Полиэтничность современной России во многом определяет и его
многосубъектность, народы которого различаются по численности,
социально-профессиональной структуре, типу хозяйственно-культурной
деятельности, языку, особенностям материальной и духовной культуры,
конфессиональной принадлежности.
Во многом эти этнокультурные факторы определяют основные
характеристики специфики территориально-политического устройства нашей
страны. В таких условиях национальная политика во многом связана с
региональной, так как их цели сходятся: с одной стороны, — в обеспечении
целостности территории и стабильности Российской Федерации, с другой, – в
создании экономико-социальных и правовых условий для всестороннего
развития самобытности и культуры всех народов России.
В научной литературе по-разному характеризуются региональные и
этнонациональные стороны федеративных отношений. Одни ученые
выделяют этнонациональную политику как отдельную концепцию
российского государства, другие – включают в состав региональной
политики сферу этнонациональных отношений.
31
Нередко специалисты сравнивают региональную политику Российской
Федерации с региональными процессами, происходящими в Европе, считая,
что «региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую
очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия
региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет,
во всяком случае, в виде, сравнимом с Европой и Европейским Союзом. Не
может служить ей адекватной заменой и наша этнонациональная политика,
которая чаще обращает внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и
31
Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] Декларация принятая советом ООН.-URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ ( дата обращения: 02.05.15).
32
скорее на специфическом, чем на общем у субъектов Федерации с
этническим началом (республик, автономных округов), а также забывают
уделять внимание на края и области, где этническая составляющая
отсутствует. Представляется, что даже в многонациональной России
этнонациональная политика должна в современных условиях быть лишь
частным случаем региональной, а эта последняя должна базироваться на
прочной финансовой базе, единых критериях оказания содействия регионам
и программах, отражающих их реальные приоритеты.
Именно при наличии такой продуманной региональной политики
регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не
выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные
регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом,
речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов:
децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с
развитием демократии на местах при приближении принимаемых
управленческих решений к интересам граждан.
32
Другая точка зрения высказана коллективом кафедры национальных и
федеративных отношений. Суть ее в том, что «региональная и национальная
политика – это две важнейшие части единого целого – внутренней политики
нашего государства».
33
В научной литературе также по-разному трактуют понятие
«национальная политика».
Так, некоторые авторы считают, что правильно было бы употреблять
термин «государственная политика в сфере национальных отношений»,
нежели «национальная политика». При этом «под государственной
политикой в сфере национальных отношений» понимается деятельность
государства по созданию оптимальных условий для прогрессивного
всестороннего развития народов Российской Федерации в составе
32
Иванов И.Д. Европа регионов/И.Д. Иванов. — М.: Комкнига, 1998. — С.179.
33
Абдулатипов Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений / Р.Г. Абдулатипов, А.Е. Жарников,
Дашдамиров,- М.: Центр миграционных исследований, 2001. – С.328.
33
многонационального государства». Понятие «национальная политика», по их
мнению, может быть использовано лишь тогда, когда «речь идет о
деятельности государства по защите общегосударственных интересов за его
пределами».
34
Другая точка зрения состоит в том, что «национальная политика – это
система философских и идейно-теоретических оснований, определяющая
деятельность государственных и общественных структур, направленная на
оптимизацию этнонациональных процессов и форм самоопределения
этнонациональных образований (групп), создание равных условий для их
развития»
35
Некоторую определенность в это разночтение вносит Указ Президента
РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.».
Во вновь разработанной Стратегии утверждается, что «реализация
Концепции государственной национальной политики Российской Федерации
1996 года способствовала сохранению единства и целостности России. В
результате мер по укреплению российской государственности, принятых в
2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать
предпосылки для формирования общероссийского гражданского
самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления
исторической связи времён, укрепления национального согласия и духовной
общности населяющих её народов. Достигнуты существенные результаты в
обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы
правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны
существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по
обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в
сферах образования и развития национальных языков. Вместе с тем, в сфере
34
Медведев Н.П. Этнос, нация и политика: еще раз о сущности понятий/ Н.П. Медведев // Вопросы
политологии. — 2011. — № 3. — С.70.
35
Игнатов В.Г. Регионоведение: экономика и управление/ В.Г. Игнатов, В.И. Бутов,- М.: Учебное пособие,
- – С.202.
