Гендерные аспекты предпринимательства как социального явления

В нынешнем российском обществе в связи с проводимыми экономическими реформами и переходом к рыночной экономике возникла, заняв свое положение в обществе, новая социальная группа предпринимателей, объединяющая бизнесменов и деловых людей. Не только их деятельность, но и личностные качества являются одним из ключевых элементов, оказывающих влияние на происходящее в социально-экономической сфере. Социально-профессиональная группа предпринимателей не однородна по своему составу. Это обусловливается несколькими факторами:

— выбранной сферой деятельности предпринимателя,

— степенью представленности на рынке и развитости бизнеса,

— индивидуальными моральными, культурными и психологическими особенностями бизнесмена.

Участие женщины в экономической деятельности бизнеса – это еще одно из направлений гендерных исследований предпринимательской деятельности. Изучению подверглись: особенности адаптации «бизнесвумен» на различных этапах в особенности в период открытия бизнеса, характерные для женщин способы построения карьеры, причины стресса, социально-психологические особенности предпринимательской деятельности женщин.

В трудах Г.В. Турецкой «Деловая активность женщин и семья» и «Социально-психологическая типология деловой активности женщин» были определены типы этой активности. Как отмечает автор, ни один из них не соответствует стереотипам женственности, и наиболее это выражено в инновационном типе, который характерен для женщин в сфере бизнес. Помимо прочего, происходило изучение персональных качеств, присущих двум группам предпринимателей: мужчинам и женщинам. Рассматривались вопросы построения отношений с деловыми партнерами, условий партнерства в бизнесе на этапе увеличения его доли в экономике РФ, взаимоотношений между представителями бизнеса по признаку пола и исполнения негласных этических норм, доверительности по отношению к бизнесу мужчины и женщины.

До середины 60-х годов ХХ столетия гендерные аспекты в предпринимательстве фактически игнорировались. Это являлось следствием того, что:

— В целом в обществе считалось — женщина должна ориентироваться на первоочередное выполнение обязанностей в семье, усиление традиционной роли женщины-матери, а также укрепление идеологии «естественного предназначения женщины».

— Традиционно женское участие в общественной жизни во всем мире, а в России особенно, считалось второстепенным.

-Публичная сфера трактовалась преимущественно как сфера мужской занятости.

— Рыночные ценности диктовали примат индустриальной мужской силы.

Гендерные противоречия привлекли внимание исследователей- экономистов только в 1960 годах, что в значительным образом связано начало существенного прихода женщин на трудовой рынок в развивающихся странах Европы и США. В рамках неоклассического течения в экономике было предложено моделировать экономическое поведение лиц без учета различий между полами, отмечая, что основные мотивы экономической деятельности не разделяются по половому признаку.

К концу 1980-х годов появилась тенденция к переходу к изучению конкретных гендерных проблем в предпринимательстве в рамках неоклассического и институционального подходов.

В настоящее время гендерная проблематика изучается экономической наукой преимущественно в разделах с большой социальной составляющей, таких как:

— занятость и рынок труда,

— малое предпринимательство и самозанятость,

— распределение доходов (прежде всего – заработной платы),

— уровень жизни семей (бедность, социальная защита),

— вложения в человеческий капитал (образование, здравоохранение, культура), несоциализированная экономика (домашнее хозяйство).

Как и любые хозяйствующие субъекты, малые предприятия предпринимательства выполняют двойную функции в системе социально-экономических отношений. С одной стороны, малые предприятия выполняют экономическую функцию, выступая как элемент социально-экономической структуры, т.е. ведя хозяйственную деятельность и уплачивая налоги. Но, одновременно с этим, они выполняют и социальную функцию, так как воспроизводят социальное отношение работающих на них людей.

Как отмечается, «малое предпринимательство представляет собой один из самых массовых форм бизнеса; при эффективной политике именно малое предпринимательство в значительной мере определяет социально- экономическое и инновационное развитие страны».

Как указывает Вавилов О.О.: «Предприниматели – одна из немногих социальных групп, обладающих возможностью влиять на социально-экономическое развитие России, предвидеть будущее».

В правильно функционирующей экономике сфера малого бизнеса выполняет целый ряд функций. Перечислим некоторые из них:

Изучения влияния гендерного фактора является необходимостью на данном этапе производственных отношений, так как это может привести к значительным улучшениям в предпринимательском секторе. Так, например, если учесть индивидуальные психологические особенности, применение логических качеств, то можно:

— во-первых, привнести новые характеристики в отраслевую специфику предпринимательской деятельности,

— во-вторых, внести определенные поправки в законодательство, в том числе в налоговое, и тем самым начать необходимые изменения в частном секторе.

Авторы крупнейшего международного исследования женского бизнеса, возглавляемого профессором Э. Лисовски пришли к выводу, что наиболее крупные препятствия для развития женского предпринимательства создаются в социально-культурном поле:

— традиционные процессы социализации,

— стереотипы, которые касаются роли женщины в социуме, приводящие к дискриминации в сфере занятости и ограничению доступа женщин к руководящим позициям, а также недостаточному доступу к информационным ресурсам.

В соответствии с результатами проведенных исследований они рекомендуют реализацию следующих мероприятий:

Социально значимые функции женского бизнеса:

Проведенные исследования влияния гендерного фактора в предпринимательской деятельности позволили сделать ряд выводов:

1) Необходимость в исследовании роли гендерных особенностей предпринимательства назрела давно, но с появлением феминистского движения эта проблема стала требовать к себе больше внимания;

2) Изучение влияния гендерного фактора на малый бизнес может внести изменения в теоретические и практические стороны экономической жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *