Формирование структуры принятия решений Д.Руссеф

Как уже было отмечено выше, по форме правления Бразилия является президентской республикой, поэтому президент играет важную роль в политической сфере жизни общества. При принятии политических решений президент руководствуется рядом факторов. Одной из моделей анализа данных факторов является система 3-ёх уровней анализа К.Уолтца, на первом уровне которой рассматриваются личные характеристики президента Дилмы Руссеф.

При изучении её биографии можно выделить ряд ключевых моментов, которые повлияли не только на развитие её личностных качеств, но и сформировали основные принципы и ориентиры, на которые она опиралась при управлении страной и принятии решений.

Прежде всего, её отец в молодости был членом Болгарской коммунистической партии, что объясняет её приверженность к «левым» взглядам с самого детства. Период военной диктатуры в Бразилии 1964-1985 годов совпал со студенческими годами Руссеф, когда она активно участвовала в Революционной марксистско-политической рабочей организации, ставившей своей целью свержение существующего строя, была арестована и подвергнута многочисленным пыткам. Данные факты, несомненно, сформировали в ней такие важные черты характера, отмеченные её коллегами из партии, как твердость и принципиальность, граничащие с упрямством, а также техничность и прагматизм.

В конце 1990-х годов Дилма вступила в Партию Трудящихся, где началась её успешная политическая карьера и произошло её сближение с тогда действующим президентом страны Лулой да Сильвой, который оценил её жесткий стиль работы и в 2008 году сообщил, что хочет видеть именно Руссефф своим преемником на посту главы государства. Так как Лула да Сильва до сих пор является одним из самых «любимых» президентов среди населения Бразилии, а в момент окончания президентского срока его популярность составляла рекордные для страны 87%, часть его популярности автоматически передалась его преемнице, которая 1 января 2011 году стала первой в истории Бразилии женщиной президентом.

Отдельным фактором, который Д. Розенау выделяет при принятии внешнеполитических решений на уровне индивида, является занимаемые политиком пост и выполняемые роли. Являясь президентом, Дилма Руссеф выполняла важную роль, являясь главным представителем своей страны на международной арене. Кроме того, согласно Конституции Бразилии, пост президента республики предоставляет ряд важных полномочий: подписание международных договоров и соглашений, установление отношений с зарубежными странами и аккредитация их дипломатических представителей.

На втором уровне рассматриваются определители и факторы, связанные с геополитическим положением государств, анализируется специфика политических режимов и социально-экономические структуры в этих государствах.

Одной из особенностей политической системы Бразилии сегодня, является так называемое «коалиционное президентство», сформировавшееся в стране после принятия Конституции 1988-ого года.

Согласно Конституции, Палата депутатов избирается по пропорциональной системе с применением преференциального вотума, основанного на неранжированных партийных списках, Федеральный сенат — по мажоритарной системе. Каждый субъект федерации представлен 3 сенаторами, избираемыми на 8 лет. 1 раз в 4 года Сенат обновляется на 1/3 и 2/3. Одновременно с сенатором избираются 2 его заместителя.

По Конституции Бразилии для того, чтобы осуществить любую реформу необходимо набрать абсолютное большинство (в некоторых случаях 2/3, например, для изменения Конституции) голосов в Парламенте. При этом после выборов 2014 года в состав Национального Конгресса Бразилии входят 26 партий (ПРИЛОЖЕНИЕ А), (в 2010-ом году – 35 партий). Две наиболее крупные партии – Правящая Партия Трудящихся (Partido dos Trabalhadores) и Партия бразильского демократического движения (Partido do Movimento Democrático Brasileiro), которые до импичмента Дилмы Руссеф находились в одной коалиции, обладают только 124 (70 РТ + 50 PMBD) местами в парламенте (нижняя палата парламента) из 513 и только 31 (12 РТ + 18 PMBD) из 81 местами в Национальном Конгрессе. При условии того, что это крупнейшие партии, представленные в парламенте, для его эффективной работы, коалиция со множеством партий является единственно возможным вариантом.

В периоды президенства Ф. Кардозо и Л. Сильва данная модель удачно вписывалась в политическую ситуацию в Бразилии и оба президента прославились своими большими гетерогенными коалициями в Конгрессе. С 1995 года для президента стало привычным управлять альянсами, которые составляли более 70 % депутатов в нижней палате. Таким образом, парламентская коалиция не только больше обычного размера (это означает, что она имеет больше членов, чем нужно для принятия законов), но также несвязанная (партии, которые входят в альянс, находятся по разные стороны идеологического спектра). Такие коалиции выступают в качестве страхового полиса с целью защитить законодательную программу президента посредством различных форм политических сверхкомпенсаций.

Однако ввиду изменения политической ситуации в стране, распространение нового среднего класса и его представителей в парламентской оппозиции, экономического кризиса и коррупционного скандала, данная модель способствовала усугублению кризиса, который привёл к импичменту президента Дилмы Руссеф и вступление в должность вице-президента Мишеля Темера.

Состав правительства и парламента являются важными факторами, влияющими на процесс принятия политических решений и разработку политики государства, поэтому будет важно рассмотреть их основные особенности в период президентства Дилмы Руссеф. Прежде всего, после вступления на должность она сформировала новое правительство во главе с Мишелем Темером, который в настоящее время исполняет обязанности президента страны. Данный выбор был обусловлен необходимым компромиссом, модель которого была сформирована еще в период президентсва Лула да Сильвы. Данное решение было принято, так как Мишель Темер является представителем партии бразильского демократического движения (второй по величине партией в парламенте), а для успешного проведения политики президенту необходимо заручиться парламентским большинством, т.е голосами представителей партии бразильского демократического движения (которая придерживается центристских взглядов, хотя многие политологи утверждают, что данная партия не имеет идеологии и является catch-all party) . По такому же принципу происходило назначение основных министров и членов правительства Дилмы Руссеф, куда были приглашены политические лидеры партий из правящей политической коалиции, состоящей из 9 партий: Партии трудящихся, партии бразильского демократического движения, социал-демократической партии, прогрессивной партии, коммунистической партии, республиканской партии, демократической рабочей партии, республиканской партии социального порядка и партии республики Бразилии.

Важной особенностью сложной политической ситуации в стране, которая непосредственно повлияла на состав парламента Бразилии, является постепенное снижение популярности Партии Трудящихся и потеря ими мест в парламенте совпадающая с увеличение количества мандатов для Партии бразильского демократического движения, которая сейчас находится у власти. Таким образом, при принятии любого политического решения президент должна была принимать во внимание мнение членов данной партии, так как при её выходе из правящей коалиции мог быть создан опасный прецедент для осуществления политических реформ.

Отдельное внимание необходимо уделить посту министра иностранных дел, на котором в период президентства Дилмы Руссеф находилось несколько министров. Первым из них являлся Антонио Патриота, который впоследствии был снят с должности из-за скандала, связанного с операцией по предоставлению тайного убежища политику из Боливии Роджеру Пинто Молина, которая согласно официальным данным проводилась без ведома Дилмы Руссеф. Во время второго президентского срока новым министров иностранных дел стал Мауро Вьейра, который занимал данный срок до импичмента президента.

Помимо министра иностранных дел, важными фигурами во внешней политике Бразилии являются Генеральный секретарь иностранных дел, постоянный представитель Бразилии в ООН, Высокий представитель в МЕРКОСУР, Министр обороны Бразилии и помощник администрации президента по внешней политике. При принятии внешнеполитических решений данные министры играли значительную роль, так как именно они являлись основными координаторами внешней политики страны.

Так как внутренняя и внешняя политика неизменно связаны между собой, актуальная ситуация в стране также является важным фактором, влияющим на процесс принятия внешнеполитических решений. Во время президентства Дилмы Руссеф в социальной и политической сферах жизни Бразилии, произошло несколько серьёзных изменений, которые оказали влияние не только на международный статус страны, но и на её будущее развитие.