34
межнациональных отношений имеются нерешённые проблемы, вызванные
как глубокими общественными преобразованиями при формировании в
современной России свободного открытого общества и рыночной экономики,
так и некоторыми просчётами в государственной национальной политике
Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с
проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и
религиозного экстремизма, терроризма».
При этом новой Стратегии государственной национальной политики
справедливо отмечается, что «государственная национальная политика
Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с
учётом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального
состояния и перспектив развития национальных отношений».
36
Но независимо от существующих различных точек зрения ученых в
Российской Федерации из 83 ее субъектов 21 республика, 1 автономная
область и 4 автономных округа уже в своих наименованиях несут явную
этническую нагрузку, связанную с названием так называемой «титульной
нации». Однако сложившееся в советский период понятие «титульная нация»
в рамках того или иного региона входит в некоторое противоречие с
Конституцией России и общепризнанными международными нормами,
связанными с правами человека и гражданина.
Это вовсе не означает, что этнонациональная политика должна
проводиться без учета проблем национальных меньшинств и малочисленных
народов России. Таких этнонациональных групп, по некоторым данным, в
Российской Федерации около 200 и каждая имеет свою социокультуру.
Все эти обстоятельства говорят о сложности и неоднозначности
проблем, связанных с межнациональными отношениями в Российской
Федерации. Но одним из самых сложных вопросов, связанных с
этнополитикой, является национально-территориальный принцип построения
36
О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.
[Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. – URL:
http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 19.12.12).
35
Федерации, который действует в результате сложившихся исторических
обстоятельств в современной России наравне с территориальным принципом.
Этнонациональный фактор, связанный с действием национальнотерриториального принципа построения Российской Федерации, сегодня
входит в некоторое противоречие с реалиями современности, с нормами
международного права, которые основаны на приоритете прав человека и
гражданина, а также с нормами российского законодательства, исходящими
из приоритета прав личности независимо от этнической и региональной
принадлежности.
Одним словом, в Российской Федерации решение этнокультурных
проблем до сих пор связывается с территориальными проблемами, а
территории, как известно, имеют свои границы, которые зачастую
предполагают разделение или даже отделение, а не объединение. Именно по
этой причине некоторые политологи и регионологи нередко критикуют
национально-территориальный принцип российского федерализма.
Но противопоставление этнонациональных и региональных проблем в
многонациональной России было бы неправильным. Как видно на
историческом опыте Российской империи и Советского Союза,
многонациональность государства нередко становится консолидирующим
фактором для общества, причем, при различных политических режимах.
Правда, часто этнонациональный и религиозный факторы становятся
благодатной почвой для различного рода экстремистских и сепаратистских
проявлений. Ярким примером тому являются грузино-абхазский,
приднестровский, карабахский и чеченский конфликты на постсоветском
пространстве. Поэтому, формируя свою региональную политику, государство
не может не учитывать эти факторы. Не случайно в Российской Федерации
разработаны и утверждены указами Президента России Стратегия
государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. и
Основные положения региональной политики.
36
В Стратегии государственной национальной политики Российской
Федерации на период до 2025 г. заложена система взглядов, принципов, и
приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
национальных отношений. Она должна стать ориентиром для органов
государственной власти при решении задач национального развития и
регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных
прав человека и гражданина.
В Стратегии закрепляются цели государственной национальной
политики Российской Федерации: а) упрочение общероссийского
гражданского самосознания и духовной общности многонационального
народа Российской Федерации (российской нации); б) сохранение и развитие
этнокультурного многообразия народов России; в) гармонизация
национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; г)
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от
расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;
д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
Основными вопросами государственной национальной политики
Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и
муниципальных органов, по-прежнему являются: а) сохранение и развитие
культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной
общности; б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и
национальных меньшинств; в) создание дополнительных социальноэкономических и политических условий для обеспечения прочного
национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе; г)
поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие
развитию их связей с Россией.
37
37
Журавский А.В. С национальным акцентом /А.В. Журавский// Вопросы местного самоуправления. – 2011.
– N 2. – С. 19–25.
37
При этом важным является в научном и практическом плане
правильное понимание соотношения национальных и региональных проблем
в рамках государственной политики Российской Федерации.
В определениях, данных в «Основных положениях государственной
региональной политики», как бы предполагается, с одной стороны, что
понятие «региональная политика» шире, чем «этнонациональная политика».
Не случайно, одним из пунктов основных положений этого документа
отдельно выделены региональные аспекты национально-этнических
отношений. С другой стороны, проблемы национальной политики следует
выделить в самостоятельное научное направление.
В этом разделе документа определены основные направления
региональной политики в области национально-этнических отношений как в
государственно-правовой, так и в духовной сфере.
В государственно-правовой сфере региональная политика призвана
решать следующие задачи:
— формирование модели федеративного государства, отвечающей
современным социально-экономическим и политическим реалиям и
историческому опыту России и направленной на сохранение
территориальной целостности государства;
— создание правовой и нормативной базы для урегулирования
национальных отношений;
— создание на уровне федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
механизмов предупреждения межнациональных конфликтов;
— создание правовых, организационных и материальных основ учета и
удовлетворения национально-культурных интересов народов;
— объединение усилий всех звеньев государственной системы и
гражданского общества, политических и религиозных деятелей для
достижения межнационального согласия, решительной борьбы с
проявлениями агрессивного национализма.
38
В духовной сфере региональная политика должна обеспечить:
— уважение прав и свобод человека и гражданина независимо от его
национальности, социального положения и территории проживания;
— государственную поддержку сохранения самобытной культуры
малочисленных народов, условия для сохранения их языка, традиций и среды
обитания;
— развитие национальных языков и культур во всех сферах, прежде
всего, в сфере образования;
— реальные возможности для функционирования русского языка как
общегосударственного языка и как средства межнационального общения;
— сохранение исторического наследия русской культуры, создание в
обществе атмосферы уважения к ее достижениям;
— учет религиозных и конфессиональных особенностей различных
народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий, признание важной
роли традиционной религии в воспитании чувства уважения и доверия между
народами, веротерпимости.
Важно учитывать, что, проводя региональную политику в области
этнонациональных отношений, государство берет на себя обязанность
обеспечить не только создание правовой базы для урегулирования
этнонациональных отношений и предупреждения межэтнических
конфликтов, но и, в первую очередь, обязуется обеспечить уважение прав и
свобод человека и гражданина независимо от его национальности,
социального положения, территории проживания, а также государственную
поддержку сохранения самобытной культуры, языка и традиций народов.
Не менее важным в государственной региональной политике
Российской Федерации считается дальнейшее развитие многовековых
традиций культурного взаимодействия, в частности, межславянских связей, а
также связей славянской, тюркской, кавказской, фино-угорской, монгольской
и иных культур, в рамках общего евразийского этнокультурного
39
пространства и учет религиозных и конфессиональных особенностей
различных народов.
Важными задачами федеральных органов государственной власти и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области
этнонациональной политики являются поддержка и развитие национальнокультурной автономии. Следует при этом подчеркнуть активизацию
национально-культурных сообществ после принятия в 1996 году
Федерального закона «О национально-культурной автономии», четко
регламентирующего рамки их деятельности.
38
В соответствии с этим законом одним из важнейших принципов
функционирования национально-культурной автономии является сочетание
общественной инициативы с государственной поддержкой. Национальнокультурные сообщества совместно с федеральными и региональными
органами государственной власти могут участвовать в разработке
федеральных и региональных программ в области сохранения и развития
национальных (родных) языков и национальной культуры на основе
взаимных соглашений и договоров. Государственная региональная политика
в этой связи должна быть, прежде всего, направлена на обеспечение и
реализацию права на получение гражданами в рамках национальнокультурных автономий образования на национальном языке и права выбора
языка воспитания и обучения.
После принятия федеральных законов «О гарантиях прав коренных
малочисленных народов Российской Федерации» (1999 г.)
39
и «Об общих
принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (2000 г.)
40
стали более
38
О национально-культурной автономии [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации
от 17.05.1996 № 74. – URL: http://base.garant.ru/135765/ (дата обращения: 29.04.15).
39
О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации [Электронный ресурс]:
Федеральный закон Российской Федерации от 30.04.1999 № 84. – URL:
http://www.minnac.ru/minnac/info/13883.html (дата обращения: 29.04.15).
40
Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от
20.05.2000 N 104. – URL: http://www.rg.ru/2000/06/20/obshiny-dok.html (дата обращения: 21.06.2012).
40
системными и определенными правовые рамки взаимоотношений общин
малочисленных народов с органами государственной власти и органами
местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и
традиционного образа жизни, прав и интересов этих этнических групп.
Практическим направлением государственной региональной политики в
соответствии с федеральным законодательством стало предоставление
налоговых льгот и преимуществ, целевое финансирование региональных и
местных программ для гарантированной поддержки социальноэкономического и культурного развития малочисленных народов России.
Таким образом, в практическом плане региональная и
этнонациональная политика представляют собой систему мер, направленных
на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни
всех народов России в рамках федеративного государства, а также на
создание равноправных отношений между народами страны, формирование
демократических механизмов разрешения этнонациональных и
межэтнических проблем.
При этом, как уже выделялось, сложности реализации государственной
региональной политики в области этнонациональных отношений во многом
связаны с противоречием между двумя принципами, положенными в основу
государственного устройства Российской Федерации, — национальнотерриториальным и административно-территориальным. Но в современных
условиях, по мнению многих ученых, существует историческая
необходимость сочетания обоих принципов. Не случайно, оценивая
современные этнополитические процессы, профессор Р. Абдулатипов
подчеркивает, что «в современной России этнонациональная проблематика
становится одной из реальностей, существенно влияющей на действия
политических сил, активно участвующих в общественной и политической
жизни страны, ее регионов, государственных органов власти…Отсюда
актуальность анализа этносоциальных и этнополитических процессов,
41
происходящих в стране в целом, в регионах, на местном уровне, а также
исследование собственно этнонациональных явлений и процессов».
41
За два последних десятилетия становление и развитие
этнонациональных и федеративных отношений происходило в условиях
глубокого социально-экономического кризиса, когда многие субъекты
Федерации оказались в зоне действия макроэкономических тенденций и
различных политических конфликтов и кризисов, разрывающих целостность
этнополитического и экономического пространства регионов и в целом
Российской Федерации.
Различная ресурсная и сырьевая обеспеченность, а также исторические
связи регионов друг с другом в рамках разделения труда, специализации и
кооперации производства привели к тому, что субъекты Российской
Федерации начали принципиально по-разному испытывать на себе влияние
как внутреннего, так и мирового рынка. В более благоприятном положении
оказались регионы с достаточной сырьевой базой и промышленными
мощностями для переработки сырья и производства полуфабрикатов,
пользующихся спросом на мировом рынке, — цветных металлов, стального
проката и т.д. В тяжелом социально-экономическом положении оказались те
субъекты Федерации, продукция которых не была востребована как на
внутреннем, так и на мировом рынке.
Такие социально-экономические тенденции деструктивно
воздействовали на процесс развития этнонациональных и федеративных
отношений, так как нередко подпитывали националистические и
сепаратистские настроения в отдельных регионах России.
В связи с этим интересна позиция профессора Г.КоролевойКонопляной на проблему «парада суверенитетов» в начале 90-х годов.
Традиционному взгляду на этот процесс обособления как на акт
политической воли национальных элит Татарстана, Башкортостана и других
41
Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам без национальности /Р.Г. Абдулатипов, –
М.: Славянский диалог, 1999. – С.18-19.
42
национальных элит противопоставлен другой взгляд – как на попытку
национальных политических сил обезопасить свой народ от возможных
социально-экономических невзгод, от шквала хозяйственного кризиса, из
которого, как казалось, легче выйти в одиночку. По мнению этого автора,
такую же тактику избрали тогда не только республики, но и многие богатые
ресурсами области и края (попытки создания Уральской, Южно-Уральской
республик).
42
Попытки федеральных органов государственной власти направить
региональную политику на регулирование национальных и федеративных
отношений противоречили с конъюнктурными интересами региональных
политических, хозяйственных и национальных элит. Все усилия некоторых
регионов выхода из экономического кризиса в одиночку не могли привести к
позитивным результатам в силу единства экономического пространства
Российской Федерации. В этих условиях стратегически значимым для
каждого региона становится поиск надежных путей упрочения и развития
межрегионального сотрудничества в рамках России и постсоветского
пространства, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности,
как в сфере межнациональных, так и федеративных отношений.