Государственная поддержка малого предпринимательства – это деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, нацеленных на увеличение роли малого и среднего предпринимательства в экономической, социальной и культурной жизни страны. [9, с.56-57]
В отличие от крупных организаций, имеющих в своем распоряжении крупную собственность, которая обеспечивает стабильность их развития, малые формы предпринимательства являются нестабильными и зачастую встречают на своем пути массу препятствий, особенно на начальном этапе осуществления бизнеса. [21, с.22]
Основная цель государственной поддержки МП состоит в том, чтобы помогать малым предприятиям разрешать проблемы, возникающие во время их создания, выхода на рынок, становления и стабильной работы, тем самым обеспечивается их благополучие и выживаемость. Другими словами малые компании для страны, как птенцы, которых необходимо оберегать, подкармливать первое время, а также научить летать, чтобы они успешно встали на крыло, а не разбились при первом выходе из гнезда, название бизнес-инкубатор возникло не просто так. Взамен государство получает налоговые поступления, хорошие показатели занятости населения и демонополизацию рынков.
По сути, на каждую проблему малых форм предпринимательства у государства есть надежный рычаг поддержки. (Таблица 2)
Таблица 2 – Соответствие форм государственной поддержки МСП, проблемам, возникающих у последних
Направление
Проблемы малого предпринимательства
Форма государственной поддержки
Информационное
Неуверенность в возможности создания собственного дела, неверие в свои силы начинающих предпринимателей
Информационная поддержка в плане популяризации предпринимательства и возможности получить господдержку
Консультативное
Нехватка опыта, незнание нормативной базы, потребность в юридической помощи
Оказание консультативной помощи
Экономическое
Недостаток финансовых ресурсов
Гранты начинающим деятельность микрофинансовых организаций
Необходимость модернизации, ремонта и реконструкции основных производственных фондов
Субсидирование ставок по кредитам, лизинга и приобретения оборудования
Неудовлетворенность объемами сбыта
Льготные условия участия в госзакупках, деятельность центров поддержки экспорта
Потребность в дешевой арендной площади, юридической и бухгалтерской консультации
Деятельность бизнес-инкубаторов
Техническое
Необходимость разработки прототипов и макетов
Деятельность центров прототипирования и инжиниринга
Желание сертифицировать продукцию
Деятельность центров сертификации, стандартизации и испытаний
* Источник: рассчитано на основании данных из источника 46
Данные таблицы показывают, что произошло делегирование полномочий от государства в целом (законодательная и исполнительная власти) к частным профессиональным центрам, оказывающим услуги в своей специальности. Можно утверждать, что произошло создание инфраструктуры поддержки МСП, которая способствует не только созданию и софинансированию малых форм хозяйствования, но и всесторонней поддержке их развития. Это утверждение подтверждается тем, что в 2015 году в соответствии с поручением правительства были исключены неэффективные мероприятия. Первое из них — популяризация роли предпринимательства, заключавшаяся в агитационной работе со школьниками и студентами, заказе за бюджетные деньги статей, выпусков интернет- и телепередач и выставок, о том, что «предпринимателем быть здорово». Второе оказание бесплатных или льготных образовательных услуг субъектам МСП.
Теперь за информационную работу будет отвечать сеть специализированных центров поддержки предпринимательства. [39, с. 54-57]
Совместно с решением общих проблем предпринимателей поддержка малого и среднего предпринимательства в России ставит перед собой ещё и другие важные с социальной и экономической точки зрения задачи:
Всесторонняя поддержка народных художественных промыслов (вплоть до помощи в создании сети сбыта и туристических маршрутов);
Поддержка частных детских центров;
Субсидирование моногородов;
Дополнительная помощь предприятиям социальной сферы; [46]
Кроме того государство использует поддержку малых предприятий в качестве лекарства против одного из недугов собственной экономики, а именно против ухода компаний в «серый» сектор экономики.
Организации-представители неформального сектора укрываются от уплаты налогов, занижают свои доходы в отчётности, ведут двойную бухгалтерию или используются для отмывания денежных средств. Самый простой и распространенный способ уклонения от уплаты части налогов это выдача зарплат «в конверте», когда обязательные отчисления в ПФР и ОМС берутся не с фактического объёма заработной платы, а с прописанного в трудовом договоре МРОТа. Наказание за данное преступление не очень суровое, экономия нечестного предпринимателя ощутима, урон государству огромен. [1]
В этих условиях усугубляющим фактором становится то, что уход одного предприятия в серую зону вызывает «цепную реакцию», что проиллюстрировано на рисунке 1.
Рисунок 1 — Цикл перехода организации в неформальный сектор
Исходя из рисунка, если ненадолго отвлечься от налогового законодательства, то уход в серую зону и сокрытие от налогов является конкурентным преимуществом по сравнению с честными игроками рынка. Если абсолютизировать, то перед организацией встает вопрос также укрываться от налогов или нести относительные издержки и стремиться к банкротству. [21, с.110-113]
Государственная поддержка МСП оказывается только «белым» организациям, так например, для предоставления грантов и субсидий потребуется собрать внушительный пакет документов, в перечень которых будет входить выписка из инспекции налоговой за прошлый период, которую будут проверять более чем тщательно. К участию в льготных государственных закупках допускаются исключительно проверенные контрагенты, да и, в общем, получить статус субъекта МСП «серому» предприятию будет очень сложно.[6] Можно сказать, что государственная поддержка помогает честным предпринимателям оставаться честными.
Учитывая большую роль малого предпринимательства в экономике страны, очень важно определить критерии оценки эффективности его государственной поддержки.
Инструментарий оценки достаточно прост. Малое предпринимательство характеризуется числовыми показателями. Это количество малых предприятий на какой-либо территории (Кпр.), их доля среди всех предприятий (Дкол мал), количество МП на 1000человек (Кпр/чел), количество работников данных предприятий (Краб.), доля работающих в малых предприятиях от общего числа работников (Драб мал), доля малых компаний в общем ВВП (Дввп мал). Рост данных показателей (Δ+) будет свидетельствовать об успешном развитии малого предпринимательства, а следовательно о успехе господдержки. Для определения эффективности следует вычислить, соответствуют ли вложения в программу развития региона (В) результату. Например, формула эффективности господдержки в увеличении количества малых предприятий (Экол. пр.) будет выглядеть так:
Экол.пр.= ΔКпр./ В (1)
Подобным образом можно рассчитать эффективность для всех показателей. [30, с.266-268]
Для дачи вывода о том эффективна ли поддержка региона, показатели эффективности поддержки регионов сравнивают между собой, либо рассматривают в динамике (сравнивают с самими собой в прошлом).
Зачастую отечественные деятели науки и политики путают показатели развития малого предпринимательства региона и показатели эффективности его государственной поддержки, считая, что чем больше результат, тем больше и эффективность, забывая о сравнении вложений в тот или иной регион. [20, с.24-25]
Также интересным будет упомянуть о том, что с 2015 года распределение субсидий федерального бюджета на финансирование программ региональных бюджетов касательно поддержки МСП проводится на конкурсной основе. [23, с.58]
В основе конкурса лежит рейтинг регионов. Для получения высокого места в рейтинге значимыми показателями будут:
Численность населения;
Уровень бюджетной обеспеченности;
Коэффициент, характеризующий степень развития сектора малого и среднего предпринимательства, в основе которого лежит деление регионов на 4 группы (Таблица 3);
Таблица 3 – Коэффициент, характеризующий степень развития малого и среднего предпринимательства в регионе
Группа 1
Группа 2
(много МСП, высокий оборот) К = 1
(много МСП, низкий оборот) К = 1,08
Группа 3
Группа 4
(мало МСП, высокий оборот) К = 1,02
(мало МСП, низкий оборот) К = 1,1
* Источник: 46
Данные таблицы говорят о том, что наибольшая поддержка будет оказываться отсталым регионам с низким оборотом предприятий малого и среднего бизнеса;
Коэффициент эффективности, характеризующий общую эффективность реализации субсидий по всем проектам региона, исчисляется как сумма эффективностей всех производимых мероприятий, деленная на их количество. [19, с.73-75]
Перед тем, как перейти к расчетам эффективности государственной поддержки малого предпринимательства РФ и Курской области, следует обратиться к передовому западному опыту в этой области, чтобы знать к чему стоит стремиться.