Феномен человека в интерпретации китайской медицины
в контексте континуума ЦИ
В новой парадигме медицины болезнь рассматривается как результат изменения структур энергии, предлагается терапевтическая методика для влияния на энергетическую систему тела. Исцеляющие силы присущие каждому организму, могут действовать в направлении, приводящем к новому состоянию равновесия. Энергия есть основа всего, ибо в ней одной заложены все возможности, она является величайшей естественной силой. Без энергии не может быть какого бы то ни было существа. При всей широте китайской концепции Ци, она не встречает никаких препятствий в континууме, начиная от грубой материи и кончая высшими духовными сферами.
Китай — успешно работающая модель энергетической парадигмы. Ее первый классический текст — это «И-Цзин», книга, посвященная изменениям (переменам) и использованию символов для выражения потока энергии во Вселенной. Все достижения китайского общества основаны на Ци, как энергии и служат ее выражением. Энергетическая парадигма шире и более исчерпывающа, чем западная субстанционально — механистическая, и ведет к науке более синтетического типа. Наука, которая исходит из энергетической парадигмы, не содержит жестких делений и категорий, свойственных другой, более овеществленной парадигме. Это подтверждает история развития науки, где наблюдается глубокая разница во взглядах Китая и Европы на вопросы непрерывности и дискретности. Китайская физика старательно придерживалась своей волновой теории и враждебно относилась к атомам. Механистический взгляд на мир просто не развивалась китайской мыслью, когда каждое явление иерархически связано с любым другим. Здесь уместно отметить, что в настоящее время современная постнеклассическая физика достигла такого развития, что способна охватить больше одной парадигмы. Она перестает сохранять картезианские границы, поскольку теория поля в физике и органические концепции в биологии глубоко изменили признаваемую ранее механистическую картину мира.
За энергетической парадигмой в китайской культуре стоит даосское мышление. Даосизм, как система, возник раньше, чем появились письменные источники. Главной книгой, библией даосизма считается «Дао дэ цзин» великого Лао-цзы. Подобно Библии, эту книгу можно читать на разных уровнях. «Даосским путем» стало терпеливое наблюдение за природой и применение принципов, выведенных в результате этого наблюдения. Прекрасное слово для описания научного даосизма –«сила». «Дао дэ цзин» рекомендует уподобиться воде. Следует просто двигаться вместе с естественным потоком существования, и человек проживет то, что на Западе называют «хорошую жизнь», а в результате такой жизни достигает цели, которую ставят перед собой даосы — долголетия и бессмертия. Наблюдая законы природы и следуя им, человек живет в согласии с Дао. Перемены — это основа китайский культуры. Они обозначаются символом Тайцзи, который изображает вечно изменяющую смесь сил Инь и Ян. Взаимозависимость инь и ян означает, что каждый из них является необходимым условием существования другого и ни один из них не может отдельно существовать. Например, без дня не было бы ночи, без возбуждения и торможения. Таким образом видно, что инь и ян одновременно и противоположны, и взаимозависимы; они сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга. Изменение предмета как целого и изменения внутри него обусловлены не только противоположностью и противоборством между его инь и ян, но и их отношениями взаимозависимости и взаимного усиления (1,7). Китайцы принимали перемены как данность и старались к ним приспособиться. Этим объясняется наличие книги, как «И-Цзин». Если перемены — это природа самого существования и, если человек должен приспосабливаться к природе, значит, необходимо изучать природу перемен. Перемены — результат взаимодействия биполярной энергии, которая пронизывает всю Вселенную.
Откуда взялась энергия? Это теоретическая концепция, которая объясняет более широкий спектр доступных наблюдению фактов ясным и исчерпывающим образом. Она была создана человеком. Точно так же как человек создал греческую концепцию атома. Ее нельзя видеть, но она позволяет объяснить все, вплоть до движения самых удаленных планет. Китайцы постулировали Инь и Ян как два полюса универсальной силы. Они постулировали также энергию, называемую Ци, которая движется между двумя названными полюсами. Располагая этими двумя теоретическими концепциями, они дали жизнь древнейшей цивилизации. «И-Цзин»- основа этой цивилизации и ее наука. «И-Цзин» — это книга об энергетике. Понятия Инь и Ян использовались для описания всех свойств Вселенной, объясняли природу всего сущего. Этим же концепциям можно воспользоваться для лучшего понимания Дао, «Пути», или естественного порядка покоя и гармонии Вселенной. В естественном состоянии не бывает избытка Инь и Ян — потому что, такое положение быстро самоуничтожается и равновесие восстанавливается. Инь перетекает в Ян, а потом совершается обратный процесс, и это происходит постоянно. Человек должен понять, что он не сможет выжить, если не будет идти естественным путем, принимая изменения и приспосабливаясь к ним.
Согласно Лао-цзы, Дао породило одно. Как мы переходим из состояния небытия в состояние бытия, превращаемся из нуля в единицу? Что происходит с умом в покое в нулевом состоянии, когда нет никаких мыслей? Вдруг спонтанно появляется мысль. Как именно это произошло, остается для нас неясным, но мы замечаем, что покой ума нарушен. Этот критический переходный момент, перед которым ум находится в состоянии «Небытия», или Уцзи, является моментом, когда начинается состояние Тайцзи,или «Великий Предел». Тайцзи — это состояние полноты, или деятельности, которое включает все события, которые входят в динамическое взаимодействие с Дао. Это явление — переход от отсутствия мысли к мысли — определяется выражением «от Уцзи к Тайцзи». Состояние Тайцзи начинается в момент перехода и на временной оси может быть представлено в виде ступенчатой функции. Можно сказать, что в Энергетическом потоке жизни Уцзи представляет прошлое, Тайцзи -будущее, а момент перехода — вневременное настоящее. Перенося это представление на пространственную структуру Вселенной, мы можем рассматривать пустоту, которая существовала до создания Вселенной, как состояние Уцзи. За пустотой последовало материальное проявление Вселенной — единица в состоянии Тайцзи. Возникает вопрос: как произошел переход Вселенной из состояния пустоты в состояние созданной вселенной. Это тот же вопрос, который возникает относительно спонтанного появления мысли. При современном состоянии знаний мы можем только сказать, что должен существовать момент, когда происходит переход из ничто в нечто. Это нечто можно охарактеризовать как геометрическую точку. Нет возможности описать или указать местонахождение точки, потому что она занимает бесконечно малое пространство, хотя все пространство полностью состоит из таких точек.
Как оздоровительная система, китайская медицина основывается не только на принципах Инь и Ян, но и на теории Пяти Элементов. Каждое из фундаментальных движений этой медицины представляет один из Пяти Элементов. Более двух тысяч лет назад, китайская школа натурфилософов (иньянцзя) разработала теорию Пяти Элементов(У-син). Пять Элементов — Вода, Огонь, Дерево, Металл и Земля- считались не типами косной материи, но динамическими процессами, фундаментальными для понимания мира природы. Кстати, «элементы», обычный для западных языков перевод термина «син» не передает той идеи движения, которая заключена в китайском слове. Характерные качества каждого из «син» были выявлены путем тщательного наблюдения за явлениями природы. Так, Вода имеет свойства просачиваться и падать (поскольку она течет вниз). Огонь греет и движется вверх (что видно по движению языков пламени). Дерево позволяет изменять его форму. Металл может плавиться и затвердевать. Земля обеспечивает пищей. Эти элементы использовались как категории в классификации различных явлений и как образы агентов в разнообразных динамически взаимосвязанных системах. Разработаны были и четыре главных принципа взаимоотношений между Пятью Элементами: взаимное порождение, взаимная близость, взаимное разрушение и взаимная несовместимость.
Пять Элементов не только представляют силы природы, но и обеспечивают руководящие принципы для физиологии, патологии, диагностики и терапии в традиционной китайской медицине. В человеческом теле внутренние органы делятся на две группы: пять Чжан, иньских, или плотных органов, и шесть Фу, яньских, или пустых органов. Каждый из Инь или Ян-органов идентифицируется с одним из элементов. Сердце (Инь) и тонкая кишка (ян) ассоциируется с Огнем, селезенка (Инь) и желудок (Ян) — с Землей, легкие (Инь) и толстая кишка (Ян) — с Металлом, почки (Инь) и мочевой пузырь (Ян) — с Водой, печень (Инь) и желчный пузырь (Ян) — с Деревом.
Еще тысячи лет назад китайские физиологи начали применять теорию Пяти Элементов к укреплению здоровья и лечению болезней. Со временем клинический опыт привел к появлению изощренных теорий, основывающихся на Пяти Элементах. Например, медицинская модель Пяти Элементов более подробно останавливается на взаимодействии внутренних органов, чем на их индивидуальных функциях. Руководствуясь принципами взаимного порождения и разрушения, китайская медицина объясняет, что как избыточное, так и недостаточное развитие одного органа может повлиять на другие органы. Следовательно, проблемы одного органа могут быть решены воздействием на связанные с ним органы. Этот подход контрастирует с тенденцией западной медицины лечить болезнь воздействием только на пораженный орган.
Модель Пяти элементов используется и в классификации лекарств. Как болезни органов, так и эффекты от лекарств оцениваются в терминах Пяти Элементов, что способствует пониманию целостности и гармонии в функциях тела. Таким образом, в дополнение к установлению здоровых отношений Инь и Ян между ментальной деятельностью и физическим движением, китайская медицина приводит в равновесие внутренние органы и гармонизирует все тело. Поддержание динамически сбалансированной системы защищает здоровье, улучшает личные качества и продлевает жизнь человека. Китайская медицина устанавливает диагнозы согласно принципам Инь и Ян и законам Пяти Элементов. Она не ищет болезнь, чтобы бороться с нею в западном понимании, она идет дальше и ищет причину болезни, то есть место и степень дисбаланса энергии, с которого начинается болезнь. Таким образом, сама болезнь становится симптомом. Соответствующие пары меридианов взаимодействуют между собой согласно правилам возникновения и разрушения. Вот почему никогда не наблюдается пораженный орган сам по себе, а только в его взаимосвязи с теми другими органами и частями тела, на которые он мог повлиять.
Что такое человек в китайском понимании? Согласно представлениям китайской культуры, человек и все в природе, представляет собой совокупность энергий, которые взаимодействуют и преобразуются согласно определенным, предсказуемым законам природы. Энергия, из которой состоит человек, поскольку он является синтезом Неба и Земли, — это, конечно, энергия Ци. Китайская медицина рассматривает человека как совокупность энергетических циклов и соответственно этому лечит его. Человек рассматривается как конкретное «созвездие» энергий, чем как физическое тело, в котором обитает душа или дух. Без Ци не существует китайской медицины.
Без понимания Ци западная медицина, со всей ее мощной наукой, так и не узнает о единственном величайшем даре китайской медицины. Чтобы понять человеческую Ци и философию китайской медицины, необходимо помнить о том, что Ци — это континуум. Так как Ци непрерывна и всепроникающа, бессмысленно отрывать человеческое существо как энергетическую систему от природы и, конечно, под природой понимается энергия, то есть Ци. Существование Ци предшествует существованию материи и разума. Это уже аксиома в китайской философии. Когда китайская медицина занимается лечением человека, она не производит искусственного отделения человека от природы. Человеческая жизнь и смерть — это всего лишь крошечная часть Вселенной и на них может оказать влияние любой другой аспект Вселенной. А Вселенная — это взаимодействие энергий. Все они являются аспектами изначальной энергии, которые носит название Ци.
Ци легче всего осмыслить, рассматривая ее функции. Если говорить о функциональной роли Ци в человеческом теле, то она отвечает за движение, защиту, превращение веществ, удержание веществ и тепло. Другими словами, Ци ответственна за организацию несовместимых элементов природы, которые объединяются для образования того, что называется человеческим существом. Это организующее начало, которое отвечает за физическую, эмоциональную и ментальную целостность отдельного человеческого существа. Нигде так сильно, как в организации человеческого существа, не становится ясно, что Ци — это не слепая сила природы, а подчиняющееся законам всеобъемлющее организующее «начало», которое можно видеть «изнутри», так как сам человеческий разум, подобно любой материи, является «структуройци». Говоря об организующих и функциональных аспектах Ци в человеческом существе, в том числе и с медицинской точки зрения, лучше говорить о совокупном «человеческом существе», не о «человеческом теле». Пространство, занимаемое физическим телом, не совпадает с пространством Ци отдельного человеческого существа. Поле человеческой Ци простирается за пределы кожи. Фактически, все человеческое существо — это организованное поле энергии и должно рассматриваться как таковое, что и делает китайская медицина. Такой подход приобретает еще большее значение при рассмотрении цигун и даосских духовных практик. Достаточно сказать, что при обсуждении человеческой Ци необходимо представлять эту Ци не как повторяющую форму человеческого тела, а как поле излучений, в которое физическое тело вплетено (2,74).
Одним из наиболее важных требований китайской медицины является понимание терминов Цзин (Сущность, Эссенция, Семя), Ци (внутренняя энергия) и Шэнь (Дух). Эти три понятия являются корнями нашей жизни. Цзин, Ци и Шэнь называют Сань Бао («Три сокровища»). Практикуя цигун, человек учится укреплять Цзин и превращает ее в Ци. Потом обучается тому, как направлять Ци к голове, превращая ее в Шэнь. И наконец, Шэнь используется для управления эмоциональной стороной своей личности. Именно эти процессы преобразования позволяют достигнуть хорошего здоровья и долголетия. Слово Цзин обозначает самый основной, первородный источник жизни и развития. С этой точки зрения Цзин является источником Шэнь (Духа), ответственного за отличие между существами. У человека Цзин передается по наследству от родителей. Цзин -это своего рода топливо, из которого получается энергия Ци.Поведение Ци и ее функции гораздо сложнее и с большим трудом поддаются управлению, чем энергоснабжение какой-нибудь фабрики. И потом — человек не является ни фабрикой, ни роботом; он — существо, обладающее чувствами и эмоциями. Ни одна машина, ни один станок не в состоянии испытать боль. Более того, почувствовав боль, человек, вотличие от машины, отреагирует либо инстинктивно, либо после сознательного процесса осмысления. Таким образом человеческие чувства и мысли влияют на движение Ци в теле, тогда как машина не в состоянии влиять на собственное энергоснабжение.
Традиционно Ци делят на три основных типа: Небесная Ци, Земная Ци и Человеческая Ци. Небо (Космос, Вселенная) обладает Небесной Ци (тянь ци); она состоит из сил, с помощью которых небесные тела воздействуют на Землю, — например, солнечный, и лунный свет, а также влияние Луны на земные приливы. Ниже Небесной Ци, являющейся самой важной из трех видов энергий, находится Земная Ци. Небесная Ци управляет Земной. Например, сильные ливни могут заставить реку выйти из берегов или изменить русло. Наконец, в рамках Земли Ци существует собственное поле Ци каждого отдельного человека, животного или растения. Все живые природные объекты, включая человека, растут под влиянием естественных циклов. В человеке объединяется и преобразуется космическая и геологическая энергия. Прежде чем система в целом сможет нормально и эффективно функционировать, надлежащим образом должно функционировать тело, в том числе дыхание. Спокойное расслабленное тело будет обеспечивать уверенность и правильные реакции на реальность. Тело, будучи физической частью системы, подключает ее к земле или, другими словами, «заземляет». Человек рассматривается как центр природы; природа определяется как непрерывность Ци, земной и небесной, с ее закономерными и наблюдаемыми изменениями. Здесь человек со своим Разумом имманентен с Ци, а не как сторонний наблюдатель. Подтверждает этот факт и эксперименты квантовой физики. В этой градации Ци видно зависимость части от целого. Надо отметить отсутствии грубого деления на категории, свойственное западной теологии (материя-дух) или науки (живое и мертвое). Вместо этого «люди дракона» смотрят на Вселенную как на континуум. Понимая течение Ци в макрокосме, человек может начать понимать и управлять течением Ци в самом себе, излечивая болезни и укрепляя свое здоровье и благополучие. Энергетика является центральным понятием в китайском учении о макрокосме. Точно также она является центральным понятием китайской медицины. Концепция Ци, подобно любому другому теоретическому построению, была введена для объяснения изменений вселенского характера. Эти изменения выражены символическим языком «И-Цзина». Это монистическая система: она основана на том, что Карнап и Рассел назвали «нейтральным монизмом», не материалистическим и не идеалистическим. Взаимодействующие концепции представлены с помощью символов. В этом контексте энергия, или Ци, становится «фишкой», которая должна перемещаться мысленно.
Как видим, китайская философия и китайская медицина не очень-то занимаются причиной и следствием, не стараются всегда установить причины, которые породили в линейной прогрессии событий. Они занимаются взаимосвязями, структурой событий. Поэтому китайские представления о том, с чего начинается болезнь, очень отличается от воззрений жителей Запада. Две различные логические структуры указывают на различную направленность двух медицин. Медицина Запада занимается главным образом поддающими выделению категориями болезней или болезнетворных агентов, которые она стремится изолировать и пытается изменять, регулировать или уничтожать. Западное отношение исходит из симптома, потом начинаются поиски определившего его механизма — точной причины конкретной болезни. Болезнь может оказывать влияние на различные органы тела, но она является относительно хорошо определенным, самостоятельным явлением. Точный диагноз — это подробное, количественное описание некоторой узкой области. Логика врача – аналитическая: прорезать, как это делает скальпель хирурга, нагромождение телесных феноменов, чтобы изолировать одну — единственную причину болезни.
Китайский врач, наоборот, направляет свое внимание на физиологическое и психологическое состояние человека в ЦЕЛОМ. Вся относящаяся к делу информация, включая как симптомы, так другие общие характеристики пациента, собирается и сплетается воедино, пока не будет получено то, что китайская медицина называет «структурой дисгармонии», пока не будет описан «дисбаланс» в теле пациента. Все точные методы диагностики не выискивают конкретную суть болезни или точную причину, а дают почти поэтическое, хотя и пригодное для работы описание данного человека в целом. Для общей картины вопрос причины и следствия всегда играет второстепенную роль. Врач спрашивает не «почему явление Х вызывает явление У?», а «какая связь между Х и У?». Китайцы стараются понять связь между различными телесными явлениями, которые имеют место в одно и то же время. Логика китайской медицины—синтетическая, она занимается организмом в целом, пытается представить симптомы и признаки в виде доступной для понимания общей картины. Общая картина, структура дисгармонии, становится основой для создания схемы лечения. Таким образом, терапия пытается привести общую картину к равновесию, восстановить гармонию человека.
Надо, конечно, согласиться, что западная медицина очень эффективна в борьбе с острыми, представляющими угрозу для жизни болезнями и травмами. С другой стороны, китайская медицина, лучше справляется с хроническими больными. Напрашивается вопрос: как можно сочетать эти две системы? Да, врачи могут оставаться узко специализированными, но изучение наряду с механической парадигмой энергетической парадигмы могло бы, как ничто другое, предоставить возможность врачу оказывать больному всестороннюю помощь. Это не значит, что какая-то из парадигм лучше- как раз от идеи исключительности надо отказаться.
Китайская медицина могла бы быть прекрасной комплементарной системой, поскольку она располагает пятитысячелетним опытом наблюдений и клинической практики, а также четко определенной теорией. Она обладает последовательной и исчерпывающей, доказанной временем парадигмой, и главное — китайская система работает.
Литература.
1.Айминь,Сюе Цзе. Основы теории китайской традиционной медицины и чжэнь-цзю терапии. — Харбин.-I996.
2.Дж.Катчмер.Дао биоэнергетики. Восток — Запад. — 1996. Киев.
3.Цзюньмин Ян. Корни китайского цигун. Секреты практики цигун. — 1997. Киев.