Прежде всего, Дилма Руссеф пришла к власти в момент бурного экономического развития Бразилии. Экономический рост позволил не только улучшить благосостояние и социальную инфраструктуру страны, но и превратил Бразилию в выгодного международного партнёра для многих стран. Начатое при Лула да Сильве сотрудничество с партнерами по БРИКС (Россия, Индия, Китай и ЮАР), а также по линии Юг-Юг, то есть с развивающимися странами Латинской Америки, Карибского бассейна и Африки, было продолжено и активно развивалось в первые годы президентсва Дилмы Руссеф. Однако последующий экономический спад в стране и внутренние изменения, привели к снижению данной активности. Снижение темпов экономического роста (ПРИЛОЖЕНИЕ В) привело к сокращению государственных расходов на финансирование различных сфер жизни общества, что в свою очередь повлекло ряд протестных настроений в стране, которые в своё время были достаточно оценены правительством и не были учтены при принятии важных для страны решений международного значения (таких как проведение Чемпионата мира по футболу в 2014 году и Летних Олимпийских Игр в 2016 году), что привело к падению популярности Дилмы Руссеф как президента страны и последующему изменению политической расстановки сил в государстве (в том числе к изменению расстановки сил в парламенте страны в виду увеличения популярности Партии Бразильского демократического движения).

Важным внешнеполитическим последствием экономической нестабильности стало снижение активности Бразилии в странах Среднего Востока и Африки Ближний восток, которым Бразилия оказывала экономическую помощь в рамках двухсторонних соглашений. Основополагающим внешним фактором, повлиявшим на снижение активности Бразилии в данном регионе стали многочисленные военные конфликты, происходящие в странах Среднего Востока в последнее время.

Кроме того, экономическая ситуация, которая складывалась в Бразилии на протяжении XXI века, привела изменению социальной структуры страны. Бурный экономический рост и политика государства активно способствовали сокращению неравенства между различными слоями населения, уровень которого в Бразилии всегда был традиционно высок. К вступлению на пост президента Дилмы Руссеф в Бразилии успел сформироваться хоть и не значительный, но влиятельный средний класс, а также произошёл рост числа внутренней буржуазии, которая имея доступ к экономическим ресурсам, хотела иметь также политическое влияние. Так как уровень коррупции в Бразилии, как и в других странах Латинской Америки, достаточно высок (в 2016 году Бразилия занимает 80-ое место в рейтинге самых не коррумпированных стран мира), данные группы имеют непосредственное влияние на принятие как внутренне, так и внешнеполитических решений.

Являясь 7 экономикой мира, Бразилия является самым крупным и одним из самых влиятельных государств на континенте и первой экономикой стран Латинской Америки, занимает важное место в ключевых организациях континента, таких как МЕРКОСУР, ОАГ и Группа РИО, а также входит в международные организации и является активным участником международных пара-организаций. Так одним из направлений внешней политики, о котором заявляла Руссеф выступая перед парламентом страны при вступлении на первый срок, является сотрудничество со странами БРИКС, укрепление южноамериканской интеграции через создание Союза южноамериканских наций (УНАСУР) и продолжение развития отношений со странами Африканского континента, начатое ещё при Лула да Сильве. Таким образом,при вступлении Дилмы Руссеф на пост президента положение страны на мировой арене являлось достаточно благоприятным для проведения активной внешней политики.

Взаимодействие данных факторов играет важную роль при оценке внешней политики президента Дилмы Руссеф, которая характеризуется рядом важных моментов.

Как видно из ПРИЛОЖЕНИЯ Г, в сфере внешней политики Дилма Руссеф при вступлении на должность президента Бразилии не производила серьёзных изменения административного состава, что позволяет сделать вывод о стабильном внешнеполитическом курсе, который был начат её предшественником. Действительно Бразилия продолжает активно выступать за неиспользование военных средств для решения международных конфликтов (в 2014 году Дилма Руссеф в своей вступительной речи на заседании Генеральной Ассамблеи ООН еще раз подчеркнула важность данного тезиса) и продолжает активное участие в рамках МЕРКОСУР и других организаций по сотрудничеству в ЛА (при Дилме Руссеф была введена должность Высокого представителя в МЕРКОСУР). Однако цели внешней политики страны немного изменились.

Дело в том, что, несмотря на то, что Бразилия является самым крупным и одним из самых влиятельных государств на континенте и первой экономикой стран Латинской Америки, основное внимание президента всегда было направлено на поддержание экономического роста страны и решению её внутренних социальных проблем. Так, согласно исследованиям университета Рио-де-Жанейро, проведенным в 2014 году, по сравнению с президентом Лулой Да Сильвой, количество визитов в иностранные государство сократилось более чем на 30% (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). Кроме того, изменились и основные направления государственных визитов, так как наиболее посещаемыми странами в период президентства Дилмы Руссеф являлись страны, с которыми Бразилия сотрудничает в рамках различных международных экономических организаций и пара-организаций, а не стран, которые традиционно представляют для Бразилии проблемный регион (страны Центральной Америки и Карибского бассейна). По мнению немецкого политолога Оливера Стуенкела, занимающегося преимущественно проблематикой БРИКС, «Одним из ярких знаков того, что президент Дилма Руссеф старается уменьшить вовлечённость страны в международные дела, является существенное сокращение в этом (2014) году членов дипломатического корпуса.». Все эти факты позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на следование курсу своего предшественника, Дилма Руссеф значительно большее влияние уделяла внутреннему состоянию государства и рассматривала внешнюю политику, прежде всего, как дополнение внутренней политики.

Опираясь на теорию О.Хостли, можно сказать, что стремление президента убеждение президента в необходимости сокращения неравенства в стране и улучшение уровня жизни самых незащищённых слоёв населения (благодаря популярности среди которых она пришла к власти) являлись частью «операционального кода» системы убеждений Дилмы Руссеф. Проанализировав её политическую программу и основные политические решения, в «операциональный код» также следует включить понимание того, что такое внешняя политика и каким целям она должна служить, на формирование которых значительно повлияли личные качества. Если Президент Лула да Сильва по характеру являлся достаточно амбициозным человеком и ярким лидером, что позволило ему проводить более активную внешнюю политику (именно им был поднят вопрос о принятии Бразилии в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН), то Дилма Руссеф ввиду своей прагматичности и стараясь направить свой политический курс на получение выгоды для страны в краткосрочной перспективе, не рассматривала внешнюю политику как инструмент, способный помочь ей в достижении этой цели, так как проведение активной внешней политики требовало большого количества материальных затрат. Также в состав «операционалного кода» следует включить основные внешнеполитические цели, которые были выделены Руссеф при вступлении на пост президента. К ним, прежде всего, относятся: распространение мира и неиспользовние военных методов для решения конфликтов, защита прав человека и усиление интеграции на Латиноамериканском континенте.

Рассматривая процесс принятия любого внешнеполитического решения в Бразилии с точки зрения бихевиоралистской модели Г. Лассуэлла, который утверждает, что принятие решений во многом зависит от личностных качеств политического деятеля, его политической ориентации, стимулов и мотивов, в период президентства Дилмы Руссеф можно отметить, что «левые» взгляды президента наложили серьёзный отпечаток на внешнеполитический курс президента. Так, например, являясь одним из лидеров МЕРКОСУР (вместе с Аргентиной), в 2012 году Бразилии удалось включить в его состав социалистическое правительство Уго Чавеса, тем самым спровоцировав конфликт внутри организации (между Парагваем и Венесуэлой, первой из которых выступал против её вступления). По оценкам многих экспертов, данное решение было навязано Бразилией другим странам из чисто политических соображений. Несомненно, что с экономической точки зрения, вступление Венесуэлы повышает энергетический потенциал Меркосур, учитывая, что венесуэльцы являются одними из крупнейших производителей и мировых экспортеров нефти. Однако ввиду сложных отношений США и Венесулы, а также того факта, что США является одним из основных экономических партнёров МЕРКОСУР, вступление туда Венесуэлы по чисто экономическим соображениям, было бы весьма опасно. Данное решение было инициировано Бразилией по политическим причинам, одной из которых является желание Бразилии увеличить количество левых правительств, к которым относится правительство Дилмы Руссеф, в организации для того чтобы впоследствии закрепиться как её лидер.

Говоря о внешней политики Дилмы Руссеф в отношении России, главным каналом взаимодействия двух государств является БРИКС, который Дилма Руссеф в интервью Российской газете называет важным направление внешнеполитического курса Бразилии на современном этапе. В своей речи, произнесенной при переизбрании на второй срок, он отмечает, что в рамках сотрудничества БРИКС, Бразилия должна развивать взаимодействие в таких областях как торговля, наука и технологии, а также в рамках Банка развития БРИКС. Парламент России, в свою очередь, подчеркнул, что Москва придает большое значение двустороннему сотрудничеству с Бразилией и дорожит идеально сбалансированной позицией страны по сложным проблемам в Европе и других частях планеты.

Так в области внешнеполитических конфликтов, страны члены БРИКС придерживаются общей позиции, например, при принятии резолюции военной интервенции в Ливии, Бразилия присоединилась к другим членам БРИКС в Совете и воздержалась. В проекте резолюции, осуждающей насилие в Сирии, Бразилия работала с Индией и Южной Африке, чтобы попытаться преодолеть разрыв между западными державами с одной стороны и Россией и Китаем с другой. Тема защиты прав человека является важной для внешнеполитического курса Бразилии, поэтому она несколько раз поднималась на двухсторонних встречах между российским и бразильским лидерами. В 2012 году перед визитом Дилмы Руссеф в Россию, в её официальной обращении к президенту РФ, было отмечена просьба российскому правительству по «укреплению международных мер по защите гражданского населения Сирии».

Важным направлением внешнеполитического взаимодействия между Россией и Бразилией, является сотрудничество в военной сфере, которое было начато президентом Лулой да Сильвой и проложено при Дилме Руссеф. Россия является важным поставщиком оружия в Бразилию. В период президентсва Дилмы Руссеф было подписано несколько важных договоров о покупке военной техники (например, договор 2012 года о закупке самолётов МИ-35) и подписано несколько соглашений о военно-техническом сотрудничестве (полный список в ПРИЛОЖЕНИИ Д).

Новым направлением взаимодействие, стало сотрудничество в области ядерной энергетики, интерес к которому был озвучен во время визита премьер-министра Дмитрия Медведева в Бразилию в 2013 году. Прежде всего, сотрудничество в данной сфере обусловлено экономическими интересами и направлено на решение внутреннего энергетического кризиса в стране.

В целом, говоря о внешнеполитическом курсе Дилмы Руссеф, можно отметить её следование национальным интересам, сформированным при президентстве Лула да Сильвы, однако основной его особенностью является постепенное уменьшение влияния и снижение внешнеполитической активности, которое было достигнуто при её предшественнике. Дилма Руссеф основное внимание уделяла ситуации внутри страны, которая на момент её президентства складывалась весьма неоднозначно и использует внешнюю политику как инструмент для решения внутренних проблем. Основной причиной снижения внешнеполитической активности является экономический кризис, проявивший многие проблемы Бразильского общества, такие как неравенство, коррупция и недовольство политической властью в стране.

Кроме того внешнюю политику Бразилии оказывала влияние изменяющаяся и нестабильная политическая ситуация в парламенте государства, а также ряд внешних факторов, таких как военные конфликты в странах северной Африки и Ближнего Востока. Несомненно, что политические идеи президента и приверженность левым идеям повлияли на внешнеполитический курс страны, что проявилось не только в поддержке левых правительств в странах Латинской Америки, но и активная борьба за прекращение военных конфликтов и защиту прав человека и гражданина (так как непринятие насилия является достаточно типичной характеристикой для левых партий). Также немаловажным являются личностные качества президента. Как уже было отмечено выше, сложна политическая ситуация и нестабильность в парламенте страны (назревающие противоречия в правящей коалиции), дополненные коррупционным скандалом, связанным с государственной нефтяной компанией Petrobras, привели к импичменту Дилмы Руссеф, который состоялся 31 августа 2016 года и последующему назначению Мишеля Темера президентом страны. В целом парламентский кризис и недостаточно сильная президентская коалиция непосредственно повлияли на уменьшения внешнеполитической активности, так как основное внимание президента было сосредоточено на решении внутренних проблем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *