ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Логика организации эмпирического исследования

Цель исследования – выявление социальных и психологических факторов формирования аддиктивной реализации личности.

Эмпирическое иследование включало три этапа.

На первом этапе  был проведен анализ научно-методической литературы, формировалась выборка для проведения иследования, выбран диагностический инструментарий, для выявления видов аддикции и социально-психологических детерминант.

Скачать текст в WORD

На втором этапе проводилась непосредственно диагностика подростков, позволяющая выявить аддикцию, при помощи «Методики диагностики склонности к 13 видам зависимостей» (Г. В. Лозовая), а также проводилась диагностика, позволяющая определить особенности социальной компетентности подростков, при помощи «Шкалы социально-психологической адаптированности» (К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптация Т. В. Снегиревой).

На третьем этапе исследования проводилась обработка результатов исследования и интерпритация полученных результатов. Значимость результатов исследования оценивалась при помощи методов статистической обработки данных «Критерия кореляции» К. Пирсона.

Эмпирической базой исследования выступала МБОУ «Новолуговская средняя школа №57» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области.

В исследовании приняли участие учащиеся 9 класса данной школы.

На наличие либо отсутствие аддикции нами была обследован весь класс (25 чел.). Диапазон возрастных границ учащихся варьировался от 16 до 17 лет.

Для решения поставленных задач использовался широкий спектр методов исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников. Данный метод позволил выявить современное состояние научной обоснованности проблемы исследования. В процессе работы изучались монографии, научные отчеты, учебники, сборники научных трудов, научные статьи, материалы научных конференций, диссертации, авторефераты.
  2. Тестирование зависимостей и социально-психологических адаптаций.

          3. Методы статистической обработки данных.Методы статистической обработки данных использовались для определения взаимосвязей. Критерий корреляции Пирсона  – это метод параметрической статистики, позволяющий определить наличие или отсутствие линейной связи между двумя количественными показателями, а также оценить ее тесноту и статистическую значимость. Другими словами, критерий корреляции Пирсона позволяет определить, есть ли линейная связь между изменениями значений двух переменных. В статистических расчетах и выводах коэффициент корреляции обычно обозначается как rxy или Rxy.

Результаты и их интерпретация.

Дадим краткое описание используемых методик.

Методика «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей»( Лозовая Г.В.)

Тест на аддикцию (addictus с лат. «связанный долгами») определяет склонность человека к 13 видам зависимостей. Методика Лозовой Г.В. также позволяет диагностировать общую склонность к зависимостям.

  1. Алкогольная зависимость.
  2. Интернет и компьютерная зависимость.
  3. Любовная зависимость.
  4. Наркотическая зависимость.
  5. Игровая зависимость.
  6. Никотиновая зависимость.
  7. Пищевая зависимость.
  8. Сексуальная зависимость.
  9. Трудоголизм.
  10. Телевизионная зависимость.
  11. Религиозная зависимость.
  12. Зависимость от здорового образа жизни.
  13. Лекарственная зависимость.
  14. Общая склонность к зависимостям.

На основании результатов тестирования нельзя ставить диагноз, методика является ориентировочной и показывает общую склонность к той или иной зависимости.

Методика диагностики СПА К. Роджерса и Р.Даймонда.

 Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм «нейтрализации» установки тестируемых на социально-желательные ответы.

В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7- бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2» – сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.

 На первом этапе исследования мы провели диагностику всей параллели на наличие либо отсутствие аддикции.

Результаты исследования представлены в Приложении А и на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень зависимостей по методике «Диагностика склонности к 13 видам зависимостей»( Г.В. Лозовая), ср. балл.

Таким образом, мы выявили, у всего класса рад зависимостей. И преобладающими аддиктивным поведением является: компьютерная аддикция, никотиновая, трудовая, телевизионная, религиозная, зависимость от здорового образа жизни, лекарственная. В целом уровень аддикций находится  на среднем уровне

На втором этапе исследования мы обследовали весь класс «Шкалам социально-психологической адаптированности» (К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптация Т. В. Снегиревой). Результаты исследования представлены в Приложении А и на рисунке 2.

Рисунок 2. Уровень социально-психологической адаптированности подростков по шкале СПА, ср. балл.

Проведенная диагностика показывает, средние нормированные показатели  по всем шкалам методики.

На следующем этапе исследования применялся коэффициент линейной корреляции Пирсона (Приложение Б).

В таблице 1 представлена матрица интеркорреляций, отражающие взаимосвязи между показателями, образованными по шкалам теста Лозовой и шкалы СПА. Зафиксировано пять значимых взаимосвязей, все – на 5% уровне значимости.

Скачать текст в WORD

Таблица 1 – Взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности согласно показателям, образованным по шкалам теста Лозовой и шкалы СПА

Психологические переменные r
«Телевизионная зависимость» и «эмоциональный комфорт» -0,48
«Зависимость от курения» и «внутренний контроль» -0,47
«Трудоголическая зависимость» и «доминирование» -0,40
«Зависимость от здорового образа жизни» и «доминирование» -0,41
«Общая склонность к зависимостям» и «эскапизм» -0,40

Полученные в результате корреляционного анализа данные позволили выявить ряд статистически достоверных связей, причём во всех случаях, обратные.

Это дает нам основание утверждать, что если подростку свойственен эмоциональный комфорт, то у него нет необходимости искать суррогатные эмоции в бесконечном просмотре телевизионных передач (связь между шкалами «телевизионная зависимость» методики диагностики склонности к зависимостям и «эмоциональный комфорт» методики СПА  обратная).

При высоких показателях внутреннего контроля (интернального локуса) обнаруживаются низкие показатели по шкале «зависимость от курения». Эти данные вполне согласуются с исследованиями локуса контроля, которые показывают, что интерналы с большим успехом отказываются от курения даже при наличии опыта курильщика, а наше исследование показало, что подростки с более выраженной интернальность изначально имеют меньшие риски формирования такой зависимости даже в эпоху «экспериментирования со атрибутами взрослой жизни».

Выраженные показатели по доминированию, умение противостоять мнению и давлению других (шкала «доминирование» СПА) становятся ресурсом, обеспечивающим возможность противостоять формированию трудоголической аддикции и аддикции здорового образа жизни (соответствующие шкалы методики Г. В. Лозовой). Эти два варианта зависимости, как отмечают исследователи аддиктивной реализации личности, связаны с фиксацией на рутинных действиях, исполнении предписаний и ритуалов. Таким образом, мы можем утверждать, что при наличии выраженной ведомости риски фиксации на зависимости исполнения предписаний возрастают, а при наличии активности и стремления к самооутверждению – снижаются.

Обнаружена парадоксальная обратная связь между шкалой «эскапизм» методики СПА и интегральной шкалой «общей склонности к зависимостям» методики Г. В. Лозовой. По сути, полученные данные показывают, что те подростки, которые стараются избежать проблемных ситуаций и выбирают стратегию ухода (эскапизма) в меньшей степени склонны к аддиктивным реализациям. Мы полагаем, что такая парадоксальная связь может быть объяснена именно особенностями данного этапа онтогенеза, задачами возрастного развития. Основная задача возраста перехода от детства к взрослости – это становление эго-идентичности, выбор жизненной стратегии. Как правило, эти поиски, сопровождаются многочисленными конфликтными ситуациями, принятием решений, далеко не всегда верных, за которые приходится нести ответственность. Эскаписты проблемных ситуаций избегают, «убирая», на сколько это возможно, стрессовые ситуации из своей жизни. Возможно, именно это позволяет им, снижая риски эмоционального напряжения, избегать необходимости поиска «психологических протезов» (в терминологии Ц. П. Короленко) в сложной ситуации. Эскапист может в большей степени устраивать взрослого воспитателя (не конфликтует, послушен), но, с точки зрения Анны Фрейд, именно такой послушный подросток имеет высокие риски «расплаты в период взрослости», так как не научается брать ответственность за любые сферы своей жизни. В этом случае, риски формирования аддикции могут быть «отсроченными» и аддиктивная реализация вполне  возможна уже на более позднем этапе онтогенетического развития.

2Программа профилактики формирования зависимого поведения подростков

Цель программы – профилактика зависимого поведения.

Задачи:

1. Создать условия для отработки участниками занятий коммуникативных навыков, новых форм общения и поведения.

2. Сформировать навыки, необходимые для преодоления зависимости.

3. Поддержать позитивную самооценку.

Программа содержит 3 блока:

диагностический;

развивающий (тренинговая часть);

консультативный.

Программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста. Все техники и уп­ражнения подобраны с учетом их возрастных особенностей. Программа рассчитана на 10 часов групповых занятий, по одно­му занятию в неделю. Кроме того, в подготовительный период должна проводиться диагностическая работа с детьми и кон­сультационная – с родителями. Программа может быть исполь­зована как в полном объеме, так и частично, в зависимости от стоящих задач.

Основных принципов   групповой  работы:

Принцип добровольности участия, от включения в тренинговую группу до принятия участия в отдельном упражнении или технике.

Принцип конфиденциальности. Все, что говорится и про­исходит в группе, не должно стать достоянием третьих лиц. Это требование является условием создания атмосферы психологи­ческого комфорта, доверия и принципа безопасности.

Принцип уважения другого (не перебивать, не оценивать критически высказывания, чувства или переживания другого).

Таблица 4 – Содержание программы

Блок Цель Формы и методы Сроки
диагностический Выявление подростков, у которых наблюдается   зависимость, выяснение возможных причин Анкетирование;Графическая беседа «Круг общения»;Тест самооценки личности;Тест определения акцентуаций характера подростков. Данная работа проводится в подготовительный период
развивающий 1.Знакомство участников группы друг с другом, формирование начальной мотивации на работу и активное участие в ней. 2.Создание условий, способствующих осознанию подростками своих жизненных убеждений. 3. Создание условий, способствую-щих развитию новых убеждений. 4.Закрепление  достигнутых результатов, мотивирование подростков на их использование за пределами группы, в повседневной жизни. Упражнения – разминки (игры);Выяснение ожиданий участников группы от посещения знаний, знакомство с целями и задачами программы;Введение ритуалов приветствия-прощания;Техники общения, обсуждение чувств, переживаний и мыслей участников группы;Обучающие упражнения;Рефлексия занятия. С 1-го по 10-е занятие.
консультативный 1.Оказание индивидуальной психолого-педагогической помощи родителям в разрешении трудностей, связанных с воспитанием зависимого подростка. 2.Разрешение представлений родителей по вопросам зависимости. Любые формы и методы индивидуального консультирования. Групповые и индивидуальные консультации. Знакомство и распространение среди родителей памятки по аддикции. В течение всего времени реализации программы.

Приведем ряд занятий, которые будут проведены в рамках данного проекта.

Программа профилактики зависимости подростков состоит из трех основных этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Целью подготовительного этапа является формирование позитивной атмосферы в классном коллективе, создание новых и укрепление уже существующих межличностных связей, актуализация зависимости и социально-психологических факторов.

Второй этап предусматривает проведение комплекса воспитательных мероприятий, игр и упражнений направленных на формирование предупреждения зависимости.

Подведение итогов проведенной работы и закрепления эффекта от реализованной программы является целью заключительного этапа.

Рассмотрим подробнее план реализации и методическое обеспечение программы.

Первый этап включает три занятия. На первом занятии было проведено: воспитательный час на тему «Аддикция» и упражнение на знакомство «Я лучший».

Целью занятия было познакомить детей с вредными последствиями  донести представление о компьютере, развитие коммуникативных навыков и навыков участия в дискуссии, формирование навыков здорового образа жизни (профилактика зависимого поведения) через демонстрацию преимуществ живого общения. Упражнение «Я лучший »: подростки пишут на листе свое имя, потом надо записать свои положительные черты. В конце занятия заключительное слово социального педагога и проведения рефлексии.

На втором занятии  ученики просматривают видео-ролик «Ты и Internet» целью является создание более дружной атмосферы и донесения информации о Интернете  через мультимедийные средства.

На последнем 3 занятии подготовительного этапа проводятся тесты.

Рассмотрим операционный этап программы. Первым занятием операционного этапа является тренинг «Социальные сети или реальная жизнь», который состоит из 3 занятий.

Первое занятие тренинга на тему «Самопрезентация. Образ собственного «Я».

Цель занятия — исследовать, как создается образ «Я» в социальных сетях и продемонстрировать возможную разницу в восприятии другими этого образа.

На втором занятии тренинга «Искажение коммуникации в социальных сетях», цель, которого продемонстрировать участникам коммуникационные сообщения с верным пониманием мотивов и эмоций собеседника. Состоит из двух задач, первая: участникам предлагается разбиться на пары. Один участник пары вспоминает недавнюю историю, которая его эмоционально задела. Это должна быть небольшая история – не более 2-3 минут. Задача напарника –  вспомнить эмоционально значимый эпизод из недавних событий и рассказать об этом собеседнику.

Третье занятие тренинга на тему: «Связь виртуального и реального мира. Безопасность в социальных сетях» имеет следующие цели: продемонстрировать участникам опасность размещения личной информации в социальных сетях. В приведенных случаях участники не предполагали, что их действия в виртуальном мире могут иметь материальное продолжение.

Далее показ 5 минутного видеоролика «Школа киберсоциализации». Потребности и желания можно реализовать только в реальном мире.  Составить список, обозначить наиболее важные. Упражнение «Будущее и прошлое социальной сети»: Задание выполняется в группах. Предлагается составить «социальную сеть будущего», «социальную сеть прошлого».

Третье занятие программы — воспитательный час на тему: «Общение, самооценка, тревожность . Цель: развитие коммуникативных навыков участников, повышение их самооценки и снижение тривожности.

Упражнения:

«Коллективный счет». Задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до большого, не совершив ошибок. Участник, называя число, должен встать.

Затем проводятся спортивные соревнования «Веселые старты», целью является популяризация и пропаганда здорового образа; приобщения к культуре и спорта; воспитание чувства товарищества. Были проведены спортивные игры: «Команда быстроногих», «Перенести предметы», «Эстафета с обручами», «Зигзаг удачи»

Следующее занятие «Суд над Интернетом: Internet: глобальное добро или зло? ». Мероприятие проходит в форме ролевой игры, где присутствуют «судья», «прокурор», «адвокат», «Присяжные» сети Интернет. Дети узнали много интересных фактов, основные правила пользования сетью, говорили об опасности Интернета.

На следующем этапе программы проводится тренинг «Эффективного общения», который рассчитан на 8 занятий продолжительностью по 1 академическому часу. в него входят занятия на тему:

1. Невербальное общение: проводятся такие упражнения как «Молекулы», цель: снятие напряжения, создание дружной обстановки.

2. Второе занятие такие упражнения на разминку: «Летающая тарелка», «Внимание». Основные упражнения «Тарелка с водой», тренировка чувствительности и помощь в чтении невербальной информации партнера. В конце занятия рефлексия, закрепления.

3. Третье занятие состоит из следующих упражнений на разминку: «Презентация» более глубокое знакомство участников, основные упражнения: «Паровозик» развитие умения правильно и четко излагать указания и умение воспринимать информацию. «Что у нас общего?» Сплочения группы, «Темп языка »изучение влияния темпа речи на восприятие. В конце занятия рефлексия.

4. Последнее занятие тренинга на тему «Эффективное общение в конфликте», целью которого является диагностика собственных возможностей в экстремальных ситуациях и в конфликте, актуализация конструктивных средств взаимодействия, отработки новых умений в этой области.

Переходим к заключительному этапу программы профилактики зависимости от Интернета. Он предусматривает проведение флэшмоба «Мы за активную жизнь», целью которого является пропаганда здорового, активного образа жизни, организация содержательного досуга учащихся, прививать детям любовь к спорту и тому подобное.

Скачать текст в WORD

Подводя итоги, отметим, что программа профилактики  зависимости была реализована в трех последовательных этапах с помощью средств, объединяющих в себе тренинговые упражнения, воспитательные занятия, спортивные соревнования и экскурсии. Заключительным этапом внедрения программы стало проведение флэшмоба «Мы за активную жизнь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *