Основными актуальными направлениями развития современной казначейской системы являются: кассовое обслуживание, учет и отчетность, финансовый контроль и мониторинг, а также информационные технологии. Они наиболее полно отражают роль казначейства как платежной, учетной, контрольной и информационной системы в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований, повышают эффективность работы государственного аппарата и его финансовую прозрачность, а кроме того, обеспечивают сохранность бюджетных средств.
На основе деятельности Федерального казначейства лежит план, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации. Для его реализации подготовлена Стратегическая карта Казначейства России, рассчитанная до 2020 года и охватывающая все направления деятельности и ключевые показатели эффективности. Согласно этой карте основные компоненты стратегии развития казначейской системы: государственная власть, клиенты и граждане; финансовое обеспечение деятельности; внутренние функциональные и управленческие процессы; кадры.
Актуальные стратегические цели Казначейства России включают в себя:
- Обеспечение кассового обслуживания субъектов сектора государственного управления.
- Обеспечение казначейского сопровождения средств.
- Обеспечение содействия эффективному управлению финансовыми ресурсами государства.
- Обеспечение деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций
- Формирование единого информационного пространства финансовой деятельности публично- правовых образований Российской Федерации
- Обеспечение надежности функционирования Казначейства России и устойчивости казначейской системы
В 2016 году с целью пополнения ликвидности единого счета федерального бюджета привлекались остатки средств, поступающие во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, остатки средств неучастников бюджетного процесса с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, а также остатки средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации со счетов Межрегионального операционного управления Федерального казначейства.
Таким образом, в 2016 году привлечены значительные денежные средства в размере 9,1 трлн.рублей (по оборотам).
Большая помощь – за счет казначейского сопровождения.
Среднедневная дополнительная ликвидность составила 988,2 млрд. рублей.
29 декабря 2016 года все привлеченные денежные средства были возвращены на соответствующие счета ТОФК.
Кроме того, начиная с этого года, на ЕКС также аккумулируются средства территориальных органов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (кроме территориальных фондов обязательного медицинского страхования), что значительно увеличивает ликвидность на ЕКС. Так среднедневной остаток привлеченных средств за январь – февраль 2017 года составил 1 230,4 млрд. рублей.
В целях реализации статьи 226.1 Бюджетного кодекса Российской Федерациив 2016 году Федеральным казначейством проведена активная работа по внедрению Порядка утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельных объемов оплаты денежных обязательств, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. № 204н.
Было осуществлено полномасштабное внедрение механизма доведения и контроля предельных объемов оплаты денежных обязательств, утвержденных главным распорядителям средств федерального бюджета, а также механизма мониторинга непревышения кассовыми выплатами предельных объемов финансирования, доведенных до главного распорядителя средств федерального бюджета.
В настоящее время механизм отработан и совершенствуется. Активная работа в этом направлении будет продолжена и в 2017 году.
Реализация данного инструмента в целом осуществляется без сбоев, синхронно осуществляется соответствующая доработка ППО.
На сегодняшний день в целях эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращения срока их прохождения до получателей, сохранности, обеспечения централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней, а также получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета, возникает необходимость оптимизации потоков движения средств федерального бюджета и сосредоточения их на едином казначейском счете (ЕКС).
В подавляющем большинстве государств существуют такие виды деятельности, которые не полностью покрываются за счет бюджетных средств. Поэтому целесообразной представляется ситуация, при которой вся ликвидность госбюджета сосредотачивается на основном счете, что позволяет целиком использовать все свободные остатки для осуществления необходимых платежей. Таким образом, мы подходим к понятию ликвидности ЕКС.
Это понятие не ограничивается одним значением, т.е. «ликвидность» для каждой сферы деятельности несет свои определенные характеристики, при которых то или иное положение дел будет считаться более выгодным.
Что касается использования понятия «ликвидность» в бюджетном секторе, то следует отметить дискуссию в научно-периодических изданиях, связанных с управлением средствами на едином казначейском счете.
Особо следует выделить определение, данное С.Е.Прокофьевым и В.Н.Саранцевым, где ликвидность ЕКС можно определить как «способность в определенный временной период произвести своевременную оплату денежных обязательств за счет средств федерального бюджета».
Положение, при котором на едином счете федерального бюджета образуются временно свободные денежные остатки, вследствие разницы в сроках и объемах поступлений в бюджет и осуществления выплат с единого счета, можно охарактеризовать избытком денежных средств на счете. Обозначенная ситуация обладает положительным аспектом, так как в федеральный бюджет могут поступить дополнительные средства от размещения временно свободных остатков на финансовом рынке в виде доверительного управления и банковских депозитов.
Опираясь на зарубежный опыт, можно судить о том, что управление ликвидностью сочетает в себе следующие перспективные возможности, а именно – получение дополнительного дохода бюджета за счет размещения временно свободного остатка и обеспечение необходимого минимального уровня денежных средств на едином счете, в том числе позволяет контролировать риски
Деятельность Федерального казначейства в области выполнения расходных и доходных операций при исполнении федерального бюджета является одной из главной составляющей проведения эффективной политики в области управления публичными финансами.
Акцентируя внимание на модернизации казначейской системы необходимо сосредоточить внимание на вопросе исследуемой темы — механизме управления казначейским счетом, а именно, на управление ликвидностью Единого казначейского счета. Цель этих механизмов – более качественное и эффективное управление бюджетными средствами, направленное на обеспечение безусловного исполнения расходных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.
На сегодняшний день существует практика, при которой временно свободные средства федерального бюджета Казначейство России в целях управления ликвидностью Единого казначейского счета размещает на банковских депозитах на основании ст. 236 Бюджетного Кодекса РФ.
Следует отметить, что депозиты казначейской системы РФ являются дополнительным механизмом управления текущей ликвидностью банков, в отличие от РЕПО (сделка покупки/продажи ценной бумаги с обязательством обратной продажи/покупки через определенный срок по заранее определенной цене), не требующего обеспечения в виде ценных бумаг. В этом же состоит его безусловное преимущество.
Особое значение в области мобилизации дополнительных средств на едином счете бюджета приобрел технический прием обеспечения поддержки ликвидности Единого казначейского счета путем концентрации временно свободных остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение со счетов территориальных органов Федерального казначейства. Счета данной операции: № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» и № 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации».
Распространение механизма взаимного кредитования бюджетов через кассовое обслуживание органами Федерального казначейства стало дополнительным рычагом управления ликвидностью ЕКС.
Следует отметить, что ключевым направлением совершенствования деятельности Федерального Казначейства является развитие процессов и процедур управления свободных остатков на едином казначейском счете бюджета. Но, тем не менее, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые препятствуют работе Федерального казначейства осуществить полноценный переход на новую стадию развития казначейских технологи.
Существенным недостатком является неполный охват системой БЭСП отделений Федерального казначейства в Российской Федерации. Также, не рассматривается вопрос о доработке электронных сообщений применяемых в БЭСП в части обеспечения совместимости с международными форматами.
Главная же проблема в вопросе управления свободными денежными средствами РФ – это несовершенство действующего механизма, который не позволяет эффективно распоряжаться средствами государственного бюджета.
Переход к инновационным путям развития Федерального Казначейства РФ требует принципиально нового подхода к управлению ликвидными средствами ЕКС.
Для повышения эффективности размещения свободных остатков денежных средств Казначейства России на банковских депозитах предлагается рассмотреть несколько подходов к данному вопросу.
В целях обеспечения соответствия международным стандартам применяемого сервиса БЭСП Федеральным Казначейством совместно с Банком России необходимо рассмотреть постепенный переход российского Казначейства к новому шлюзу БЭСП-SWIFT. Использование новой сети БЭСП-SWIFT поможет открыть Федеральному Казначейству РФ новый виток развития собственных коммуникационных технологий, который обеспечит соответствие всем международным стандартам.
Ключевым моментом перспективного развития механизма управления временно свободными средствами федерального бюджета является перераспределение функций между Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством и ЦБ РФ.
В целях эффективного размещения средств государственного бюджета на банковских депозитах необходимо обратить внимание на такую технологию, как операция валютный своп, которая помогает заработать на ризнице в курсе валют.
Также, в практическом плане, возможно предложить ввести такой действенный инструмент, как операция «овернайт», и использовать данную технологию при размещении свободных денежных средств на депозиты.
Перспективным подходом в рамках управления ликвидностью ЕКС, может стать использование банковской технологии «Сash concentration». Эта технология, заимствованная у финансовых корпораций, вполне реализуема в системе публичных финансов имеет характеристики казначейства, необходимые для решения поставленных задач.
Необходимым представить и тот факт, что дальнейший ориентир управления ликвидностью ЕКС должен быть направлен на краткосрочные размещения денежных средств внутри года.
В то же время, углубляясь в анализ исследуемой темы, стоит обратить внимание и на региональный уровень, где необходима как законодательная инициатива, так и практическая реализация внедряемых механизмов управления.
С учетом мирового опыта и складывающихся возможностей Федерального казначейства при создании отечественной модели необходимо ориентироваться на вариант «рыночного финансирования», базируясь на прогрессивных принципах организации процесса управления денежными ресурсами бюджета.
В сфере управления ликвидностью государственных активов и пассивов можно добиться серьезного успеха, обеспечивая своевременную концентрация средств бюджета, которая будет способствовать развитию технологий управления ликвидности единого счета.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что наряду с сохранением стабильности государственного бюджета, необходимо думать и об эффективности использования и размещения денежных средств, а также о совершенствовании сопутствующих методов и инструментов поддержки развития всей казначейской системы, в перспективе здесь может быть применено внутреннее кредитование средств федерального бюджета, за счет общего остатка средств на ЕКС.
Однако в целях повышения эффективности процессов управления финансовыми ресурсами Российской Федерации в 2016 году разработан, опробован и внедрен механизм ежедневного таргетирования остатков средств федерального бюджета.
Разработаны предложения по совершенствованию управления денежными средствами в части таргетирования остатка на ЕКС.
Проведен эксперимент в апреле-мае 2016 г. в части ежедневного таргетирования остатка на ЕКС, в результате которого достигнуты следующие результаты:
— обеспечено снижение остатка на ЕКС в отдельных периодах до 200,0 млрд. рублей, а в отдельных случаях менее 200,0 млрд. рублей;
— повышено качество кассового планирования на краткосрочную перспективу;
— перевыполнен план по доходам по инструменту ежедневного управления ликвидностью (РЕПО-overnight).
Значительное перевыполнение плана по доходам от размещения временно свободных средств было достигнуто благодаря внедрению механизма ежедневного таргетирования остатков средств на ЕКС, который позволил в определенные периоды прошлого года существенно снижать остаток на ЕКС и получать максимальный доход от управления средствами.
В 2017 году предстоит развитие механизма ежедневного таргетирования остатков средств федерального бюджета на более длительные периоды.
Таким образом, принимая во внимание сложившуюся практику кассового исполнения федерального бюджета в Российской Федерации, структуру единого счета федерального бюджета и переход к управлению ликвидностью единого счета, можно сделать вывод об имеющихся потенциальных возможностях казначейской системы для дальнейшей модернизации системы управления ликвидностью Единого казначейского счета.
Поэтому, предложенные выше меры способны существенно повлиять на качество проводимых работ в сфере новаций Казначейства, будут способствовать рациональному и оперативному менеджменту в секторе государственного управления, что приведет к минимизации привлечения средств суверенных фондов на сбалансированность федерального бюджета, получению дополнительных процентных доходов от размещения временно свободных средств федерального бюджета и использованию новых технологий по привлечению дополнительных резервов.