Формы актуализации аксиологического содержания текста

Анализ и систематизация современных подходов к методам выявления и актуализации воспитательного потенциала текстов в процессе обучения показал, что данное направление в большей степени погружено и растворено в самих концепциях воспитания. Однако следует отметить, именно русская педагогическая традиция ориентирована на целостный взгляд о неделимости процессов обучения и воспитания. Самые востребованные современные педагогические концепции (системно-деятельностная, личностно-ориентированная) в равной степени относятся к обучению и воспитанию. Воспитательная область выделяется и в традиционном обучении, и развивающем (в системе Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова), и в проблемном. Наиболее перспективно развивающимся направлением актуализации воспитательного потенциала в процессе обучения является проблемное обучение. Сюда относятся не только ставшие основополагающими работы М.И.Махмутова, И.Я.Лернера, А.В.Брушлинского, А.М.Матюшкина, исходящие из больших коммуникативных, познавательных, мыслительных и личностных возможностей открывающихся для обучающегося, но и работ Р.В. Самсоновой, которая исследует именно воспитательный потенциал проблемного обучения. Не меньшие возможности актуализации воспитательного потенциала текстов видятся и в традиционном подходе, поскольку именно в нем текст рассматривается как центральный и основной объект обучающего и воспитывающего воздействия. Эта позиция традиционного подхода усиливается национальными культурными особенностями России: выдающиеся тексты художественного, исторического, философского, религиозного, филологического и культурологического содержания всегда содержали в себе воспитательный аспект (отсюда позиция «Поэт в России больше, чем поэт», пушкинские замечания о воспитательном значении исторических трудов Карамзина, этические и антропологические идеи Бердяева, Леонтьева, Соловьева, филологические и культурологические взгляды Аверинцева и т.д.). Однако современная специфика работы с текстами, которые больше не мыслятся как статические и неизменные (как в традиционном подходе), требует определенного обновления форм и методов.

Мониторинг, проведенный с целью выявления состояния воспитательного процесса на уроках истории, литературы, МХК, ОПК, ОРКСЭ, обществознания, формулирования проблем и противоречий, установления связи и влияния изучаемых текстов на воспитательный процесс, показал, что идейное и аксиологическое содержание и язык текстов влияют на эмоциональное состояние обучающихся. Сущность этой связи сигнальная (живое быстрое реагирование — изменение состояния эмоционального фона). Возможно поэтому, наиболее распространенными методами воспитательного воздействия являются декларативные выводы, установление оценок, воздействие на эмоции посредством специфики сюжета (текстовый отбор, например при изучении отрывка Ф.М.Достоевского «Подростки», И.С.Тургенева «Муму» или Паустовского «Телеграмма» дети часто плачут).

Данное уточнение определило направления и способы создания форм актуализации аксиологического содержания художественных произведений в процессе обучения и воспитания на базе различных школ г. Курска. Эта работа стала обучающей опытно-экспериментальной деятельностью для учителей гуманитарных предметов в рамках проекта и нашла отражение в опыте постановки и решения воспитательных задач через создание различных форм интеграции в работе с текстами.

В ходе этой работы выявились причины, объясняющие разрыв, имеющий место в процессе обучения и воспитания при работе с тексами на уроках русского языка и литературы. Причины заключены в способе рождения и существования текста: с точки зрения рождения, текст есть соединение языка и личности, а с точки зрения существования, текст – чаще всего понимается как функция (объект, предмет, средство изучения или коммуникации) и всегда ценность (художественная, научная, социальная, этическая, личностная и т.д.). С одной стороны, это позволяет определить структуры и механизмы организации текста, способные оказывать обучающее и воспитывающее воздействие:

-так все, что относится к языку как к способу выражения легче всего оказывает обучающее воздействие (поскольку язык — внешняя структура, которая о-сваивается, у-сваивается, т.е. учится),

-а все, что относится к личности и культурно-историческим пластам несет воспитывающий потенциал (оно как опыт может быть присвоено, а может отторгаться).

С другой стороны, выяснилось, что именно аксиологический аспект текста выступает фактором, преодолевающим противоречие между его рождением и существованием и, соответственно, между обучением и воспитанием (применительно к школьной практике). Отсюда следует, что актуализация аксиологического содержания обеспечит интеграцию обучающего и воспитывающего воздействия изучаемых текстов.

Опытно-экспериментальная база проекта на планируемый период составила 26 школ (из 59 школ г.Курска)

В процессе разработки и апробации отдельных программ обучения и воспитания в системе текстоориентированного подхода (интегрированная программа изучения исторических эпох — Возрождения и Классицизма И.В.Мандрук, интегрированная программа развития речи О.Г.Князевой, интерактивная программа изучения мировых религий М.П. Передерий) были определены формы актуализации обучающего и воспитательного потенциала текстов, среди которых выделились следующие:

1) нравственная проблематизация изучаемого материала

2)»эпистемологизация»- изучение особенностей мысли другого человека (их движение, изменение, развитие), формирование мировоззрения;

3)»житийность» (изучение биографий как исследование, как образец или рассказ об опыте другого человека — «жизнь как текст», ее сюжет как «цепь поступков и последствий»);

4) портрет как чтение характера личности;

5)дискурсивный анализ (что говорит автор, текст, герой, ученик, учитель и почему говорит, в каких условиях);

6) герменевтический анализ (зачем говорит, замысел текста как высказывания);

7) интерпретация в двух аспектах: как результат анализа и как формулирование собственного понимания;

8) сравнительный;

9) формирование собственного стиля письма и речи (как способ выражения интерпретации).

Данные методы, с одной стороны, имеют традиционную природу, а с другой — отражают методологию современного гуманитарного знания.

Выявленные формы актуализации обучающего и воспитательного потенциала текстов во многом определили варианты разработанных моделей интеграции процессов обучения и воспитания.

Существенными организационными характеристиками этих моделей стали

— процесс погружения как способ их реализации,

— процесс преодоления внутренних противоречий обучающейся личности, ведущий к изменению-приросту (знаний или опыта), когда у ребенка формируется навык управления своей учебной или социальной жизнью и навык разрешения предметных, метапредметных или межличностных задач в рамках своего возрастного уровня,

— вариативность.

В результате были разработаны и прошли апробацию

— модель учебного проекта или исследования ( варианты: музейная педагогика в школах № 7,10,18,25,55; краеведческие исследования — школы № 7, 18,32; модель разновозрастных литературных и добровольческих проектов -школа №43, 19);

— арт-модель ( варианты: психологический театр школы № 33, православный театр школы №43, риторический театр школы №7 в рамках программы развития речи О.Г.Князевой, твоческие мастерские школ № 27,28, 46);

— модель личностно-ориентированного обучения и воспитания (индивидуальная по своей сути) — формирование собственного стиля письма и речи (как способ обретения, осознания и актуализации собственной индивидуальности).

Формирование «филологической» компетенции как способности к анализу текста в процессе актуализации аксиологического содержания произведения

В условиях компетентностного подхода…

Таким образом, актуализация аксиологического содержания текста в процессе его анализа является важнейшим фактором фопмирования филологической компетенции

филологическая компетенция включает в себя следующие компоненты: лингвистический, общегуманитарный, эстетический, стратегический, информационный, личностный, самообразовательный, а также культуру чтения и культуру эстетического восприятия действительности [Пореченкова Е.А. 2009 с. 4]

Филолог – специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов (письменных, устных и виртуальных, включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов): способный к созданию, интерпретации (анализ языковой и литературной информации), трансформации (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование) и распространению (осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурнойи межнациональной) различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.). [Е.Н.Ковтун 2011:6]

Филологическая компетенция –это умение специалиста применять полученные филологические знания, умения и навыки в реальной жизни;

Многие дети и взрослые испытывают трудности языковой адаптации к различным жизненным ситуациям.Мы знаем, что в школе существует проблема «молчащих» детей. Поэтому одной из важных задач учителя русского языка и литературы является формирование коммуникативной компетенции, так как именно она оказывается залогом успешной социализации личности.

Среди наиболее частых причин этого психологи называют трудности информационные, которые проявляются в неумении сообщать информацию, высказать свое мнение, завершить сообщение, т.е. причины, связанные с отсутствием коммуникативных умений.

Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач.

Коммуникативная компетенция существует в двух ипостасях -письменной и устной.

Ее письменный аспект в большей степени связан с традицией, установившимися жанровыми формами, а значит,требует в большей степени опоры на традиционные формы обучения.

Характер устной коммуникации гораздо более изменчив, более подчинен жизненным реалиям, следовательно часто основан на непредсказуемости и импровизации, поэтому требует нестандартных подходов и инновационных форм обучения.

Исходя из этих особенностей и были разработаны две линии формирования коммуникативной компетенциичерез различные формы актуализации аксиологического содержания текста.

Первая представлена в программе для 5-9 классов и предназначена для формирования письменных коммуникативных навыков.

Надо понимать, что, для того чтобы ребенок мог что-то написать, надо, чтобы ему было, о чем писать. Письмо всегда является результатом размышления, следовательно,ему надо о чем-то мыслить. При этом, чтобы текст оказался хорошим, предмет размышления должен быть достойным, а характер размышлений – глубоким. Эти требования относятся как к младшим школьникам, так и к старшеклассникам. Поэтому выбор тем для размышления определялся, исходя из желания развить духовный потенциал ребенка.

Чтобы ребенок мог достойным образом осмыслить эти темы, нужно было найти время.. Эту проблему решил принцип интеграции, положенный в основу программы. Интегрировалась урочная и внеурочная деятельность, а также культурологически связанные между собой предметы: русский язык. Литература. МХК, ОПК. (см. Гл.2 параграф 2.1)

Кроме проблемы времени, такая интеграция позволила размышлять о предмете с разных сторон, следовательно. Увидеть целостность объектов окружающего мира, с одной стороны, а сдругой стороны, сформировать первичные навыки системного мышления ребенка.

Совсем другой подход используется при формировании навыков устной коммуникации. Здесь во главу угла ставятся неожиданность, импровизационность, требующая находчивости, быстрого реагирования, поиска нестандартных решений. Применяется метод моделирования речевых ситуаций. Какими путями создаются речевые ситуации?

(озвучивание картин, т.е.произнесение монологов за героев, воображаемый рассказ об увиденном кому-то из близких)

Используется игровой метод создания речевых ситуаций. Мы называем это методом РАФТ (роли на бумажках). Общей для всех является коммуникативная стратегия.

Таким образом, в решении проблемы компромисса между традицией и инновацией мы опираемся на природу материала, с которым мы работаем, и сообразно с ней подбираем методы работы – традиционные или инновационные.

Формирование читательской компетентности (развитие читательской активности)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *