Эмпирическое исследование особенностей проявления личностной тревожности у детей старшего дошкольного возраста с ожирением

🙂

Скачать текст в WORD

1 Характеристика выборки и методов исследования

Исследовательская часть представлена тремя этапами исследования:

Подготовительный – определение цели и задач исследования, составление его программы, определение выборочной совокупности и методик диагностического обследования.

Основной – проведение методики определения ИМТ с помощью формулы Брокка для формирования экспериментальной и контрольной групп, изучение особенностей развития и личностной тревожности у детей экспериментальной и контрольной групп и их сравнительный анализ.

Заключительный – подведение итогов исследования, формулирование выводов, составление рекомендаций.

Исследование проводилось на базе ГБУЗ СО СГКП №15 детское отделение.

В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста. Выборка исследования, в соответствии с замыслом эксперимента, разделена на 2 группы: дети с высоким ИМТ и дети с ИМТ в норме, в каждой группе по 20 детей, дети обоих групп одного возраста (5-6 лет). 

В исследовании используются следующие диагностические методики: тест тревожности (Тэмпл, Дорки, Амен).                                                                                

Рассмотрим методики исследования подробнее.

Тест тревожности (авторы Тэмпл, Дорки, Амен). Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Проективный тест исследует характерную для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). При этом тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Последние заключаются, в частности, в торможении активности ребенка, направленной на достижение успехов. Высокая тревожность часто сопровождается высоко развитой потребностью избегания неудач и тем самым препятствует стремлению к достижению успеха. Тревожность, испытываемая ребенком в одной ситуации, не обязательно будет так же проявляться в другом случае. Значимость ситуации зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребенком в этих ситуациях. Отрицательный эмоциональный опыт формирует тревожность как черту личности и соответствующее поведение ребенка. Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Тест проводится индивидуально с детьми 3–7 лет. Инструкция. В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания. Образец протокола представлен в Приложении 1.

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу по образцу, представленному в Приложении 2.

Для установления значимости различий между контрольной и экспериментальной группами применим критерий Манна-Уитни.

2 Описание процедуры исследования и изложение результатов

Рассмотрим результаты исследования в контрольной группе. Результаты диагностики тревожности с помощью методики «Тест тревожности» (автор Тэмпл, Дорки, Амен) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень тревожности детей с весом в норме

Уровень тревожностиКоличество детей
Высокий2
Средний6
Низкий 12

Представленные в таблице 1 данные позволяют говорить о том, что у 10% детей контрольной группы диагностирован высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, у 30% детей – средний уровень тревожности и у 60% детей выявлен низкий уровень тревожности.

Рисунок 1. Уровень тревожности у детей контрольной группы

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети контрольной группы уверены в себе, для них характерна устойчивая самооценка. Для детей этой группы характерно отсутствие постоянно испытываемого чувство страха перед неизвестным, что способствует их инициативности. Вместе с тем, дети любят обращать на себя внимание окружающих, порой ведут себя недисциплинировано, не всегда выполняют требования педагогов. 

Результаты диагностики по методике «Автопортрет» позволяют говорить о том, что дети контрольной группы рисовали себя с большим удовольствием. Для половины рисунков детей была характерна прорисовка пропорциональных частей тела, рисунки детей были очень реалистичны, что позволяет говорить о четкой идентификации детьми себя и своих возрастных особенностей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом у дошкольников преобладает положительный «образ Я», эмоции по отношению к и к своему телу, к своей деятельности.

Приступая к анализу результатов диагностического обследования детей экспериментальной группы отметим, что при обследовании дети были малоинициативны подавлены, с трудом входили в контакт.

Результаты диагностики с помощью методики «Тест тревожности (Тэмпл, Дорки, Амен)» детей экспериментальной группы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень тревожности детей с ожирением

Уровень тревожностиКоличество детей
Высокий12
Средний8
Низкий 0

Анализируя результаты, представленные в таблице 2 отметим, что эмоции, которые испытывают дети экспериментальной группы легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Рисунок 2. Уровень тревожности у детей экспериментальной группы

Отрицательный эмоциональный фон детей экспериментальной группы характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Дети почти не улыбаются или делают это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. Необходимо отметить, что отрицательный эмоциональный фон негативно сказывается на процессе общения детей как со сверстниками, так и с педагогами. Можно отметить, что детям данной группы очень сложно устанавливать контакт, они часто плачут, легко обижаются, иногда без видимой причины. Дети много времени проводят в одиночестве, ничем не интересуются.

Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, тревожность развивается у детей, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствие единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов. Застенчивые дети, в силу особенностей  их внешнего вида, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети экспериментальной группы испытывают негативное психическое состояние, которое возможно обусловлено наличием избыточного веса.

                Сопоставим результаты психодиагностического обследования детей контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 3

Различия детей контрольной и экспериментальной групп в уровне тревожности

Уровень тревожностиКоличество детей
Контрольная группаЭкспериментальная группа
Высокий212
Средний68
Низкий 120

Данные, представленные в таблице 3 позволяют говорить о том, что среди детей контрольной группы значительная часть детей имеет низкий уровень тревожности, напротив, дети экспериментальной группы в большинстве своем имеют высокий и средний уровень тревожности.

         Дети с ожирением испытывают большие затруднения в общении, причем эти трудности как объективного (сами нарушения), так и субъективного (чувство неполноценности) плана. Проблемы, возникающие по причине речевых нарушений, не могут не сказываться на поведении и самочувствии ребенка. Они действуют в течение всего времени, пока ребенок их имеет, поэтому не могут влиять на его общее состояние.

Мы считаем, что лишний вес может быть достаточным поводом для тревожности.

Рисунок 3. Уровень тревожности детей контрольной и экспериментальной групп

Для подтверждения гипотезы о значимости различий в уровне тревожности детей контрольной и экспериментальной групп применим критерий Манна-Уитни (полный расчет критерия представлен в Приложении 4).

Так, гипотеза H0 о незначительности различий между выборками принимается, если Uкр < uэмп. В противном случае H0 отвергается и различие определяется как существенное.

где Ukp — критическая точка, которую находят по таблице Манна-Уитни.

Найдем критическую точку Ukp.

По таблице находим Ukp(0.05) = 127

По таблице находим Ukp(0.01) = 105

Так как Ukp > uэмп — отвергаем нулевую гипотезу в пользу H1 с вероятностью 99%; различия в уровнях выборок существенны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие ожирения у детей экспериментальной группы является источником тревожности и по эмоциональным особенностям дети этой группы отличаются от своих сверстников контрольной группы. Для детей экспериментальной группы характерны: низкая самооценка, высокая ситуативная и личностная тревожность, неблагоприятное психическое состояние.

3 Интерпретация результатов исследования

Проблемы, которые возникают по причине лишнего веса, бесспорно сказываются на поведении и самочувствии ребенка. Эти причины продолжают свое действие на протяжении всего периода времени, пока данная проблема имеет место и значительно влияет как на физическое, так и на психологическое состояние ребенка.

Дети с лишним весом – изгои в детском коллективе, как правило, они подвергаются многочисленным нападкам со стороны сверстников – насмешкам, издевкам. И сегодня это большая проблема, ведь современные дети чрезвычайно агрессивны, подтверждение этому – постоянная информация из СМИ о фактах детской жестокости (избиение и даже убийство сверстников, публичные унижения и пр.).

В практической части настоящего исследования у детей с ожирением мы диагностировали высокий, по сравнению с детьми без ожирения, уровень тревожности. А это, бесспорно, отрицательно сказывается на полноценном развитии старшего дошкольника. У детей с ожирением выявлен преобладающий негативный эмоциональный фон, дети быстро пресыщаются деятельностью. В ходе исследования мы также отметили, что дети с ожирением очень раздражительны, возбудимы, расторможены, не монут спокойно сидеть на месте (некотрые дети постоянно что-то теребили в руках, что свидетельствует о высоком напряжении). На основании своих наблюдений и полученных результатов мы пришли к выводу о том, что психическое состояние детей с ожирением неустойчиво, что негативно сказывается и на работоспособности.

В ходе проведенного исследования мы установили, что ребенок, испытывающий проблемы с весом не всегда может разделить со сверстниками многие развлечения, которые связаны с физической активностью. Даже во время выполнения заданий мы слышали насмешки детей по отношению к своим сверстникам с лишним весом. Бесспорно, развитие в таких условиях способствует развитию комплексов, замкнутости, что может послужить фундаментом развития депрессии.

Мы установили, что дети с лишним весом имеют высокие показатели по личностной и ситуативной тревожности, что является причиной неблагоприятного эмоционального состояния. И в этом заключается их главная осовенность, в отличие от детей, которые не имеют проблем с весом.

Мы считаем, что проблема избыточного веса должна решаться не только в отдельно взятой семье, но и на уровне муниципальных властей: правильная организация питания в образовательных учреждениях, пропаганда здорового образа жизни, спортивные секции для детей и подростков (бесплатное посещение) и пр.

В первую очередь, лечение детского ожирения заключается в первую очередь в соблюдении лечебной диеты. Снижается дневная калорийность рациона, исключается употребление легко усваиваемых углеводов. Во время низкокалорийной диеты детям обычно назначают витаминотерапию. Детям старшего школьного возраста назначают лекарственные препараты, снижающие аппетит (аноретики). Хороший эффект обеспечивает лечебная физкультура. Ее задачи в данном случае заключаются в усилении обмена веществ, при этом будет активно работать сердечно-сосудистая и дыхательная системы, снижая частоту пульса и одышку.

Комплекс правильно подобранной лечебной физкультуры поможет снизить вес, повысить физическую выносливость ребенка. Показания к лечебной физкультуре могут быть самые разнообразные, любая степень ожирения. Упражнения подбираются индивидуально для каждого пациента. Чаще всего утра малыша, больного ожирением, начинается с гимнастики.

В обед проводятся непосредственно лечебная физкультура, специальные упражнения, водные процедуры. Единственным противопоказанием для лечебной физкультуры является недостаточность кровообращения.

В домашних условиях лечить ожирение у ребенка можно с помощью всевозможных активных игр. Приобретите абонемент в бассейн, это не только повысит обмен веществ в его организме, но и благотворно повлияет на сердечно-сосудистую систему. В зимнее время года возможно катание на коньках или лыжах, летом – на велосипеде, роликовых коньках.

Исход заболевания при правильно подобранной тактике лечения благоприятный. Но нужно настроить ребенка на то, что снижение массы тела происходит постепенно. Не стоит устраивать голодовки, это пагубно скажется на его здоровье. Лучше пищу принимать дробно, небольшими порциями, 5-6 раз в день. В этом случае процесс снижения веса пойдет гораздо быстрее.

Отметим, что исследуемая нами проблема чрезвычайно актуальна, об этом говорит и тот факт, что с 2020 года планируется введение в школьный курс уроков по здоровому образу жизни.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Дети старшего дошкольного возраста имеют особенности в проявлении личностной и ситуативной тревожности по сравнению со своими сверстниками с нормальным весом.
  2. Выявлена статистически значимая разница в показателях детей с ожирением и детей без проблем с весом по уровню тревоги. Так, дети с ожирением имеют значительно более высокий уровень тревожности по сравнению со сверстниками без проблем с весом.

Гипотеза нашего исследования о том, что дети старшего дошкольного возраста с ожирением имеют особенности в проявлении личностной тревожности по сравнению со своими сверстниками с нормальным весом – доказана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *