Государственные методы регулирования банковской налоговой системы

Налоговое регулирование банков оказывает существенное влияние на экономику страны и является инструментом государства для достижения определенных целей. С помощью воздействия на налоговую систему, государство может как стимулировать, так и сдерживать деятельность коммерческих банков по нужным направлениям.

Методы государственного регулирования различных направлений экономики страны делится на два вида:

методы прямого регулирования

косвенные методы

Методы прямого регулирования характеризуются рядом признаков:

прямое воздействие на решения объектов, на которых направлены методы;

обязательный характер;

однозначность формулировки;

наличие органов, контролирующих правильность выполнения норм и применяющих меры, за их неисполнение.

Косвенные методы также обладают рядом особенностей:

воздействие через создание ситуаций, стимулирующих объекты к совершению определенных действий;

объекты воздействия не ограничены конкретными формулировками и вправе выбирать модель поведения по своему усмотрению;

наличие механизма разрешения противоречий, защищающий каждую из сторон возникающих отношений.

На сегодняшний день, налоговая система успешно развивается и для ее становления, следует обратить внимание на зарубежный опыт. В США самым крупным по величине уплачиваемых налогов является налог на прибыль корпораций. Особенностью этого налога является то, что корпорации уплачивают налог с полученной прибыли, кроме этого акционеры уплачивают подоходный налог с полученных дивидендов. Так появляется двойное налогообложение.[24]

Еще одной особенностью является освобождение корпораций, действующих менее трех лет, от налогообложения. Начиная с четвертого года, корпорации обязаны уплачивать все предписанные налоги. Банки тоже уплачивают этот налог, но имеют ряд особенностей при определении и расчете налогооблагаемой базы. Минимальная ставка процента равна 20% от начальной суммы налогооблагаемого дохода и половины суммы, на которую балансовый доход превышает облагаемых доход. В отношении ценных бумаг, также существуют особенности налогообложения: они подразделяются на облагаемые и необлагаемые налогом. Таким образом, государство стимулирует банки, попадающие под высокое налогообложение, инвестировать свои денежные средства в муниципальные ценные бумаги, так как они являются необлагаемыми.

Германия является страной, где налогообложение юридических лиц, в том числе и банков, признается одним из самых высоких. Банки уплачивают корпоративный налог, налог на собственный капитал, промысловый налог на доходы и капитал, налоги на доходы от прироста рыночной стоимости капитала, земельный налог.

Корпоративным налогом признается налог, уплачиваемый с полученной прибыли, ставка по этому налогу = 15 %. Налог на прирост рыночной стоимости капитала уплачивается с процентов по вкладам, с доходов от ценных бумаг, а ставка налогов составляет 25 %. Кроме установленных процентных ставок, практически по всем видам налогов, организации должны доплачивать «надбавку за солидарность», которая составляет 5,5 %. Основной особенностью немецкого банковского налогообложения является деление прибыль на распределяемую и не распределяемую. При распределении прибыль облагается налогом по ставке = 30 %, если прибыль не распределяется, то корпоративный налог на нее = 45 %.

В системе налогообложения КНР отсутствует какая-либо градация предприятий. Почти все организации уплачивают одинаковые виды налогов. На сегодняшний день в Китае действуют 17 видов налогов:

корпоративный подоходный налог и налог на предпринимательскую деятельность;

НДФЛ

НДС и потребительский налог;

Налог на недвижимость, транспортный налог и налог на приобретение автотранспорта;

Налог на переход прав;

Налог на прирост стоимости земли, на использование городских земель;

Ресурсный налог, налог на городской ремонт и строительство;

Налог на табачный лист.

Любое предприятие вне зависимости от рода деятельности будет уплачивать корпоративный налог, НДС, налог на городской ремонт и гербовый сбор, взимаемый при оформлении различного рода документов.

В 2013 году в КНР произошла реформа косвенного налогообложения, в результате которой был отменен налог на предпринимательскую деятельность. Раньше этот налог был обязательным для уплаты всеми организациями.

Для уменьшения налогового бремени, в Китае освобождены от уплаты НДС микропредприятия.

Способы налогообложения банков в зарубежных странах могли бы положительно повлиять на развитие банковской системы в России, поэтому можно задуматься об их применении с определенными изменениями, учитывая экономические особенности страны.

На современном этапе развития банковского налогообложения России, разумно было бы предоставление льгот на доходы банков, полученные от определенных операций. В интересах государства является развитие экономики, в том числе и с помощью банков. Такая мера может применяться для того, чтобы банки увеличили объемы кредитования, приоритетных для государства, отраслей экономики. В настоящее время, целесообразно было бы ввести такой метод налогообложения, для банков, кредитующих в долгосрочной перспективе реальный сектор экономики. Налогом, по которому следует снизить ставку, в таком случае, является налог на прибыль организации.

Тут же необходимо создавать механизмы стимулирования предприятий реального сектора, для того чтобы они брали долгосрочные кредиты в банках, например снижение процентных ставок. Несмотря на уменьшение платежей в бюджеты со стороны банков, происходит развитие реального сектора экономики, увеличение их прибыли, увеличение объемов их деятельности, что приводит к росту количества рабочих мест. Благодаря этим процессам возрастут поступления в бюджеты по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц со стороны предприятий нефинансового сектора экономики.

На сегодняшний день, для банков привлекательнее инвестировать свои денежные средства в такие инструменты как: иностранная валюта, драгоценные металлы и камни, ценные бумаги, межбанковское кредитование.[15, 33]

Еще одним методом, действующим на величину налога на прибыль является введение разделения банков по времени их создания. К банкам, действующим на первоначальных этапах, можно применять пониженные ставки.

Кроме воздействия на налог на прибыль организации, государство может влиять на ликвидность коммерческих банков, через изменение рентабельности операций, делая их невыгодными для банков. Например, через увеличение НДС по операциям с драгоценными металлами и наоборот, снижение НДС, для увеличения привлекательности такого направления операций.

Для регулирования налоговой системы банков используются оба метода государственного регулирования. Для выполнения конкретных действий, государство создает нормативно-правовые акты, предписания и инструкции, которые обязательны для выполнения всеми банками. Например: все банки обязаны уплачивать НДС с небанковских операций.

Предоставление льгот при выполнении банками определенных условий или при финансировании определенных, нужных государству, направлений экономики – является методом косвенного регулирования.

Целью всех мер государственного регулирования является не только развитие экономики, но и снижение налоговой нагрузки на коммерческие банки. Применяя, в совокупности, государственные меры и меры, создаваемые самими банками, можно снизить нагрузку налогового бремени на банки, что приведет к увеличению доходов банков. В свою очередь увеличение доходов приведет к росту собственного капитала и стабилизации их финансового положения.

Налогообложение банков в России, на сегодняшний день, стоит на пути развития и требует создание и введение мер по совершенствованию. Сложность проведения реформ заключается в том, что для их внедрения в банковскую систему необходимо не только создание инструкций или предписаний, но и изменение налогового кодекса. Важно понимать, что банковская система – один из важнейших инструментов, используемых для достижения задач и целей государства, а ее устойчивость и эффективность функционирования определяют скорость и качество достижения этих задач.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *