Экономические интересы России на Ближнем Востоке

Интересы РФ в области экономики прежде всего обусловлены сырьевой специализацией российской экономики.

Прежде всего Россия имеет стратегические интересы с странами -экспортерами нефти, которые входят в картель ОПЕК. В мировом сообществе ОПЕК — это крупнейший нефтяной картель, являющийся самым влиятельным объединением стран на рынке энергоносителей. Организация стран-экспортеров нефти — ОПЕК (ОРЕС, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Участниками этой организации становятся государства, чья экономический комплекс имеет сырьевую специализацию.

Изъявляя стремление к активизации борьбы против монополизированного нефтяными компаниями рынка энергоносителей, развивающиеся государства, экспортирующие жидкое топливо осознали, что необходимо сложить все собственные усилия и противопоставить организации монополий свою собственную. В 1960 году по инициативе Венесуэлы в Багдаде главные поставщики нефти на мировой рынок — Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия основали Организацию стран экспортёров нефти (ОПЕК). ОПЕК была зарегистрирована в Организации Объединённых Наций 6 сентября 1962 года. Устав ОПЕК, утвержденный на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года, был неоднократно пересмотрен и дополнен. Сегодня на долю ОПЕК приходится около 40% мирового производства нефти.

Российская Федерация не может не считаться с влиянием столь мощного игрока на мировом энергетическом рынке, как ОПЕК. Не считаться в плане взаимодействия с ним. Тем более, структуры ОПЕК проявляют активность на пространстве Содружества независимых государств, бывших в недалёком прошлом республиками СССР, а ныне объявленных Россией сферой своих приоритетов. О подобных тенденциях, как в политике ОПЕК, так и России, не раз высказывался Виталий Бушуев — Генеральный директор Института энергетической стратегии (ИЭС). Он полагает, что для того, чтобы установить взаимоотношение с нашими партнёрами в мировом сообществе, надо иметь собственное мнение на развитие мировой энергетической ситуации не только на текущий, но и на достаточно длительный период. «Мы вступаем в период, когда глобализация, в частности энергетическая, уступает место энергетической регионализации. Многие страны-потребители взяли курс на развитие собственных энергетических источников, собственное энергообеспечение, и это серьёзнейшим образом влияет на позицию тех компаний или стран-экспортёров, которые были законодателями на рынке. Всё это продиктовано политическими мотивами — обеспечить независимость от внешних поставок». Анализирующий отношения РФ и ОПЕК эксперт считает, что эта организация вызывает значительное уважение хотя бы тем, что больше делает, чем декларирует, и России есть, чему поучиться у этой Организации.

Страны-экспортёры нефти, входящие в ОПЕК, давно перешли на стратегию развития, которое последует после нефтяного бума, и они не боятся сворачивания этого нефтяного бума и нефтепроизводства в своих странах. Они развивают перерабатывающее пр  изводство нефти и демонстрируют гибкость в плане диверсификации бизнеса. В свою очередь, Россия имела концепцию взаимоотношений с ОПЕК уже в 1997 г.

Говоря о российских интересах в отношении ОПЕК, можно сослаться на позицию президента Центра энергетической дипломатии и геополитики С.З. Жизнина, который считает, что «Россия заинтересована в стабильном, предсказуемом рынке нефти и в разумно высоких ценах. И в этом интересы с ОПЕК совпадают. Но Организация хочет усилить своё влияние на мировом нефтяном рынке. Россия же заинтересована быть глобальной энергодержавой и должна учитывать важное место ОПЕК в системе глобальных центров». Речь идет о стратегии отношений России по отношению к мировым энергетическим центрам, включая и такие, как Международное энергетическое агентство (МЭА).

Формат сотрудничества был определен во второй половине 1990-х годов и, начиная с 1998 г. Россия выступает наблюдателем в ОПЕК. За это время стороны накопили позитивный опыт партнерства. Сложился перспективный формат регулярных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран, входящих в эту организацию. Стратегическая цель России обозначена в следующем направлении — содействовать обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех участников. По предложению России стороны реализуют сравнительно новую инициативу по организации и регулярному проведению энергодиалога Россия — ОПЕК. Она базируется на универсальных принципах российского подхода к повышению глобальной энергетической безопасности и не направлена против каких-либо третьих стран и организаций.

Так, Россия и ОПЕК определили круг совместно прорабатываемых вопросов, прежде всего стратегического значения, куда относится перспективное влияние на мировой рынок нефти новых тенденций и возможностей (развитие добычи на шельфе, добыча и переработка тяжелой нефти, и другие).

Сюда включен ряд других совместных вопросов, как степень обоснованности рекомендаций энергетических агентств и организаций, в том числе МЭА. Важной сферой обозначена необходимость определения степени влияния и пути преодоления монополизации сервисных услуг на нефтегазовом рынке.

В условиях сохраняющейся зависимости российской экономики от нефтедолларов возможности проведения более активной нефтяной политики, а также влияния на цену нефти у России очень ограничены. При этом Россия сохраняет за собой право позиционировать в качестве «энергетической сверхдержавы». Несмотря на примирительную риторику, отношения между ОПЕК и Россией остаются достаточно прохладными, так как Россия стремится координировать нефтяную политику со странами ОПЕК, следовательно, влиять на цены, но при этом не сокращать собственный экспорт. Кроме того, предложения России с технической точки зрения не соответствуют представлениям Саудовской Аравии и большинства других стран ОПЕК о механизмах регулирования нефтяного рынка. Итак, причина перманентно возникающей конфликтной ситуации между Россией и ОПЕК кроется в том, что интересы этих игроков на мировом нефтяном рынке частично пересекаются, но стратегические цели не совпадают.

Как известно, к основным российским конкурентам на мировом нефтяном рынке относятся страны, чьи издержки добычи и доставки нефти на мировой рынок существенно ниже. При этом финансовые риски в большинстве конкурирующих с Россией государств ОПЕК существенно ниже, а инвестиционная привлекательность нефтегазового комплекса выше, чем в России. По убеждению ведущего аналитика корпорации «Файненшл Бридж» Д. Александрова, в России сегодня преобладает не идея о стратегических планах развития или вопросы управления ценой, а сиюминутное пополнение ликвидности, поэтому в современных условиях

Россия фактически ничего не может предложить ОПЕК. Со своей стороны, А. Конопляник отмечает, что вступление России в ОПЕК предполагает использование инструмента поддержания высоких цен для сдерживания экспорта. Вступив в ОПЕК, Россия, по его мнению, приобретает дополнительные обязательства, которые необходимо будет выполнять. Если принять во внимание объемы российского экспорта, то она остается в ОПЕК «младшим» партнером с постепенно деградирующей нефтяной промышленностью, не имеющей достаточных инвестиций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *