Факторы развития математической речи младших школьников

Человек является единственным живым существом, которое умеет разговаривать и связано с познавательной деятельностью. С помощью речи человек может воспроизвести то, что он познает из окружающей среды. В качестве средства общения речь играет важную роль в процессе систематизации информации, которая была приобретена.
Речь тесно связана с мышлением. Данную проблему изучали такие известные ученые психологи, как Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В. Келлер, В. Штерн и др. В процессе исследования психологического механизма, Л.С. Выготский обнаружил, что источником развития мышления и речи является их единство, а основным вопросом развития речи – отношение мысли к слову. В процессе анализа речевого мышления происходит его расчленение до основной единицы, которая сохраняет в себе свойство целого. По мнению Л.С. Выготского, такая основная и исходная единица мышления и речи находится во внутренней стороне слова и в его значении. «Слово является живым единством звука и значения, которое имеет основные свойства, что присущи речевому мышлению в целом. Именно в значении слова находится тот узел единства, который называется речевым мышлением» [3, с. 9].
«Слово считается частью не отдельного предмета, а целой группы или целого класса предметов, и как считают многие психологи, обобщением» [3, с. 10].
В качестве мыслительной операции обобщение считается диалектическим переходом от чувственного познания предметов и явлений через ощущения и восприятия к мышлению, как более сложному и качественному отражению действительности. Формула «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практической деятельности» является учебным процессом, который направлен на то, чтобы передавать новые знания и формировать навыки. Поэтому, значение слова – это часть сущности мышления. Отношение стороны звука к его значению является существенным признаком звуков речи человека, которые носят определенную функцию и связаны с известными значениями. В звуковой речи находятся такие речевые свойства, как звуковая и смысловая стороны. Переходные формы от внешней речи к внутренней, от социальной речи к индивидуальной связаны с поведением и всей деятельностью ребенка и взрослого, вытекают из особенностей высшей нервной деятельности человека на различных возрастных этапах его развития. Отношения между мышлением и речью – это величина, которая меняется в ходе развития.
С помощью речи человек приобретает знания. Это касается обучающего процесса, поскольку формирование и развитие детской речи – это основной период в жизни детей, где они приобретают знания, необходимые в жизни [7].
Знания – это главный материал для умственной деятельности, без которого нет мышления. Знания приобретаются как представления понятий, поскольку они влияют на умственное развитие учащегося; с их помощью ребенок развивается; они являются показателем данного развития. Часто этот показатель можно определить посредством речи. Знания добываются с помощью разнообразных познавательных процессов, где важную роль играет речь учителя в ходе передачи знаний, его методика, которая заключается в формировании речи учащегося. В данном случае простое воспроизведение не является важным, а актуализируется сформированность особых умений, которые относятся к интеллектуальным умениям. Главная задача современной общеобразовательной школы заключается в том, чтобы для общества готовить кадры, имеющие интеллектуальные возможности. Поэтому понятие «интеллектуальное умение» состоит из:
1) знания способов;
2) приема умственной деятельности;
3) практического владения приемами;
4) самостоятельной умственной деятельности.
В процессе обучения из таких понятий, как «умение», «применение», «знание» и «усвоение», состоит система, хотя они связаны с психологическими факторами. Эти понятия во многом зависят от речи детей.
Обучаясь математике, дети начальных классов должны соблюдать следующую схему приобретения знаний, умений и навыков:
— от представлений к понятиям, умение применять добытые знания, что служит образованию навыков. На данных этапах главная роль отведена речи учащегося и математической речи, на основе которой определяется уровень математической подготовки учащегося. Подготовительный уровень у каждого ребенка разный. Эти отличия зависят от специфических особенностей умственной деятельности детей младшего школьного возраста, иными словами, от индивидуально-психологических свойств самого субъекта [6, с. 97]. Например, решая задачи, ученик использует знания, которые были усвоены ранее, при этом немаловажную роль играют рассуждение и устное объяснение. Прогрессивные изменения качества ума ребенка младшего школьного возраста свидетельствуют о том, что он активный, самостоятельный, гибкий и продуктивный. Данные изменения тесно связаны друг с другом и отражаются на процессах психики, особенно на памяти. Дети младшего школьного возраста часто используют механическую память. Зная наизусть таблицу умножения, в ходе решения примеров не могут объяснить запись такого вида умножения, как 9*8 в виде сложения. Они должны приобрести осмысленную память, которая опирается на процессы мышления: соотнесения и выделение в материале смысловых опор. Это реализуется только в том случае, когда формирование определенных приемов запоминания и воспроизведения учебного материала является значимым. Взаимодействие мышления и памяти (произвольного и непроизвольного) можно выявить в детской речи. По мнению психологов, основными функциями речи являются слух и речь, поскольку именно человек координирует слушание слов, их произношение, чтение и написание.
Математики утверждают, что сущность языка состоит в чтении и письме, а слово артикулируется гортанью, слышится ухом и узнается глазом. Они не спрашивают о том, как слова и предложения передаются и сохраняются в мозгу [2, с. 32].
Ребенок начинает мыслить математически еще в раннем детстве и в начале он связано с арифметикой. Перед тем, как начать изучать арифметику, необходимо научиться считать, где используется способ повторения слышимых звуков. Многие дети 3-х лет способны воспроизвести последовательность фонем достаточно хорошо, чтобы сказать «раз, два, три, четыре, пять», учащийся обязан знать множества каждого числа. В ходе изучения свойств натурального ряда (аксиомы Дж. Пеано – 1858–1932), дети, применяя наглядность, индуктивным методом могут определить, что:
1) с 1 начинается натуральный ряд;
2) следующее число всегда отличается 1 от предыдущего;
3) кроме единицы, каждое число меньше на 1, чем после последующее.
Данные аксиомы являются основой правильного счета.
Далее дети, которые усвоили метод счета в десятичной системе и его значение, начинают изучать арифметические действия. Вторая и третья аксиомы Пеано определили сложения и вычитание натуральных чисел на интуитивной основе: 5=4+1; 5=6-1.
Изучая сложение и вычитание натуральных чисел в первом классе школы, дети знакомятся с компонентами и результатами сложения и вычитания, опять-таки интуитивно опираясь на указанные выше знания (аксиом) [24].
Изучение умножения – как частный вид сложения происходит во втором классе, и путем механического повторения дети запечатлевают в памяти таблицы сложения и умножения конкретных чисел натурального ряда. Отметим, что изучение арифметических действий следует за нумерацией натуральных чисел в определенных пределах (концентрах).
Младшие школьники параллельно с арифметическим материалом знакомятся с простыми свойствами геометрических фигур, с измерением непрерывных (длина, площадь, объем, масса, время) величин. С дискретными величинами (опирающимися на счет) они на интуитивном уровне знакомы еще в детском саду обучения.
Все эти приобретенные ими знания устанавливаются путем опроса учителя в устном и письменном виде. Учитель подбирает такие упражнения для развития математической речи, в процессе выполнения которых особое внимание уделяется правильному произношению математических понятий, суждений и умозаключений [10].
В начальных классах развитию творческой математической речи эффективно помогает решение математических задач, особенно арифметическим способом (решение задач по отдельным действиям), в процессе которого ученику приходится анализировать задачу, расчленять на простые задачи, среди которых можно определить полную простую задачу, решение которой является ответом на поставленный первый вопрос. Далее этот процесс продолжается до решения последней простой задачи, которая отвечает на требование данной задачи. В этом процессе больше участвует мыслительная деятельность ученика, и все количественные отношения между величинами становятся прозрачными для них.
Решение задач с составлением уравнения имеет свои преимущества (определение неизвестной величины для обозначения буквой и на основе количественных связей между величинами, описываемые в задачи, составляется отношение вида уравнения или неравенства). Очевидно, в процессе решения каждый шаг обосновывается, а это требует правильных рассуждений, которые являются результатом правильно построенной математической речи.
Достичь правильной математической речи – трудоемкая работа, которая требует от учителя обратить внимание на следующие моменты:
— насколько ученик понимает смысл математического понятия,
— как развита общая речь ученика,
— умение составлять математическое предложение,
— насколько он соблюдает правила элементарных логических знаний,
— каков уровень общематематической подготовки ученика,
— насколько он правильно воплощает устную речь в письменную и как правильно произносит письменную запись в устной форме.
Известно, что традиционным мерилом усвоения арифметических знаний была способность учащегося быстро и точно выполнять с ними сложные устные и письменные вычисления над числами. Упражнения на доказательство (на основе рассуждений), которые опираются на известные свойства или утверждения – являются развивающими и направляют учеников к поиску новых знаний, умозаключений, в результате которых развивается математическая речь учащихся. Формирование и развитие речи ребенка состоит из двух этапов:
1) эгоцентрическая речь связана с практической деятельностью ребенка и с мышлением;
2) социальная речь – следующая за эгоцентрической и в его развитии.
Единство происхождения мышления и речи не исключает, а предполагает различие в развитии обеих функций, их происхождение, борьбу и взаимное проникновение этих противоположностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *