Формирование новой модели управления государственными закупками

В целях совершенствования контрактной системы, а также установления особенностей функционирования ее отдельных механизмов в 2016 г. были приняты следующие законодательные изменения:

  • уточнены требования к описанию объекта закупки в части необходимости применения документов и требований, установленных законодательством Российской Федерации о стандартизации (Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ);
  • установлены особенности заключения контрактов в сфере строительства и выполнения проектных и изыскательских работ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ);
  • установлена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с планированием, нормированием, обоснованием закупок и исполнением контрактов (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ);
  • упрощена процедура направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ);
  • закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий включены в сферу регулирования Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ);
  • установлены особенности осуществления закупок товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, а также в соответствии с контрактом, предусматривающим встречные инвестиционные обязательства поставщика (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ).

В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в настоящее время прорабатываются следующие вопросы:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг;
  • перевод процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронный формат;
  • установление порядка подготовки обращений к Президенту Российской Федерации об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • определение критериев включения товаров российских производителей, работ, услуг, оказываемых российскими юридическими лицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • раскрытие информации о соисполнителях (субподрядчиках), привлекаемых для исполнения контрактов;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек.

Считаем целесообразным ужесточить ответственность в сфере государственных закупок с тем, чтобы в большей степени использовать потенциал административно-правовых мер профилактики правонарушений.

В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает за совершение подобных нарушений наказания в виде административного штрафа. Например, за «несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» (статья 7.29) для должностных лиц установлен административный штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей.

Учитывая, зачастую, многономиллионные суммы государственных контрактов, при заключении которых совершаются коррупционные правонарушения, считаем подобный размер штрафа недостаточным препятствием для совершения правонарушений в рассматриваемой сфере.

По нашему мнению, систему административных наказаний за совершение правонарушений в области государственного заказа необходимо дополнить такими видами наказаний, как дисквалификация и обязательные работы. Эти виды наказаний предусмотрены статьей 3.2 «Виды административных наказаний» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Введение подобных наказаний за административные правонарушения в сфере государственного заказа послужит более мощным сдерживающим фактором от их совершения, чем система административных штрафов. Таким образом, административно-правовая составляющая института государственного заказа представлена довольно обширным комплексом норм, и ее недооценка на современном этапе развития данного института может негативно сказаться на эффективности правового регулирования и правоприменительной практики в данной сфере, в частности, в сфере противодействия злоупотреблениям в деятельности государственных служащих.

В связи с этим на новом этапе развития правового регулирования института государственного заказа научное осмысление административно-правовой его составляющей должно выйти на новый уровень.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *