Факторы формирования международного имиджа страны

Для нашего исследования, важно понимать составляющие имиджа, то есть на чем основывается имидж страны. Рассмотрим структуру имиджа страны, по разным основаниям. Основное деление имиджа страны – это внешний и внутренний имидж.

Внешний имидж – это представление о стране, которое складывается у населения других государств. Основными проводниками имиджа страны за рубежом выступают субъекты международных сфер: дипломатии, внешнеэкономической деятельности (включая финансовую сферу), туризма, транспорта, гостиничного дела и другие.

Государство на международной арене одновременно позиционировано в трех различных сферах. Во-первых, оно характеризуется уникальным географическим положением, особенностями организации политической и экономической жизни, военной мощью, культурой и историей, этническим и религиозным составом населения, разделяемыми ценностями и убеждениями. В научной литературе подобный набор характеристик обозначается при помощи понятия национальная идентичность. Во-вторых, государство отличается особым положением в системе международных отношений, членством в международных организациях, дружественными или враждебными отношениями с теми или иными странами. Иначе говоря, государство характеризуется особым статусом. В-третьих, каждое государство реализует на международной арене определенный перечень ролей[1].

Внутренний имидж — это представление страны о себе, которые включают: национальную идентичность, статус государства в международной среде, ситуативные образы, привносимые правящей элитой, которые транслируются широкой общественности.

Основное различие внешнего и внутреннего имиджа аудитория, с которой осуществляются коммуникации. Внешний имидж страны формируется в общественном мнении жителей других государств, а внутренний имидж страны формируется в общественном мнении ее собственных граждан.

Кроме того, в структуру имиджа государства могут включаться первичный и вторичный имиджи страны. Первичный имидж – это комплексное представление о стране как о некой цельной данности (субъекте политической, экономической и прочей деятельности), которое формируется и фиксируется в сознании общественности в результате первичного знакомства с государством. При этом внешний имидж государства в ходе политической деятельности насыщается некоторыми признаками, новыми реалиями. Это приводит к образованию вторичного имиджа страны, который возникает только в процессе конкурентной (политической, экономической, информационной и т.п.) борьбы с другими странами.

Помимо внутреннего и внешнего, первичного и вторичного имиджа, существует разделение имиджа страны на объективный, субъективный и моделируемый[2]:

1. имидж объективный, или реальный, то есть тот образ, который возникает у внутренней или внешней общественности по отношению к данному государству;

2. имидж субъективный, то есть представление правящей элиты или жителей страны о том, как проявляется их государство на международной арене;

3. моделируемый имидж, или тот имидж, который создают политтехнологи, имиджмейкеры или команда руководителя государства.

Проведем классификацию характеристик имиджа России по группам следующих факторов[3]:

1. Условно статичные факторы, включают в себя: природный ресурсный потенциал России, национальное и культурное наследие российского общества, нерегулируемые (постоянные) геополитические факторы (географическое положение, площадь занимаемой территории, протяженность границ государства, выход к морям и другие.), исторически свершившиеся события, повлиявшие на развитие российской государственности (завоевания, великие научные и географические открытия и др.), а также вклад выдающихся россиян, облик которых вплетен в историю развития страны, базовая форма государственного устройства и структура управления.

2. Корректируемые условно динамичные социологические факторы: социально-психологические настроения в российском обществе, формы общественно-политической интеграции россиян, структура, характер и принципы деятельности общественно-политических объединений России, морально-нравственные аспекты развития российского общества.

3. Корректируемые условно динамичные институциональные факторы: устойчивость российской экономики, оцениваемая комплексом показателей динамики ВВП, уровня доходов на душу населения, объемом привлекаемых инвестиций, финансовая обеспеченность бюджетов всех уровней, гарантий прав и свобод, хозяйствующих на российском рынке субъектов реального сектора экономики, правовое пространство России и соответствие правовых норм стандартам международного права, функции, полномочия и механизмы государственного регулирования различных областей и сфер деятельности в российском государстве (эффективность властной конструкции).

В каждой из групп факторов, как принято считать, имеет место как позитив, так и негатив. Мы, изучив разные источники информации, сформулировали основные направления, на которых должен формироваться позитивный имидж России[4].

1. Стабильность Российской Федерации во всех сферах общественной жизни, устойчивость внутригосударственной системы власти и управления, предсказуемость России и ее идеологическая открытость, способствующая формированию о России только тех представлений, которые соответствуют действительности.

2. Высокая образованность, нравственность российского общества, несопоставимая с его характеристикой как очень криминализированного, высокий культурный и духовный потенциал российского сообщества народов.

3. Влиятельность информационно-политического потенциала России, обеспечивающая надежность и устойчивость коммуникативных связей России со странами мира и являющаяся надежным проводником идеологии демократизации общества.

Таким образом, для формирования позитивного имиджа России, нужно синтетически создать на международной арене уверенность в стабильности и устойчивости системы власти и общественной жизни, также открытую идеологию страны. Также важен уровень криминала в стране и уровень культуры ее граждан. На наш взгляд, для формирования этих условий, очень важно, какие представления имеются, прежде всего, о первых лицах страны и регионов. Изучение имиджа страны является актуальным для продвижения национальных интересов, для межкультурной коммуникации. Имидж страны является одним из наиболее эффективных социокультурных и психологических регуляторов, что еще больше актуализирует вопрос о необходимости глубокого теоретического осмысления и изучения процессов проявления данного феномена в целях его эффективного использования как социального ресурса.


[1] Панкрухин А.П. Имидж страны: смена парадигмы / А. П. Панкрухин, С. Ю. Игнатьев // Корпоративная имиджелогия. – 2014. – № 02 (03). – С. 8- 14.

[2] Гаджиев К. С. Имидж государства как инструмент культурной гегемонии / К. С. Гаджиев // Мировая экономика и международные отношения. – 2017. – № 12. – С. 11.

[3] Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А. И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 112 с.

[4] Володина Л. В. PR-технологии формирования имиджа страны / Л. В. Володина // Российская школа связей с общественностью. – 2014. – Том 1. – №1. – С. 107.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *