Гендерные особенности взаимодействия мальчиков и девочек младшего школьного возраста

🙂

Скачать текст в WORD

В современной жизни индивиду приходится постоянно общаться с другими представителями общества. Основой существования и обеспечение биологического выживания человека является умение выстраивать социальное взаимодействие.

Взаимодействие — это процесс воздействия объектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь. Социальная психология понятие взаимодействие использует для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе их совместной деятельности, а также для описания взаимного влияния, оказываемого людьми друг на друга в ходе совместной работы. Взаимодействие помогает достичь приспособления действий одного человека к действиям другого, общности в понимании ситуации, смысла работы и согласия между ними.

Начиная с 3 лет, ребенок точно относят себя к мужскому или женскому полу. Он замечает то, что мужчины и женщины выглядят по-разному, занимаются разной деятельностью и у них разные интересы. Обусловленное желание быть самым лучшим мальчиком или девочкой и повышенное внимание к ролевым моделям, обладающими тем же полом что и он сам, появляется у ребенка тогда, когда он начинает замечать различия между мужчиной и женщиной.

Поведение девочек и мальчиков младшего школьного возраста имеет ряд особенностей. Одна из них — образование одинаковых групп одного пола (гомогенизация), отношения между ними описывается как «половая сегрегация» [Обозов 1973: 253]. Ребята разделяются на две противоположные группы — мальчики и девочки, которые имеют свои правила и ритуалы поведения. Измена своей группе осуждается и презирается, а отношения к другой группе принимает форму противостояния. Следствием психологических закономерностей и являются эти внешние проявления психосексуальной дифференциации и половой социализации.

Согласно Бендсу, гендерно — ролевая социализация — это процесс, продолжающийся в течение всей человеческой жизни. Он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт [Бендас 2005: 293].

Независимо от места проживания и культурного окружения, в поведении мальчиков и девочек, в первые 6 лет жизни наблюдаются свойственные различия. Мальчики в 6-8 лет очень активные и им нужно больше внимания к себе, а девочки же более нежны и спокойны. Более того, мальчики могут быть агрессивными. Агрессия — тот тип поведения, который всегда отличает мужчин от женщин, вне зависимости от возраста. Всегда и всюду мальчики, за редким исключением, ориентированы на высокие достижения и в большей степени, должны полагаться на себя, нежели девочки. В свою очередь, девочки отличаются нежностью и кротостью. Мальчиков поощряют к проявлению большей активности, девочек же больше ласкают [Дусавицкий 2003: 135].

Следствием разных стереотипов детского поведения может служить и то, что у мужчин и женщин развиваются различные способы группового взаимодействия. Девочки смотрят, прежде всего, на отношение детей к другим. Диалог используется для установления социальных связей и для усиления сплоченности группы, а также поддержания добрых и искренних отношений. Девочки имеют две задачи — быть хорошими и поддерживать положительные отношения с подругами для того, чтобы с их помощью достигать собственные поставленные цели. Они повышают степень согласия в коллективе, избегают трений, акцентируют внимание на собственное превосходство.

Мальчики в группе обращают внимание на личные достоинства каждого ее члена. Они используют разговоры в эгоистических целях, для самохваления и защиты своей «территории». Самоутверждение — это их главная задача. Мальчики ведут себя негативно, своих целей добиваются с помощью приказов и угроз. Все игры и занятия носят чисто мужской характер: спорт, война, приключения. Мальчики отдают предпочтения героической литературе (приключенческая, военная, рыцарская, детективная). Объектами подражания становится мужественные и смелые герои фильмов и сериалов.

В младшем школьном возрасте у мальчишек появляется важная потребность в близости к отцу, наличии с ним общих интересов. Многие идеализируют отцов даже вопреки реальности. И если отец уходит из семьи мальчики очень тяжело переживают. Если же отца нет или отношения с ним не ладятся, тогда возникает потребность в заменяющей фигуре, которой может стать любой взрослый мужчина, как тренер в спортивной школе или учитель.

Девочки обсуждают литературных героев, собирают портреты любимых артистов, заводят тетрадки, в которые записывают песни, стихи, вникают в женские дела. Особая потребность этого возраста в эмоциональной близости с матерью. Маленькие девочки учатся быть женщинами, копируя поведения мамы. Развивается самобытность через идентификацию с матерью. Отношения с окружающими, зависят от других людей и привязанности к ним. Девочки становятся внимательней и учатся думать о других, иногда даже в первую очередь.

В любом возрасте девочки чаще мальчиков задействованы в «социальных» играх с участием других детей. Большая озабоченность девочек своей внешностью и манерами поведения – косвенное проявление их интереса к мнению о себе окружающих. Девочки задают родителям больше вопросов о социальных отношениях. Вследствие этого, они больше готовы к общению, чем мальчики. Мальчишки чаще, чем девчонки, используют шаблонные типы взаимодействия, они в меньшей степени владеют приемами и способами общения.

Среди дружащих девочек отношения более доверительные, чем у мальчиков. У них близкие дружеские отношения с противоположным полом завязываются раньше, чем у мальчиков. Также в младших классах сплоченность у девочек выше, чем у мальчиков, а вот с 5-го класса мальчики становятся более сплоченными.

Чаще всего выбирают для общения представителей противоположного пола те ученики, которые занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимосвязей.

Можно сделать вывод о том, что девочки, придя в школу, устанавливают контакты друг с другом быстрее, чем мальчики, но эти контакты у них менее прочные и легко разрушаются в средних и старших классах. Отсутствие контактов между мальчиками и девочками приводит к тому, что общая сплоченность в 1-8-х классах практически нулевая и только в 9-10-х классах увеличивается.

Человеческие взаимоотношения — это главная ценность. Девочки начинают воспринимать нюансы общения между людьми, ценить и поддерживать хорошие отношения. С детства они озабочены тем, как их поведение влияет на окружающих. Через игры у девочек развивается способность к сотрудничеству. Ролевыми играми, в которых нет соревнований, являются игры в дочки-матери или в куклы. Девочки совершенствуют личные качества, но не навыки группового общения, в соревновательных играх.

Все, наоборот, у мальчиков. Стремление идентифицироваться с матерью они подавляют, а также любые проявления женственности (слабость, слезы) — иначе сверстники будут дразнить «девочкой». Для мальчика быть мужчиной значит отличаться от матери, и мальчики развивают чувство самобытности, культивируя в себе сознание собственного отличия от всего женского. Они отбрасывают сострадания, жалость, заботу, уступчивость. Большое значение для них имеют взаимоотношения с окружающими и важно то, как они влияют на конечный результат. Игры мальчиков направлены на проявление иного типа поведения. В них присутствует конфликтное и соревновательное начало.

Они начинают понимать важность правильного разрешения конфликтных ситуаций и находят навыки их разрешения. Они учатся драться с противниками и играть с ними. В играх осваивают навыки лидера и организатора, учатся бороться за статус в мужской иерархии. Коллективные спортивные игры также очень важны.

Для девочек не главное победа в игре, а главное поддержание хороших доброжелательных отношений и утверждение собственного превосходства. Совершенствуя навыки общения, они учатся дополнять друг друга, не обращая внимания на победителей. В микрогруппах у девочек практически отсутствуют конфликтные ситуации, из-за этого они отличаются однородностью, а правила игры примитивны, что их трудно нарушать.

Поскольку девочки и мальчики так по-разному строят взаимоотношения, иначе складываются взаимоотношения в детских коллективах. Например, прежде чем начать говорить, девочка будет ссылаться на то, что сказал предыдущий собеседник, и выразит свое, совершенно отличное от предыдущего мнение. Мальчики, не смущаясь, перебивают друг друга, стараются друг друга перекричать; девочки умолкают, предоставляя каждому возможность высказаться. Они смягчают указания и вовлекают подруг в процесс общения. Мальчики просто выдают информацию и приказывают. Девочки вежливо выслушивают друг друга, время от времени вставляя дружеские поощрительные замечания. Мальчики чаще дразнят говорящего, перебивают друг друга и стараются тут же рассказать собственные истории, надеясь получить пальму первенства и отказываясь считаться с требованиями других.

Когда возникает конфликт, девочки пытаются смягчить его и договориться, а мальчики разрешают возникшие противоречия с помощью угроз и применения физической силы. Они успешно и эффективно функционируют в группах, что видно на примере спортивных команд. В группах мальчиков никто не заботится о чувствах других, эти группы поддерживаются благодаря исключительно строгому соблюдению правил [Найк 2005: 331].

Время разделения интересов в зависимости от половой принадлежности для мальчиков и для девочек — это период самоопределения в системе ролевых стандартов и отношений. Но как раз это развитие включает в себя и возникновение интереса к противоположному полу, проявляющегося в своеобразном ухаживании. Все его своеобразие понятно, если учесть, что это — притяжение в ситуации отталкивания, симпатия в условиях половой сегрегации [Коломинский 1969: 289].

Мальчикам надо показать девочкам, что они выделили их среди других девочек, и обратить их внимание на себя, при этом не вызвав осуждения сверстников. Девочки, в свою очередь, не вызывая осуждения сверстниц, должны отреагировать на это. Такие внутренне противоречивые задачи разрешаются через систему внешних агрессивных действий мальчиков и оборонительных действий девочек. Самый популярный способ обратить на себя внимание для мальчиков — это дерганье девчонок за косички. Несколько конфликтов, которые происходят между детьми, не вызывают ухаживания. Несмотря на, то, что это выглядит задиристо на хулиганство это не похоже, потому что происходит всегда публично и не несет злости и желания обидеть. Подшучивая над мальчиками, девочки тем самым добиваются от мальчиков внимания. В своих жалобах они оповещают других о том, что им оказано внимание. Если девочке не оказывают внимания, то появляется чувство неполноценности и непривлекательности.

Если такие разные по поведению мальчики и девочки оказываются вместе, мальчикам всегда удается захватить первенство. Девочки не пассивны в группе сверстниц, но в смешанной группе они всегда оказываются на вторых ролях, позволяя мальчикам устанавливать правила и играть главную роль. Для мальчиков игры совсем иное, чем для девочек. Девочки учатся взаимодействовать, развивая и поддерживая хорошие отношения. Мальчики же — совместным действиям, играя в спортивные и соревновательные игры, в которых стремятся добиться лидирующего положения.

Особенности поведения в период разделения интересов в зависимости от половой принадлежности вызывают у взрослых тревогу и стремление призвать детей к «порядку». Родителям и учителям не стоит грубо вмешиваться в общение между мальчиками и девочками, так как они могут помешать полному и развернутому прохождению детьми закономерного этапа развития [Еникеева 2002: 318]. Итак, одной из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста является образование однородных по полу групп (гомогенизация), отношения между которыми часто описываются как «половая сегрегация». В результате половой сегрегации формируются различные субкультуры мальчиков и девочек со своими устойчивыми чертами в поведении, что, в свою очередь, формирует у мальчиков и девочек совершенно непохожие друг на друга способы группового взаимодействия.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *