бюджетных доходов и расходов

4.Счет национального Фонда займов предназначен в основном для обслуживания государственного долга

4.Счет национального Фонда займов предназначен в основном для обслуживания государственного долга

3.Расходы, проводимые по счету, делятся на расходы Парламента, и расходы (условно-постоянные), не связанные с деятельностью Парламента

3.Расходы, проводимые по счету, делятся на расходы Парламента, и расходы (условно-постоянные), не связанные с деятельностью Парламента

Рис.19. Особенности функционирования единого счета в рамках казначейской системы Великобритании

Таким образом, казначейская система и процесс функционирования единого счета в Великобритании являются достаточно сложными по сравнению с Россией.

Нами изучены основы формирования и развития системы единого счета в рамках казначейских систем разных стран. На основе выполненного исследования составим сравнительную таблицу (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ процесса функционирования единого казначейского счета в зарубежных странах и в России

Сравниваемый параметр

Общее в зарубежных странах (или с указанием определенной страны)

Российский опыт

1.Наличие или отсутствие единого счета (или единого казначейского счета)

В целом в большинстве европейских стран имеется единый счет, однако его целевая направленность бывает различной

В России единый казначейский счет функционирует для обеспечения эффективности бюджетного процесса

2.Функции казначейства (или других органов) в рамках единого казначейского счета

Функции казначейства (других органов) по обслуживанию единого счета, как правило, сводятся к следующим моментам:

-аккумулирование бюджетных средств;

-управление бюджетными средствами;

-контроль и мониторинг

В России функции Федерального казначейства в части функционирования единого казначейского счета четко определены на уровне законодательства

  1. Сложность процесса реализации единого казначейского счета

Наиболее сложным является процесс функционирования единого счета в Великобритании

В России сложность связана с особенностями бюджетной системы, территориальной расположенностью и другими факторами

4.Положительные черты современных систем организации единого счета

Наличие практически во всех странах информационных технологий, обеспечивающих эффективное функционирование единого казначейского счета

Наличие информационных технологий: системы «Электронный бюджет», а также открытая публикация данных Федерального казначейства в Интернет

5.Отрицательные параметры

Наиболее значимым негативным моментом является сложность процесса функционирования единого счета

В России помимо такой же проблемы, как и в зарубежных странах, существует проблема удаленности территорий и ряд других негативных факторов

Таким образом, несмотря на то, что система единого счета во многих странах сложилась на основе исторических факторов, ее реализация на современном этапе сталкивается с рядом трудностей и проблемных аспектов, решение которых зависит от практики функционирования казначейской системы различных стран.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *