На протяжении многих лет город привлекал к себе внимание великих исследователей. Так как город является центром духовной и материальной культуры общества, он также становится предметом осмысления разнообразных областей знаний: философии, истории, географии, филологии и социологии.
Город – не просто географическое пространство. Город большее, чем населённый пункт. «Город – это место, которое всегда насыщено смыслами, своей историей, знаками и ценностями» [27, с. 25]. Городу характерно воспроизводить модель мира данной культуры.
«Город – это пространство свободы, выбора, риска, пространство становления личности» [27, с.27].
По словам С. Гурина, «Для города характерна семантическая нагруженность, смысловая сгущённость, эмоциональное напряжение, рациональная упорядоченность. Город реализует идею организации пространства обитания человека, включая различные формы телесности: самого человека и внешнюю телесность. Город провоцирует человека на поступки, генерирует события необратимые, а потому судьбоносные» [20, с. 5].
Kак пишет Ю. Лотман, «по количеству текстов, кодов, связeй, ассоциаций, по объему культурной памяти, накопленной за исторически ничтожный срок своего существования, город по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации» [38, с. 102].
Поэты и писатели как никто другой способны воспринимать город как живое существо. Поэтому oбраз одного и того же города у каждого писателя раскрывается в его произведениях по-разному.
«Город – место пребывания человека. Егo образ всегда был важной составляющей в русской литературе. Oн помогает формировать, с одной стороны, свой тип человека, с другой – имеет самостоятельность» [27, с. 93].
В разных культурах город воспринимается как точка пересечения дорог, как центр, объединяющий окружающее его пространство. Город отражает общую модель мира. Следовательно, городская архитектура, расположение улиц – все это «позволяет рассматривать его топонимику как семиотическую систему, в которой каждому образу приписывается определенный символический смысл» [27, с. 105].
Город у Ф. М. Достоевского – это ничто иное как художественный образ, который помогает нам раскрыть внутренний мир героя, его намерения, мысли, желания. Порой именно город подталкивает человека на какие-то ни было действия своим отношением к человеку. Всё, что происходит с человеком, происходит под влиянием города – места, которое либо осуждает, либо оправдывает его.
В своём социальном, философском и психологическом романе «Преступление и наказание» писатель поднял проблему влияния города на человека, его мысли, чувства, поступки. Именно Петербург стал ответом на многие вопросы, которые волновали автора.
Раскрывая конфликт героев на фоне Петербурга, Ф. М. Достоевский показывает нам не парадную, благополучную его часть, а ту, где совершается процесс жизни города. Петербург в романе – мертвенный, холодный, равнодушный к судьбе человека город: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина» [21, с. 202].
Изображение нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизано глубокой болью за человека, чувством социального негодования. Роман определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Ф. М. Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности. Петербург выступает как невидимый участник преступления Родиона Раскольникова, который как бы подстрекает его совершить убийство. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице, а позже слышит разговор о том, что старуха останется дома одна. «Завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна» [21, с. 215]. Всё это придаёт герою решительности, с помощью которой он совершает преступление, убивает старуху-процентщицу.
Город проживает свою собственную жизнь параллельно с героями произведения. Мы видим, что после преступления жара, вонь, несвежий воздух сопровождают Раскольникова долгое время. После преступления Раскольников находится в болезненном состоянии, что перекликается с тяжёлой атмосферой города, вызванной летней жарой.
Тесную связь героя с природой мы видим и тогда, когда спустя две недели жары в Петербурге всё-таки приходит долгожданный дождь. Это происходит как раз накануне явки Раскольникова с повинной. Мучения от духоты и жары сменяются дождём. Также внутренние мучения главного героя сменяются душевным облегчением, лёгкостью. Вот как автор описывает появление дождя в Петербурге: «Между тем вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева» [17, с.280]. В конце романа долгожданный дождь становится символом очищения и перемен в жизни героев романа.
Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман» [21, с. 220].
Блуждая по городу, Раскольников забрёл в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок… Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую» [21, с. 226]. Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было» [21, с. 228]. Его одолевали мысли о том, как в обществе обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить за жалкое существование. Таким образом, облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Ф. М. Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.