Организационно-практическая работа любого муниципального руководства во множестве случаев имеет информационный характер, так как содержит в себе получение информации для принятия решений и сведений об уже принятых решениях.
В процессе развития производства, повышения хозяйственных связей трудность принятия управленческих решений постоянно увеличивается в результате управления государственным или муниципальным образованием.
В целом в хозяйственной системе он имеет прямую пропорциональность показателям социально-экономического развития государственного или муниципального образования. В результате этого от уровня организации и формирования сбора, обработки и передачи сведений в большей степени находится в зависимости эффективность системы управления государственной структурой.
Необходимость развития автоматизации обуславливается повышением размера социально-экономической значимости рынка консалтинговых услуг, эффективное использование которого имеет место для оптимальной реализации государством своих функций, а также является первопричиной для развития экономики что, отмечается в целевых установках Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)».
Важнейшим инструментарием автоматизации рынка консалтинговых услуг в области государственного и муниципального управления становятся автоматизированные системы управления (далее АСУ).
Более обширным определением относительно к АСУ является определение автоматизированной информационной системы. В компьютерной терминологии автоматизированная информационная система анализируется как комплекс организационных, технологических средств, которые объединяются в единую систему с задачей сбора, сохранности обработки (в границах реализации заданных функций) и выдачи сведений.
Применение информационных технологий в системе консалтинговых услуг в государственном и муниципальном секторе гарантирует более результативное использование средств и осуществление обязанностей, повышение прозрачности их работы, экономию времени.
Также необходимо оптимизировать бюджетные затраты на управление.
Автоматизированные информационные системы консалтинговых услуг в области государственного муниципального управления формируются в задачах развития информационной обеспеченности принятия управленческих решений. Система информационной обеспеченности консалтинговых услуг принятия управленческих решений по структуре имеет многоуровневый характер и содержит в себе:
1. Обеспечение управленческих решений в пределах государства, принимаемых Главой Государства и Правительством Российской Федерации (высшая ступень).
2. Информационно-технологическую обеспеченность ситуационных центров и информационно-аналитических структур – Администрации Президента Российской Федерации, Совета безопасности Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (аналитическая ступень).
3. Информационно-технологическую обеспеченность руководства субъектов Российской Федерации, представителей администраций, министерств и ведомств, Росстата, ЦБ РФ, (федеральная ступень).
4. Информационно-технологическую обеспеченность субъектов хозяйствования в государственном и негосударственном секторах, политических и общественных компаний, информационных агентств (региональная ступень).
Для осуществления информационной работы АИС в структурах государственного управления должна быть создана информационно-телекоммуникационная структура консалтинговых услуг. В ее основании имеется интегрирующая система, которая объединяет ресурсы, необходимые для решения задач государственного управления; осуществляющая свою деятельность с различными АИС на федеральном (высшем и ведомственном) и региональном уровнях. Информационно-телекоммуникационная структура включает в себя: Ситуационный центр Президента Российской Федерации, информационные структуры Федерального Собрания, судебных органов, крупнейших холдингов, региональные информационные структуры органов государственной власти.
Рассмотренные информационные системы имеют принадлежность к различным классам АИС.
Каждый из данных классов имеет как единые видовые особенности, так и большие отличия, которые вытекают из основных особенностей, решаемых на различных уровнях государственной власти вопросов. Данное обстоятельство определяет за собой и использование ими различных информационных технологий.
Интегрирующая система осуществляет управление коммуникационными звеньями формируемых на их основании информационно-коммуникационными и информационно-аналитическими сетями структур государственной власти.
На сегодня самой объемной государственной программой в сфере ИТ консалтинговых услуг является программный продукт «Информационное общество (2011–2020 годы)». Данная программа является дальнейшим продолжением основных положений программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и включает в себя вопросы, которые необходимо принимать во внимание при внедрении автоматизированных консалтинговых услуг в разные структуры.
Крупнейшим проектом в данном аспекте является «Электронное правительство» (ЭП). Его суть устанавливается как новейшие возможности государственного управления, которые создаются с помощью информационных технологий систем консалтинга в работе государственных структур на благо людей и общественного развития.
К 2016 году программа по прогнозам заканчивается информатизацией большей доли государственных и муниципальных структур.
Кончено же, можно сказать, что эффективная информатизация всего государства невозможна без активнейшего участия её субъектов. Стратегия каждого субъекта РФ должна иметь соответствие общенациональной стратегии. Основной из важнейших проблем внедрения информационных технологий системы консалтинга в региональном аспекте является не высокий уровень открытости и прозрачности структур власти. В субъектах РФ имеется большое число сайтов разных государственных и муниципальных органов, но, среди них относительно невысокое число Интернет-ресурсов с оптимальным уровнем открытости.
Согласно изучениям Национальной службы мониторинга, в котором принимало участи более 500 федеральных и 5000 региональных СМИ, на превалирующем месте на 01.02.15 г. оказался сайт Губернатора Челябинской области (www.gubernator74.ru) Б.А. Дубровский (показатель информационной открытости – 0,6183). На основе всего выше рассмотренного процесс введения в действие и использование автоматизированных информационных систем консалтинга государственных услуг, которые направлены на рост открытости государственных структур и работу граждан с данными органами, в общем аспекте можно отразить таким образом (представлено в соответствии со схемой № 6).
Рис. 6 – Механизм внедрения автоматизированных информационных технологий систем консалтинга государственного и муниципального управления
Этот механизм предполагает обеспечение государственных структур:
– законодательной базой, которая включает в себя четко распределенную регламентацию по структуре регулирования параметров ЭП;
– материально-технической основой, которая представляет собой современные рабочие места, ПК, а также программное обеспечение, затраты на которое не будут превышать эффективность ее основных итогов;
– кадрами, среди них должны работать не только квалифицированные IT-специалисты, но и специально обученные и мотивированные к применению новых автоматизированных систем чиновники;
– информационными сведениями разного характера, которые поступают из проверенных существующих источников, и определенными знаниями для реализации служебной деятельности через сеть Интернет.
Предусматривается, что для роста доступности информационного консалтинга для граждан и для гарантии общественного контроля их работы будут функционировать в полном объеме:
1) региональная информационно-аналитическая структура органов государственной власти;
2) сайты структур государственной власти и муниципальных образований;
3) общий портал муниципальных образований регионов;
4) программные комплексы «Единый реестр государственных услуг», «Портал государственных услуг» и т.д.
Итак, в целом применение автоматизированных систем консалтинга в государственном и муниципальном управлении даст возможность гарантировать эффективную работу структур власти с целевыми группами граждан. Также автоматизированные системы консалтинга повлияют на ускорение претворения в жизнь управленческих вопросов и своевременную ликвидацию основной проблематики, и оптимизация управленческого аппарата структур власти разных уровней.