Gap анализ предприятия в переводе обозначает определение разрыва между действительным состоянием и желаемым. Комплекс аналитических исследований помогает выявить:
— наиболее проблемные зоны, которые на данный момент препятствуют развитию организации;
— оценить общую степень готовности к переходу от текущего состояния к намеченному и желаемому уровню.
Говоря о gap анализе, предполагается проведение мероприятий, которые направлены на выявление внутренних или внешних несоответствий. Это могут быть несоответствия между:
— планами руководящего состава и понимания исполнителей;
— структурой ассортимента и спроса;
— продукцией, выпускаемой предприятием и конкурентами;
— идентичностью бренда и его внешним восприятием.
Основная цель gap анализа предприятия заключается в выявлении возможностей, позволяющих получить эффективные рыночные преимущества. Реализация скрытого или малоиспользуемого потенциала при использовании внешних возможностей, разрешение противоречивых требований внутренних подразделений, к примеру, технологического и маркетингового – вот основная задача, направленная на сокращение разрыва между желаемым и действительным.
Gap анализ предприятия часто применяется в повседневной практике, и неизменно используется в системах стратегического планирования. Реальная оценка достижимости и эффективности долгосрочного планирования, согласование и утверждение затрат, на которые будут выделены финансовые средства, позволяет определить окупаемость любых проектов.
Сравнивая текущую ситуацию с желаемым положением дел, определяют схему улучшения методик достижения целей. На следующих этапах разрабатывают детальные программы развития организации в желаемых направлениях. В сложных ситуациях задействуют проектные группы, тестируют принятые решения, прорабатывают различные ситуации и применяют макеты.
Основные категории разрывов определены рынком сбыта; качеством продукции или обслуживания; организационным управлением руководством бизнеса; бизнес-процессами информационными технологиями.
GAP коммуникаций Определяют степень разрыва между оказанными услугами, купленными товарами и коммуникациями на предмет качества этих услуг или товаров
GAP оценки клиентом качества услуги Сравнивают ожидания, основанные на собственном опыте или на знаниях клиентов с результатом фактическим результатом — уровнем положительного восприятия оказанной услуги или купленного товара
GAP реализации Как и при определении GAP оценки клиентом качества услуги учитывается разрыв между соответствующими стандартами обслуживания и фактически оказанными услугами или проданными товаром, а так же разрыв между устоявшимся восприятием определенной продукции компании клиентами и их реальными потребительскими характеристиками
Имиджевый GAP Определяют разрыв между имиджем соответствующей компании и восприятием клиентами продуктов или услуг
GAP выполнения Разрыв между намеченными планами высшего руководства компании и восприятием поставляемой продукции клиентами
Шаблон gap анализа формируется в следующей последовательности:
— описывают текущее состояние компании и внешнего окружения;
— проводится аудит маркетинга, последовательное управленческое обследование;
— идентифицируют главные проблемные зоны, глобальные стратегические разрывы;
— определяют желаемый уровень развития компании;
— вырабатывают детальное видение решения всех вопросов;
— детализируют глобальный стратегический разрыв: проводят декомпозицию глобальных стратегических разрывов от высшего до низшего уровня;
— изучают каждый отдельный вид разрыва;
— осуществляют целеполагание с разработкой комплексов целей и основных целевых показателей;
— прогнозируют развитие, разрабатывают возможные сценарии, например, вероятные, пессимистические, оптимистические;
— определяют привлекательность всех возможностей или альтернатив;
— планируют комплекс мероприятий по каждому отдельному разрыву;
— осуществляют реализацию; обеспечивают контроль и корректировку.
Идентификация gap анализа заключается в понимании того: обладает ли организация достаточной степенью информации для принятия адекватных управленческих решений; соответствующей степенью информации для разработки стратегических планов; присутствует ли избыточность или недостаточность мероприятий предприятия по основным направлениям.
Идентификация gap анализа стратегических производится на основе: определения исходных перечней возможных разрывов; получения мнения персонала, всех структур руководства, экспертов; программного изучения эффективности бизнес-процессов основных конкурентов (проведение бенчмаркинга) сопоставлений реальной и ожидаемой эффективности отдельных факторов.
Gap анализ стратегии предприятия позволяет: определить долгосрочный разрыв и причину; выработать методику мероприятий по его устранению; решить, какое количество времени и ресурсов потребуется для всех ликвидации последствий. Рыночный разрыв устраняется при расширении конкурентоспособности предприятия, улучшения качества продукции, оказываемых услуг, при определении рыночных возможностей компании для охвата значительной доли рынка.
В процессе проводимой идентификации и оценки существующего разрыва предстоит выяснить, преодолима ли возникшая ситуация вообще. Стоит учитывать, если разрыв чрезмерно большой и для его преодоления потребуется значительное количество материальных ресурсов, рационально пересмотреть программы и разделить их на переходные этапы. Удлинение периодов времени, которые нужны для достижения стратегических программ, позволит сохранить имеющиеся резервы и определить дальнейшую стратегию на ближайшее время.
Методы gap анализа основаны на проведении непосредственного анализа текущих позиций, определении желаемых позиций, прогнозировании, анализе разрывов. В зависимости от результатов проводится разработка дальнейших планов и выработка стратегий решения всех вопросов.