ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ

2.1 Организация и методологические основы исследования

Целью нашего исследования является выявление особенностей творческого потенциала будущих управленцев.

В исследовании приняли участие 80 студентов ВУЗа: 40 студентов 1-го курса и 40 студентов 2-курса обучения на специальности «Экономика и менеджмент». Временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых были одинаковыми. Инструкции сообщались испытуемым одинаковым образом: устные указания давались в первой и второй группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере.

Объектом исследования являются особенности развития творческого потенциала будущих управленцев.

Предмет исследования – творческий потенциал будущих управленцев.

Общей гипотезой данного исследования стало предположение о том, что существуют различия в самооценке, уровне творческого потенциала будущих управленцев, учащихся на 1-ом и 2-ом курсе по специальности «Экономика и менеджмент».

Для реализации поставленных в работе задач были использованы методы и методики, отражающие современные представления об уровне творческого потенциала, самооценки и личностной креативности будущего управленца. Выбраны следующие методики:

  1. Методика исследования оценки уровня творческого потенциала.

Текст методики представлен в приложении 1. С помощью данной методики можно исследовать самооценку качеств личности или частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности.

Творческий потенциал – это психологические, профессиональные возможности личности. Творческий потенциал можно обнаружить в уровне профессионализма, социально-профессиональной направленности и развития интеллекта.

Творческий потенциал является интегративным показателем профессиональных возможностей специалиста и в данное время является одним из востребованных профессионально значимых качеств.

В тесте применяется 9-балльная шкала самооценки качеств личности, которые выявляют уровень формирования творческого потенциала личности.

По 9-балльной шкале оценивается каждое из 18 утверждений. На основании общего числа набранных баллов и устанавливается уровень творческого потенциала.

Если респонденты набрали 18-39 баллов, то можно сделать вывод о том, что у них очень низкий уровень.

Если 40-54 баллов, то уровень низкий.

Если 55-69 баллов, то уровень ниже среднего.

Если 70-84 баллов, то уровень чуть ниже среднего.

Если 85-99 баллов, то уровень средний.

Если 100-114 баллов, то уровень чуть выше среднего.

Если 115-129 баллов, то уровень выше среднего.

Если 130-142 баллов, то уровень высокий уровень.

Если 143-162 баллов, то уровень очень высокий уровень.

  1. Тест диагностики «Самооценка творческого потенциала личности».

Текст теста представлен в приложении 2. Цель методики: самооценка респондентом творческого потенциала. Тест включает 18 вопросов. На каждый вопрос необходимо дать один ответ (а, б, в).

48 и более баллов – высокие возможности творческого потенциала.

24-47 баллов – средние возможности творческого потенциала.

23 и менее баллов – низкие возможности творческого потенциала.

  1. Тест диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник).

Текст теста представлен в приложении 3. С помощью данной методики можно выявить особенности творческой личности (факторы креативности): воображение (В); любознательность (Л); склонность к риску (Р) и сложность (С). Несмотря на то, что данная методика больше подходит для лиц юного возраста, ее также можно проводить и с взрослыми людьми более зрелого возраста.

  1. Любознательность. Личность с высоким уровнем любознательности чаще всего задает вопросы всем и обо всем, он всегда разыскивает новые способы (пути) мышления, ему нравится исследовать устройство механических предметов, выискивает разнообразные возможности решения каких-либо задач, любит изучать новые идеи и вещи, читает книги, изучает картины, карты, игры и т. д., чтобы узнать как можно больше.
  2. Воображение. Личность, имеющая развитый уровень воображения, сочиняет рассказы о тех местностях, которые он никогда в жизни не видел;

воображает, как другие будут решать проблему, которую он сам решает; грезит о разнообразных вещах и местах; очень любит размышлять о явлениях, с которыми еще не сталкивался; на картинах и рисунках видит то, что изображено необычным способом, не так, как другие; часто удивляется по поводу различных событий и идей.

  1. Сложность. Личность, ориентированная на постижение сложных явлений, показывает заинтересованность к сложным идеям и вещам; любит овладевать что-то без помощи посторонних; любит ставить себе тяжелые задачи; для достижения своей цели проявляет настойчивость; ему нравятся сложные задания.
  2. Склонность к риску. Выявляется в том, что личность будет защищать собственные идеи, не концентрируя внимания на реакции других; перед собой ставит большие цели и будет стараться их исполнить; допускает для себя вероятность провалов и ошибок; любит осваивать новые идеи или вещи и не слушает чужого мнения; не чрезмерно озабочен, когда сокурсники, родители или педагоги проявляют свое осуждение; любит рисковать, чтобы узнать, что потом из этого выйдет.

Данный опросник разработан для того, чтобы можно было оценить, в какой степени испытуемые считают себя любознательными (Л), обладающими воображением (В), способными на риск (Р) и предпочитающими сложные идеи (С). Из 50 пунктов 12 – к воображению, 12 утверждений относятся к любознательности, 13 утверждений – к фактору сложности, 13 – к способности идти на риск.

Чем больше суммарный «сырой» балл человека, ощущающего положительные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, с воображением, любознательной, способной пойти на риск и разобраться в непростых проблемах, он является. Все вышеописанные факторы личностной креативности тесно связаны с творческим потенциалом личности.

Для оценки различий между сравниваемыми группами применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты проведенного исследования по методике исследования оценки уровня творческого потенциала.

Рассмотрим полученные результаты студентов 1-го курса, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Результаты исследования оценки уровня творческого потенциала студентов 1-го курса

ФИО

Общий балл

ФИО

Общий балл

П. Н.

62

А. Н.

117

О. А.

88

С. А.

128

С. В.

120

К. В.

126

А. Д.

118

П. Д.

119

К. А.

135

В. А.

115

К. И.

140

В. И.

123

З. Е.

68

В. Е.

134

Б. И.

145

С. И.

89

А. Э.

115

С. Э.

86

Д. Д.

127

М. Д.

98

А. А.

114

В. А.

115

Л. Е.

63

Е. Е.

124

Т. С.

150

Е. С.

129

Л. К.

124

Р. К.

128

Д. Н.

122

Г. Н.

128

З. Т.

119

О. Т.

115

С. Ю.

88

О. Ю.

117

Ц. Т.

55

Т. Т.

116

Б. М.

97

С. М.

127

К. К.

94

В. К.

134

Рассмотрим полученные результаты студентов 2-го курса, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Результаты исследования оценки уровня творческого потенциала студентов 2-го курса

ФИО

Общий балл

ФИО

Общий балл

В. Н.

68

А. Н.

109

К. А.

83

С. А.

135

С. А.

135

К. В.

130

А. В.

119

П. О.

113

К. В.

68

Ш. А.

125

К. А.

63

В. Р.

122

З. А.

68

В. А.

129

Б. Е.

149

С. А.

88

А. Г.

114

С. С.

84

Д. А.

128

М. С.

101

А. С.

115

В. О.

118

Л. Г.

60

Е. Н.

128

Т. В.

152

Е. Н.

135

Л. А.

128

Р. Г.

113

А. Н.

113

Г. П.

127

З. О.

112

О. С.

114

С. Л.

89

О. Ф.

118

Ц. Е.

59

Т. Д.

112

Б. В.

99

С. Е.

130

К. О.

120

В. И.

138

Наглядно результаты исследования оценки уровня творческого потенциала студентов 1-го и 2-го курса представлены на рисунке 2.1.

Рис. 2.1 – Самооценка уровня творческого потенциала первокурсниками и второкурсниками

Результаты проведенного исследования показали, что студенты 1-го курса оценивают свой творческий потенциал следующим образом: 10% имеют высокий уровень творческого потенциала;

68% установили свой уровень выше среднего; 15% первокурсников обозначили, что их творческий потенциал имеет средний уровень; 2% считают, что их уровень очень высокий; 2% определили свой творческий потенциал ниже среднего по уровню формирования своего творческого потенциала.

Результаты исследования творческого потенциала студентов 2-го курса показали отсутствие очень высокой самооценки. 8% студентов данной выборки испытуемых оценили свой творческий потенциал как высокий; 75 % определили свой уровень выше среднего; 17% студентов указали на средний уровень творческого потенциала; 6% – уровень ниже среднего.

В результате проведенного исследования особенностей творческого потенциала мы выявили в динамике самооценок творческого потенциала студентов рост числа самооценочных суждений относительно среднего и выше среднего уровня формирования творческого потенциала с каждым последующим годом обучения.

Для оценки различий между сравниваемыми группами применялся непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Критерий Манна-Уитни позволяет определить степень различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака. Определить значение U-критерия Манна-Уитни необходимо по формуле (2.1):

(2.1)

где – количество испытуемых в первой выборке;

– количество испытуемых во второй выборке;

– большая из двух ранговых сумм;

– количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

Данные различий, полученные в ходе анализа, представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Различия уровня творческого потенциала

Uэмп

Уровень значимости (р)

Уровень творческого потенциала

786

р≤0,05 при Uкр=793

В результате сравнения уровня творческого потенциала студентов 1-го и 2-го курса были получены достоверные различия.

Таким образом, предположение о том, что существуют различия в уровне самооценки творческого потенциала студентов ВУЗа на 1-ом и 2-ом курсах обучения, подтвердилось.

Результаты проведенного исследования по Тесту диагностики «Самооценка творческого потенциала личности».

Рассмотрим полученные результаты студентов 1-го курса, представленные в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Результаты исследования самооценки творческого потенциала студентов 1-го курса

ФИО

Общий балл

ФИО

Общий балл

П. Н.

32

А. Н.

46

О. А.

33

С. А.

44

С. В.

32

К. В.

32

А. Д.

19

П. Д.

35

К. А.

50

В. А.

36

К. И.

44

В. И.

32

З. Е.

42

В. Е.

28

Б. И.

45

С. И.

25

А. Э.

22

С. Э.

22

Д. Д.

23

М. Д.

19

А. А.

47

В. А.

49

Л. Е.

44

Е. Е.

51

Т. С.

35

Е. С.

55

Л. К.

49

Р. К.

25

Д. Н.

51

Г. Н.

27

З. Т.

46

О. Т.

27

С. Ю.

42

О. Ю.

28

Ц. Т.

50

Т. Т.

30

Б. М.

22

С. М.

32

К. К.

25

В. К.

49

Рассмотрим полученные результаты студентов 2-го курса, представленные в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Результаты исследования самооценки творческого потенциала студентов 2-го курса

ФИО

Общий балл

ФИО

Общий балл

В. Н.

26

А. Н.

49

К. А.

26

С. А.

50

С. А.

28

К. В.

35

А. В.

35

П. О.

36

К. В.

34

Ш. А.

36

К. А.

25

В. Р.

57

З. А.

36

В. А.

50

Б. Е.

24

С. А.

24

А. Г.

49

С. С.

35

Д. А.

55

М. С.

28

А. С.

24

В. О.

34

Л. Г.

55

Е. Н.

28

Т. В.

47

Е. Н.

33

Л. А.

56

Р. Г.

33

А. Н.

47

Г. П.

36

З. О.

44

О. С.

34

С. Л.

41

О. Ф.

40

Ц. Е.

42

Т. Д.

41

Б. В.

42

С. Е.

49

К. О.

58

В. И.

50

Наглядно результаты исследования самооценки творческого потенциала в первой и второй группе представлены на рисунке 2.2.

Рис. 2.2 – Результаты самооценки творческого потенциала

В результате проведенной методики «Самооценка творческого потенциала личности» были получены следующие результаты: 75% студентов 2-го курса имеют наибольшие показатели по среднему значению самооценки творческого потенциала, чем студенты 1-го курса (68%). Это значит, что у испытуемых есть творческие качества, но при этом есть препятствия, которые мешают реализовывать свой творческий потенциал. Это может быть и боязнь неудачи, страх общественного осуждения, непризнания другими людьми. Опасение порицания за что-то непривычное для других поведение, за новые чувства, убеждения сковывают их творческую активность.

Значительный, то есть высокий творческий потенциал заложен у 28% испытуемых 1-го курса, 25% – у испытуемых 2-го курса. У студентов 2-го курса вообще отсутствуют низкие оценки по результатам исследования. У студентов 1-го курса низкие баллы имеют 4%. Это свидетельствует о том, что испытуемые недооценивают себя. Отсутствие веры в свои силы повергает к размышлениям о том, что у них нет способности к творчеству, разыскиванию чего-то нового.

При оценке различий самооценки творческого потенциала студентов между курсами с помощью U-критерия Манна-Уитни, получились следующие результаты. Результаты различий, полученные в ходе анализа, представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Различия самооценки творческого потенциала

Uэмп

Уровень значимости (р)

Самооценка творческого потенциала

601

р≤0,05 при Uкр=628

В результате сравнительного анализа были получены достоверные различия самооценки творческого потенциала двух выборок. Т. к. полученные эмпирические значения Uэмп достигают уровня статистической значимости Uкр=628 при р≤0,05.

Результаты проведенного исследования по Тесту диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник).

При анализе полученных данных по тесту применяются четыре фактора личностной креативности, которые тесно коррелируют с творческими возможностями личности. Они включают Воображение (В), Любознательность (Л), Склонность к риску (Р) и Сложность (С).

Полученные данные сравниваются со статистическим нормативом по стране:

Таблица 2.7 – нормативные показатели для американских и российских исследуемых

Факторы креативности

Россия

Американские

Среднее, М

Стандартные отклонения, Δ

Среднее, М

Стандартные отклонения, Δ

Любознатель ность

16,9

4,0

16,4

4,3

Вообра жение

16,0

5,1

16,0

4,7

Слож ность

16,9

3,9

14,8

5,1

Склон ность к риску

16,9

15,9

62,1

18,0

Сумма рный

68,1

15,9

62,1

18,0

Рассмотрим полученные результаты студентов 1-го курса, представленные в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Результаты исследования личностной креативности студентов 1-го курса

ФИО

Факторы креативности

Суммарный «сырой» балл

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

П. Н.

16

10

13

20

59

О. А.

17

9

14

21

61

С. В.

18

19

14

22

73

А. Д.

19

14

14

15

62

К. А.

10

15

12

23

60

К. И.

22

14

15

18

69

З. Е.

21

14

18

19

72

Б. И.

15

16

19

19

69

А. Э.

24

20

12

17

73

Д. Д.

16

22

14

15

67

А. А.

17

19

13

20

69

Л. Е.

17

17

8

26

68

Т. С.

17

14

9

22

62

Л. К.

18

5

10

19

52

Д. Н.

24

8

15

22

69

З. Т.

15

6

16

19

56

С. Ю.

19

8

17

20

64

Ц. Т.

23

11

14

22

70

Б. М.

21

12

13

23

69

К. К.

23

15

15

19

72

А. Н.

23

14

15

17

69

С. А.

18

18

16

15

67

К. В.

14

20

14

16

64

П. Д.

15

11

15

14

55

В. А.

15

12

16

15

58

В. И.

16

13

17

15

61

В. Е.

15

14

19

14

62

С. И.

14

10

20

16

60

С. Э.

15

8

15

18

56

М. Д.

16

9

16

20

61

В. А.

16

12

12

21

61

Е. Е.

18

11

12

15

56

Е. С.

20

9

11

19

59

Р. К.

21

10

14

18

63

Г. Н.

21

15

13

16

65

О. Т.

20

14

13

14

61

О. Ю.

16

19

13

10

58

Т. Т.

18

20

14

20

72

С. М.

17

21

15

22

75

В. К.

17

22

14

25

78

Рассмотрим полученные результаты студентов 2-го курса, представленные в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Результаты исследования личностной креативности студентов 2-го курса

ФИО

Факторы креативности

Суммарный «сырой» балл

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

В. Н.

17

11

14

21

63

К. А.

22

15

15

25

77

С. А.

20

14

17

24

75

А. В.

21

14

18

22

75

К. В.

22

14

19

25

80

К. А.

15

15

12

21

63

З. А.

18

15

22

20

75

Б. Е.

14

12

14

19

59

А. Г.

8

16

15

17

56

Д. А.

12

9

15

20

56

А. С.

16

10

15

20

61

Л. Г.

22

11

17

19

69

Т. В.

25

11

18

18

72

Л. А.

24

12

16

17

69

А. Н.

21

5

19

22

67

З. О.

22

4

15

25

66

С. Л.

19

10

17

20

66

Ц. Е.

15

9

11

19

54

Б. В.

11

8

12

18

49

К. О.

11

15

14

18

58

А. Н.

13

8

15

20

56

С. А.

15

16

16

21

68

К. В.

17

10

16

21

64

П. О.

22

9

14

15

60

Ш. А.

15

8

15

14

52

В. Р.

22

8

13

18

61

В. А.

15

7

14

18

54

С. А.

19

10

15

22

66

С. С.

23

12

9

20

64

М. С.

15

15

9

21

60

В. О.

19

14

10

15

58

Е. Н.

14

16

14

21

65

Е. Н.

17

8

15

18

58

Р. Г.

17

10

11

22

60

Г. П.

18

9

13

19

59

О. С.

19

10

15

19

63

О. Ф.

8

11

18

20

57

Т. Д.

10

11

19

18

58

С. Е.

9

14

17

17

57

В. И.

16

13

17

15

61

Чем больше суммарный «сырой» балл человека, ощущающего положительные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, с воображением, любознательной, способной пойти на риск и разобраться в непростых проблемах, он является.

Таким образом, анализ результатов исследования личностной креативности показал, что по фактору «Любознательность» нормативный показатель имеют 55% студентов 2-го курса (47% студенты 1-го курса). По фактору «Воображение» наибольшее значение нормативного показателя имеют 25% студентов 1-гокурса (19% студенты 2-го курса). По фактору «Сложность» наибольший нормативный показатель имеют студенты 2-го курса (39%), у студентов 1-го курса это показатель равен 28%. По фактору «Склонность к риску» нормативный показатель у большинства студентов 1-го курса – 44% (41% у студентов 2-го курса).

Из всего вышеперечисленного можно отметить, что в основном у студентов 1-го и 2-го курса все показатели ниже нормативного, за исключением любознательности, что может выражаться в следующем: личность с высоким уровнем любознательности чаще всего задает вопросы всем и обо всем, он всегда разыскивает новые способы (пути) мышления, ему нравится исследовать устройство механических предметов, выискивает разнообразные возможности решения каких-либо задач, любит изучать новые идеи и вещи, читает книги, изучает картины, карты, игры и т. д., чтобы узнать как можно больше.

Также допускает для себя вероятность провалов и ошибок; любит исследовать новые идеи и предметы и не слушает постороннего мнения; не слишком озабочен, когда сокурсники, родители или учителя проявляют ему свое осуждение.

2.3 Рекомендации по стимулированию творческого потенциала будущих управленцев

Для стимулирования творческого потенциала необходимы следующие методы:

1) Сглаживание или минимизация негативного воздействия культурных и моральных запретов могут помочь:

увеличению области интересов личности (через обучение, в том числе через самообучение, что повысит объем знаний и возможно принесет другое понимание той реальности, в которой находится личность);

самоотождествление с другой личностью (помогает посмотреть на проблему «другими глазами», при этом личные ценностно-ориентационные убеждения отходят на второй план, или получение способности «взгляда со стороны», возникновение в разуме так называемого «наблюдателя»);

освобождению воздействия убеждений, сложившихся в процессе деятельности (например, в итоге приобретения опыта при совершении схожей или аналогичной деятельности) может содействовать смена деятельности, переключение внимания.

2) Так как для выявления творческого потенциала некоторые исследователи считают немаловажным иметь высокую самооценку, разумно будет влиять на него посредством увеличения внешней позитивной и уменьшения внешней негативной мотивации. В. Н. Дружинин замечает, что внешняя мотивация проявляет позитивное влияние только на малокреативных людей.

3) Исследователи биографий творческих личностей подмечают, что творчество выражается слабее, если в эмоциональной области определяется сравнительно долговременная стабильность, и наоборот, интенсивный всплеск творчества зачастую может вызвать посттравматический стресс, или позитивный стресс (например, переживание эйфории любви).

В пределах анализируемых методов можно выдвинуть такие методы воздействия, как, например, резкая смена окружения, сферы деятельности, обстановки (не секрет, что художники, поэты, ученые нередко именно данным способом одолевали свой кризис творчества).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *