Этнополитический конфликт: определение, субъекты

Среди многообразных по происхождению, типологии, характеру, способам разрешения конфликтов в особую группу выделяются конфликты этнополитические. Они относятся к числу наиболее противоречивых, сложных и трудноразрешимых. Как показывает история, этнополитические коллизии во многих полиэтнических странах по своим масштабам, продолжительности и интенсивности значительно превосходят иные типы социально-политических конфликтов.

После распада биполярной структуры региональные этнополитические конфликты в значительной степени «зажили своей жизнью» и в этом смысле оказались менее управляемы. Составляя серьезнейшую угрозу миру, этнополитические конфликты стали одной из наиболее острых проблем в современной политологии и в исследованиях международных отношений

Актуальность исследуемой темы определяется той опасностью, которую несут этнополитические конфликты. В XXI веке, в условиях глобализации, этнополитические конфликты при всей своей сложности, остроте и неоднозначности являются распространенным явлением в Европе и в мире в целом. Этнополитические конфликты проявляются в политических, социально-экономических, правовых, внутригосударственных и межгосударственных отношениях. В последние два десятилетия во многих регионах мира актуализировались замороженные ранее этнополитические конфликты.

Поэтому исследованиеприроды и специфики  этнополитическихконфликтов в условиях глобализации является особенно актуальным.

Понятие «конфликта» издавна вызывало большой интерес у ученых разных специальностей по всему миру. Примечательно, что 1997 год был даже объявлен годом изучения конфликтов.

Под конфликтом в общем смысле слова понимается столкновение интересов, целей, потребностей в процессе социального взаимодействия сторон.

Наиболее распространенным видом конфликта в современном мире являются этнополитические конфликты.

А Х.А. Султыгов полагает, что этнополитический конфликт обусловлен социальным, политическим, территориальным, экономическим, неравенством этносов, отдельной разновидностью этнического конфликта либо фазой его развития, которая характеризуется столкновением между этносами, с одной стороны, и государством, с другой стороны, касательно повышения политического статуса данного этноса, предоставления ему права формирования органов государственной власти или завоевания полного суверенитета.

Также в отечественной политической науке, этнологии, этносоциологии принято отождествлять этнополитический конфликт с межэтническим (межнациональным, этнонациональным, этническим) конфликтом. Так, например, Э.Н. Ожиганов характеризует этнополитический конфликт как спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов.

Г.Т. Тавадов в словаре-справочнике «Этнология» определяет межнациональный конфликт как форму межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Как видно из приведенных дефиниций, речь идет по существу об одном и том же явлении.

Однако постановка знака равенства между этническим конфликтом и конфликтом этнополитическим не вполне корректна.

Если рассматривать причины и сущность этих конфликтов, можно выявить основания для такого отождествления: это их социальные, культурные, политические, экономические, территориальные, ресурсные, исторические и иного рода предпосылки. Если же обратить внимание на особенности реализации сторонами конфликта своих интересов, то окажется, что этносы отнюдь не всегда выдвигают требования о повышении политического статуса вплоть до полного самоопределения. Так, например, узбеко-киргизский конфликт в Ошской области и погромы турок-месхетинцев в Ферганской долине были вызваны не столько собственно политическими, сколько территориальными, экономическими, социально-статусными противоречиями. Однако было бы неверно отрицать наличие определенной зависимости политической стабильности от степени межэтнической напряженности, от возникновения и эскалации конфликтов между этническими группами.

По мнению автора, анализируя этот феномен, следует отметить необходимость учета факторов взаимовлияния различных сфер общественной жизни, но, вместе с тем, нельзя игнорировать и качественную определенность политической сферы, ее отличие от экономики, культуры, права и других сфер общественных отношений. В подтверждение точки зрения необходимо отметить существование этнических конфликтов с конкретно политическим содержанием. Эти столкновения прямо, а не косвенно, как в ранее приведенных примерах, связаны с политическими проблемами: с государственным устройством, конфликтами правительства с отдельной этнической общностью, стремящейся к обретению автономии. Примерами подобного рода столкновений служат конфликты ирландских католиков и протестантов-выходцев из Великобритании в Северной Ирландии, тамило-сингальский конфликт в Шри-Ланке и др. Преобладанием этиополитических мотивов характеризуются и конфликты на постсоветском пространстве: карабахском, грузино-абхазском, юго-осетинском, приднестровском, в странах Балтии и др. В их основе лежат ущемление политических и гражданских прав лиц нетитульной национальности, проблемы национального суверенитета, национально-государственного устройства и другие причины политического характера.

Так как в данной работе этнополитический конфликт представляется как один из видов политического конфликта, субъектами политических отношений (если они таковыми являются) и одновременно субъектами этнополитического конфликта выступают этносы или этнос и государство, а предмет спора в таком конфликте — политическая власть и властные отношения. Отсюда следует, что этнополитический конфликт — это открытое противоборство по поводу политической власти и властных полномочий, в котором противоборствующие стороны (сторона) идентифицируют себя по этническим признакам, а политическая мобилизация сторон происходит на основании этнической идентичности.

Роль государства как субъекта этнополитических конфликтов реализуется в ряде его функций. Урегулирование этнополитических конфликтов, может рассматриваться как одна из функций политического управления.

По мнению автора, урегулирование этнополитических конфликтов актуально рассматривать в контексте государственной политики в сфере обеспечения национальной (государственной) безопасности. Например, в Концепции национальной безопасности РФ, в частности, указывается, что национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Однако нельзя говорить о том, что проблемы урегулирования этнополитических конфликтов «распыляются» между различными направлениями государственной политики. Более того данное направление вполне может быть выделено как особая, чрезвычайно важная сфера деятельности государства.

Говоря об этносе как о субъекте этнополитических конфликтов необходимо указать, что к этническим или социально-этническим общностям относятся такие большие социальные группы, как племя, нация, этническая группа, диаспора и другие этнические образования, возникшие в результате естественно-исторического процесса.

По Ю.В. Бромлею этнос это – исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). Также, Ю.В. Бромлей полагал, что эквивалентом узкого значения термина «этнос» в русском языке могло бы служить слово «национальность».

В отличие от других больших социальных групп, также объединенных общими признаками (общей территорией, профессией, уровнем доходов, образованием и т. д.), этнические общности являются более устойчивыми. Человек в течение своей жизни может неоднократно менять профессию, место проживания, разбогатеть или обеднеть и т. п., а этничность — пожизненная его характеристика.

В повседневной жизни человек как правило не акцентирует внимание на своей этнической принадлежности и на этничности окружающих его людей. Но в условиях дискомфорта, когда индивид чувствует себя в чем-то ущемленным, обделенным, обиженным, он осознанно или подсознательно в поисках поддержки и защиты идентифицирует себя с определенными социальными группами и общностями. При этом этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации. Человек может иметь или не иметь семью и друзей, профессию, работать или не работать в коллективе, но в любом случае он не перестает быть представителем определенного этноса.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнополитических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и зачастую слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей возникновение, развитие и разрешение этнополитических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.

Историческое наследие этноса, даже язык обретают функции значимого политического ресурса и происходит институционализация этичности, т. е. начинается процесс формирования национального движения, использующего этот ресурс в политической борьбе. То, что раньше воспринималось разделяемой этнической группой обычаем или традицией, становится орудием (инструментом) культурной и политической борьбы за воссоздание или обретение национальной государственности.

Подводя итог, по мнению автора, с учетом факторов взаимовлияния различных сфер общественной жизни, этнополитический конфликт является одним из видов политического конфликта. Субъектами этнополитических конфликтов выступают этносы или этнос и государство. Роль государства как субъекта этнополитических конфликтов реализуется в ряде его функций. Урегулирование этнополитических конфликтов является одной из функций политического управления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *