В целях совершенствования контрактной системы, а также установления особенностей функционирования ее отдельных механизмов в 2016 г. были приняты следующие законодательные изменения:
- уточнены требования к описанию объекта закупки в части необходимости применения документов и требований, установленных законодательством Российской Федерации о стандартизации (Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ);
- установлены особенности заключения контрактов в сфере строительства и выполнения проектных и изыскательских работ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 314-ФЗ);
- установлена административная ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе, связанные с планированием, нормированием, обоснованием закупок и исполнением контрактов (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 318-ФЗ);
- упрощена процедура направления граждан Российской Федерации на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 320-ФЗ);
- закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий включены в сферу регулирования Закона № 44-ФЗ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ);
- установлены особенности осуществления закупок товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, а также в соответствии с контрактом, предусматривающим встречные инвестиционные обязательства поставщика (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ).
В рамках совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в настоящее время прорабатываются следующие вопросы:
- установление порядка формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг;
- перевод процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронный формат;
- установление порядка подготовки обращений к Президенту Российской Федерации об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- определение критериев включения товаров российских производителей, работ, услуг, оказываемых российскими юридическими лицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты, ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами;
- исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
- установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
- ограничение сроков расчетов по контрактам;
- снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
- совершенствование системы контроля в сфере закупок;
- раскрытие информации о соисполнителях (субподрядчиках), привлекаемых для исполнения контрактов;
- введение системы электронной подачи жалоб;
- установление порядка расчетов неустоек.
Считаем целесообразным ужесточить ответственность в сфере государственных закупок с тем, чтобы в большей степени использовать потенциал административно-правовых мер профилактики правонарушений.
В настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает за совершение подобных нарушений наказания в виде административного штрафа. Например, за «несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» (статья 7.29) для должностных лиц установлен административный штраф в размере до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая, зачастую, многономиллионные суммы государственных контрактов, при заключении которых совершаются коррупционные правонарушения, считаем подобный размер штрафа недостаточным препятствием для совершения правонарушений в рассматриваемой сфере.
По нашему мнению, систему административных наказаний за совершение правонарушений в области государственного заказа необходимо дополнить такими видами наказаний, как дисквалификация и обязательные работы. Эти виды наказаний предусмотрены статьей 3.2 «Виды административных наказаний» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Введение подобных наказаний за административные правонарушения в сфере государственного заказа послужит более мощным сдерживающим фактором от их совершения, чем система административных штрафов. Таким образом, административно-правовая составляющая института государственного заказа представлена довольно обширным комплексом норм, и ее недооценка на современном этапе развития данного института может негативно сказаться на эффективности правового регулирования и правоприменительной практики в данной сфере, в частности, в сфере противодействия злоупотреблениям в деятельности государственных служащих.
В связи с этим на новом этапе развития правового регулирования института государственного заказа научное осмысление административно-правовой его составляющей должно выйти на новый уровень.